Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:06, доклад

Описание работы

Революционная перестройка всей системы народного образования началась с первых дней социалистической революции. Декретом от 9 ноября (по старому стилю) 1917г. была организована Государственная комиссия по просвещению, которая занялась разработкой основ строительства новой системы народного образования.

Файлы: 1 файл

срсп 6 истр пед.docx

— 29.78 Кб (Скачать файл)

В соответствии с решением XXIII съезда КПСС (1966г.) 10 ноября 1966 г. Центральным комитетом партии было принято постановление "О мерах дальнейшего улучшения работы средней образовательной школы". В постановлении были определены меры по укреплению материально-технической базы общеобразовательной школы (строительство новых улучшенных зданий, разработка и выпуск новых учебников и оборудования для школьных кабинетов, мастерских, необходимого спортивного инвентаря.) были введены факультативные курсы по отдельным предметам, избираемым уч-ся по их желанию и интересам. В старших классах некоторых школ было введено дифференцированное обучение: углубленное изучение в соответствующих отделения школы отдельных предметов – физики, математики, позже химии, биологии, гуманитарных дисциплин. В хорошо оборудованных сельских школах, уч-ся старших классов изучали автодело, трактор, комбайн и др. сельхозмашины.

 Было усилено внимание  к воспитывающей функции общеобразовательной  школы и в штаты школьных  работников введена должность  педагога-организатора внеклассной  и внешкольной работы. В связи с этими изменениями в 1970 году был принят новый Устав средней общеобразовательной школы, на основе этого государственного документа выпускники восьмилетних школ могли продолжать образование в полных общеобразовательных средних (десятилетних школах 9-10 кл.), в средних специальных заведениях – техникумах (3-4 года обучения), в средних проф. - техн. училищах (ПТУ 3-4 года), а также в школах рабочей и сельской молодежи (9-11кл.). Все эти учебные заведения давали полное среднее образование и аттестат зрелости.

Таким образом, была решена проблема получения полного среднего образования  в сочетании с профессиональной подготовкой молодежи к труду  в нар. хоз. страны.

В 1972 г. на основе решений XXIV съезда ЦК КПССС и совета министров СССР принимается постановление "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы". Это постановление подвело итоги работы по улучшению качества советского образования и указало пути совершенствования учебно-воспитательного процесса во всех типах учебных заведений. Стояла задача к 1975г. завершить переход на новые учебные классы, программы, оборудовать во всех школах учебные кабинеты, обеспечить учащихся новыми учебниками.

Продолжалось укрепление учебно-материальной базы, расширялась  сеть внешкольных учреждений: дома пионеров, станции юных техников и  натуралистов, детские и юношеские  спортивные школы.

В школах увеличивается количество групп продленного дня, открывались  межшкольные учебно-производственные комбинаты, открывается большое  количество детских садов.

На XXV (1976) съезде определяется комплексный подход к постановке всего дела воспитания, т. е. обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. После 25 съезда последовали постановления 1977 г. "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания уч-ся общеобразовательных школ и подготовки их к труду", 1979 "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы". В постановлении определены кардинальные направления воспитательной работы среди молодежи и учащихся: формирование науч. мировоззрения, высоких моральных качеств, трудолюбия, привития интереса к политическим знаниям, развитие активности, воспитание на революционных, боевых и трудовых традициях партии, народа, в духе коммунистической морали, необходимо добиваться единства учебного и воспитательного процесса, укрепление связи семьи, школы, общественности. В 1980 г. – переход на 11-летнее образование, обучение с 6 лет, новые курсы: Этика и психология семейной жизни, информатика. К началу 1980-х годов созидательный потенциал сложившейся школьной системы образования был в основном исчерпан. Школе в этот период был присущ бюрократизм, идеологизация, политизация, процентомания (показывались высокие проценты успеваемости, что не соответствовало действительности, знания были слабыми), недостаток в научно-педагогическом обосновании учебного процесса, недостаточное обеспечение финансовых, кадровых и иных ресурсов, фактич. низкий уровень подготовки массы учащихся, рост не посещаемости.

Неудачной попыткой выхода из кризиса была школьная реформа 1984 г. предусмотренные реформой планы слияния общего и профессионального образования невыполнимы, многие задачи были надуманными и только усугубляли кризис образования.

В ходе распада СССР в начале 1990-х гг. школа в России, Беларуси приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. Увеличивались несоответствия между провозглашенными высокими целями образования и результатами школьного обучения и воспитания. Это выражалось в снижении уровня успеваемости, падения интереса к образованию, ухудшения здоровья учащихся, асоциальном поведении детей и подростков, назрела необходимость реформировать школу, образование, учебные заведения всех типов.

 

Развитие педагогической науки.

В 1943 г. созданная Академия пед. наук РСФСР (с 1967 г. Академия пед. наук СССР). Этот орган был объявлен основным центром развития народного образования, популяризации педагогических знаний, разработки вопросов общей и специальной педагогики, истории педагогики, школьной гигиены, психологии, методик преподавания основных дисциплин в общеобразовательной школе и педагогических учебных заведениях, подготовки научно-педагогических кадров.

Такие известные ученые как  Г.И. Щукина, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский, В.В. Сухомлинский, Л.В. Занков и мн. др. разрабатывали проблемы методологии (воспитание как общественное явление: цель, социальные функции воспитания, биологическое и социальное воспитание), содержание общего образования, теории обучения, политехнического образования и трудового воспитания, всестороннего развития личности и др.

Педагоги-новаторы объединяют теоретический поиск с лабораторно-экспериментальной  работой: Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова (начальная школа), В.Ф. Шаталов (естественный цикл предметов), Е.Н. Ильин (литература), И.М. Волков (развитие творческих возможностей уч-ся, как средство нравственного воспитания).     


Информация о работе Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг.