Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 05:30, контрольная работа
Описание педагогического процесса, содержание его компонентов составляет теоретико-методологическую основу процесса обучения. Он соотносится с педагогическим процессом как часть с целым и имеет свои особенности. Главными компонентами процесса обучения обозначены в определении, от которого следует вести изучение его структуры, соотнося с составляющими педагогического процесса.
1. Процесс обучения (характеристики, особенности )
2. Приемы учебной деятельности (схема)
3. Педагогические ситуации и задачи
4. Компоненты педагогической деятельности (таблица)
Описание педагогического процесса,
содержание его компонентов составляет
теоретико-методологическую основу процесса
обучения. Он соотносится с педагогическим
процессом как часть с целым и имеет свои
особенности. Главными компонентами процесса
обучения обозначены в определении, от
которого следует вести изучение его структуры,
соотнося с составляющими педагогического
процесса.
Обучение
означает целенаправленную последовательную
передачу (трансляцию) общественно-исторического
социокультурного опыта от одного человека
(одних людей) другому (другим) в специально
организованных условиях семьи, школы,
вуза, детского сообщества. Обучение,
как часть воспитания, подвержено действию
его наиболее общих закономерностей и
так же, как воспитание, зависит от конкретно-исторических,
социокультурных условий жизнедеятельности
общества. Сущность процесса обучения:
социальная, педагогическая и психологическая.
К функциям процесса обучения относятся:
формирование знаний, умений и навыков;
формирование мировоззрение; профоринтация;
креативность; подготовка к непрерывному
образованию; развитие личности и самостоятельного
мышления.
Процесс
обучения - сложная система, поэтому целесообразно
применить декомпозиционный подход и
рассмотреть модель моделей. Это может
быть «срез» на уровне иерархии либо рассмотрение
некоторых компонентов как самостоятельных
систем в форме моделей. Основными элементами
процесса обучения являются учение и преподавание.
Процесс обучения характеризуется
следующими особенностями:
- имеет дело преимущественно с искусственными
объектами и системами: знаковыми, схематизированными,
символическими, систематизированными,
модельными;
- преобладают логический, когнитивный
(познавательный) компонент, идет усвоение
знаний, умений и навыков, способов познавательной
и предметнотехнологической области;
- в обучении все ориентировано, прежде
всего, на область сознания. Основными
его образующими являются смыслы и языковые
значения.
Задачи процесса
обучения состоят в формировании системного
предметного содержания образования и
собственной учебно-познавательной деятельности
обучающихся, обеспечивающие в комплексе
его развитие.
Схема процесса общения
Учение - специфическая форма самостоятельной познавательной деятельности человека, направленная на овладение опытом предшествующих поколений, зафиксированным в материальной и духовной культуре общества.
Учение рассматривается
и как деятельность (А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Г.П. Щедровицкий,
И.Б. Ительсон и др.); как процесс постановки
и решения задач (Е.А. Будилова, В.А. Онищук,
Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.З. Рахимов
и др.); как реализация умственных действий
или интеллектуальных операций, таких
как анализ и синтез, отождествление и
различение, абстрагирование и обобщение,
ориентировка и селекция, классификация
и сериация, кодирование и перекодирование
(С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина,
Е.Н. Кабанова-Меллер, Ж. Пиаже и др.).
Характер
учебной деятельности обусловлен видом
обучения - сообщающим (объяснительно-иллюстративным)
а) пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;
б) активного самостоятельного поиска, обнаружения и использования информации;
в) организуемого извне направляемого
поиска, обнаружения и использования информации.
Для каждой
из перечисленных выше ситуаций характерны
свои способы управления деятельностью
обучающихся. Для первой ситуации типичны
такие
методы обучения, как сообщение,
разъяснение, преподнесение, показ, задавание.
Для ситуации активного самостоятельного
поиска характерны пробуждение, удивление,
любопытства; возникновение вопросов
и интересов путем сталкивания обучающегося
с необычными или впечатляющими фактами
и положениями. Ситуация направляемого
поиска воплощает постановку проблем
и задач, обсуждения и дискуссии, совместного
планирования и консультаций.
предметной; собственно учебной деятельности.
Преподавание
один из основных системообразующих компонентов
процесса обучения. В структуре учебная
деятельность имеет структуру, складывающуюся
из двух составных частей: обучения преподаванием
называют процесс деятельности педагога,
который может функционировать только
в результате тесного эмоционально-интеллектуального
взаимодействия с обучающимся как в непосредственной,
так и опосредованной форме. Но, в какой
бы форме это взаимодействие ни вступало,
процесс преподавания обязательно предполагает
наличие активного процесса учения. Таковым
он выступает при условии, когда деятельность
обучающихся обеспечивается, организуется
и контролируется педагогом, когда в процессе
обучения осуществляется целенаправленное
формирование у обучающихся готовности
к самообразованию, когда целостность
процесса обучения обеспечивается общностью
целей преподавания и учения.
Предметом
деятельности преподавания выступает
управление учебной деятельностью обучающихся
в рамках того содержания образования,
которое предопределяется задачами развития
интеллектуальных, нравственных и физических
сил и способностей обучающихся.
Управленческая
деятельность преподавания складывается
из планирования собственной деятельности
обучающихся на занятии, организации этих
деятельностей, стимулирования активности
и сознательности деятельности обучающихся
по усвоению знаний и способов деятельности,
контроля, регулирования уровня обученности
и выполнения обучающимися учебных действий,
анализа результатов обучения и прогнозирования
дальнейших успехов в личностном развитии
обучающихся.
Руководящая
роль педагога в процессе преподавания
состоит в том, чтобы осуществлять управление
активной и сознательной деятельностью
по освоению учебного материала. Для этого
необходимо:
- создавать благоприятные условия для
принятия этих задач обучающимся;
- давать четкие инструкции им о способах
предстоящей учебной деятельности;
- оказывать обучающемуся своевременную,
необходимую и достаточную помощь;
- побуждать у обучающихся любознательность,
любопытство, чувство долга и ответственности.
Структуру процесса обучения можно
представить следующим образом.
Мотивы
представляют собой внутренние побуждения
к целенаправленной учебной деятельности
обучающегося, связанные с удовлетворением
его образовательных потребностей. Развитие
мотивов происходит через изменение и
расширение круга учебной деятельности.
Цель —
идеальное представление о результате,
к которому стремится педагог в обучающем
взаимодействии со студентом. Цель обучения
должна быть развернута в совершенно конкретных
четких критериях того, что обучающийся
должен уметь делать в конце обучения
как его итог и результат. Цели процесса
обучения: воспитательная, образовательная
и развивающая.
Наряду
с целями обучения системообразующими
понятиями в структуре процесса обучения
выступают деятельность педагога (преподавание),
деятельность обучающегося (учение) и
результат, связанный с конечным уровнем
усвоения определенной системы знаний,
умений и навыков, степенью обученнности
и воспитанности обучающихся.
Переменными
составляющими процесса обучения выступают:
содержание учебной деятельности, методы,
средства и организационные формы обучения,
учебная деятельность обучающихся.
Приемы учебной деятельности обучающихся
Содержание
учебной деятельности заключается в передаче
социального опыта подрастающему поколению.
Педагогическая наука опытно-экспериментальным
путем устанавливает количество, качество
и степень трудности необходимой для обучающихся
информации, возможности ее усвоения и
практического применения, Учебная информация,
подлежащая усвоению, должна быть педагогически
переработана, отобрана с точки зрения
ее актуальности в данных социальных условиях
и адаптирована с учетом индивидуального
и возрастного развития обучающихся.
Методы
обучения являются способами обучающего
взаимодействия педагога и обучающихся.
Тенденция развития методов обучения
отражает динамику перехода от методов
деятельности педагогов (требование, инструктаж,
информация и др.) к методам деятельности
обучающихся (поиск, упражнения и др.) и
от них к методам самоорганизации и самостоятельности.
Это имеет особенно важное значение в
связи с активным внедрением дистанционного
обучения в систему образования различного
уровня.
Средства
обучения выступают как материализованный
носитель метода.
Организационные
формы представляют собой ограниченную
во времени и организованную в пространстве
совместную деятельность педагогов и
обучающихся. В процессе обучения у обучающихся
формируются приемы учебной деятельности.
Модель
эмоционально-интеллектуального взаимодействия
участников процесса обучения:
Составной
частью процесса обучения являются педагогические
ситуации, которые характеризуют его состояние
в определенное время и в определенном
месте. Ситуации всегда конкретны, они
создаются или возникают в процессе проведения
лекций, практических занятий, лабораторных
работ и т.д. и, как правило, разрешаются
здесь же. Значение педагогических ситуаций
для описания и анализа процесса обучения
огромно, через них он проявляется. В педагогической
ситуации концентрируются достоинства
и недостатки педагогического процесса.
Динамичность
процесса обучения, его способность к
самодвижению и саморазвитию обеспечивается,
обусловливается педагогическими ситуациями.
Педагогический процесс можно рассматривать
как непрерывную цепь взаимосвязанных,
взаимопродолжающихся педагогических
ситуаций. Это наиболее подвижные, быстро
поддающиеся изменению элементы процесса
обучения.
Структура
педагогических ситуаций внешне проста.
В нее входит педагог, обучающийся, их
эмоционально-интеллектуальное взаимодействие.
Но такая простота обманчива, так как оно
проявляется в совместном действии двух
сложных внутренних миров педагога и обучающегося.
Педагогические
ситуации могут создаваться целенаправленно
или возникать стихийно. В любом случае
они должны разрешаться осторожно, продуманно,
с предварительным проектированием выхода
из них. Это всегда согласование педагогического
процесса с интересами его участников
и оперативный учет индивидуально-типологических
особенностей конкретных людей и реальной
обстановки.
Педагогическая
ситуация всегда проблема. Всякая педагогическая
проблема - это объективно возникающий
в педагогической теории или педагогической
практике вопрос относительно процессов
обучения к воспитанию человека. Они носят
общий характер, связанный с педагогическим
процессом в целом, его составляющими,
либо частный, т.е. возникают в ходе обучения.
Педагогические проблемы требуют решения,
но они не всегда могут быть разрешены
немедленно.
Способом
разрешения проблемной педагогической
ситуации является педагогическая задача.
Она определяется как педагогическая
проблема, соотнесенная с целью деятельности
и условиями ее осуществления. Педагогическая
ситуация определяет комплекс условий,
при которых решается педагогическая
задача. Эти условия могут как способствовать,
так и препятствовать успешному решению
задачи.
Педагогическая
задача - результат осознания педагогом
педагогической ситуации в целом. Результатом
решения будет новообразование в форме
знаний, умений и навыков, способов действий,
форм поведения, видов деятельности и
качеств личности. Задачи возникают всегда,
когда нужно подготовить переход человека
от состояния «незнания» к состоянию «знания»,
от «непонимания» к «пониманию», от «неумения»
к «умению» и др.
Решение
педагогической задачи - процесс сложный,
а результат - неоднозначный, потому что
осуществляется в системе «педагог-обучающийся».
Перевод человека из одного состояния
в другое можно осуществить несколькими
способами и различных людей по-разному.
Следует различать
понятия педагогическая задача и функциональная
задача. Последние связаны с выполнением
педагогом своих функций (чтение лекций,
проведение лабораторных работ, организация
производственной практики, руководство
курсовым и дипломным проектирование
и др.). В педагогических задачах идет поиск
ответа на вопрос: «Как лучше в данной
ситуации выполнить профессиональные
функции и достичь поставленной цели?».
Педагогические
задачи делятся на три больших класса:
задачи по обучению, задачи по воспитанию
и задачи по организации совместной эмоционально-интеллектуальной
деятельности педагога и обучающихся.
Каждый класс подразделяется на группы.
Классификация и характеристика педагогических
задач показана рис.
Существуют
другие классификации педагогических
задач. Важно понимать, что это всегда
осознанная педагогом «проблемная ситуация,
выход из которой субъект решения ищет
с учетом ограничений и предписаний, накладываемых
искомым результатом, нормами и правилами
самой профессии, производственными условиями,
в которых задача решается, а также собственных
возможностей».
Виды педагогических задач
При решении педагогических задач существуют различные варианты построения процесса обучения: репродуктивный и продуктивный Репродуктивный включает следующие этапы:
а) постановка и осознание задачи;
б) восприятие явлений, фактов;
в) осмысление;
г) понимание;
д) запоминание;
е) усвоение;
з) применение (репродуктивное,
алгоритмическое, творческое).
Продуктивный
вариант построения процесса обучения
показан в табл. 6. При этом подходе добывания
и применения знаний носит поисковый,
творческий характер. Стимулируются самоанализ,
саморегуляция и инициатива. В настоящее
время этот вариант находит самое широкое
применения в образовательной практике.
С помощью педагогических задач можно
описать педагогическую деятельность.
Педагогическая деятельность - воспитывающее и обучающее воздействие педагога на обучающегося, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования.
Таблица 6. Содержание продуктивного варианта построения процесса обучения
Педагогическая деятельность
является сложно организованной системой
различных видов деятельности. К
ним относятся:
1. Деятельность педагога, обучающего непосредственно.
2. Деятельность по обобщению опыта обучения.
Она состоит в сопоставлении процедур
обучения и выделении наиболее эффективных
приемов и способов обучения - деятельность
методиста, конструирующего приемы и методы
обучения.
3. Деятельность, направленная на построение
учебных средств, учебных предметов.
4. Деятельность программирования, составления
учебных программ.
5. Рефлексивная деятельность.
Педагогическая деятельность характеризуется
активностью педагога в процессе обучения.
Она рассматривается как: а) организационно-управленческая
деятельность (средство управления учебной
деятельностью); б) понимание сознания
обучающегося; в) организация понимания.
Существенным моментом работы педагога
является коммуникация и понимание состояния
обучающегося. Понимание значит систематическое
становление на его внутреннюю точку зрения,
понимание изнутри другого человека, т.
е. работа с его сознанием. С другой стороны,
педагог должен также организовать и понимать
себя, доносить до обучающегося что-то
важное с его точки зрения. Но понимание
не передается прямо, его можно добиться
только на осознании своего личного опыта.
Педагогический акт (действие), таким образом,
является коммуникативным, диагностическим
актом (рис. 44).
Процесс управления выступает одновременно
как циклический и непрерывный, что создается
одновременным и последовательным выполнением
многих циклов управления. Мотив - цель
- действие - результат - прогноз - новый
мотив - такова схематическая картина
непрерывного управленческого процесса
(рис. 45).
Педагогическая деятельность имеет следующие
характеристики: целеположенность, мотивированность,
предметность, продуктивность (Н.В. Кузьмина)
(рис. 46).
Каждый акт преподавания призван вносить
определенные изменения как в сам характер
деятельности обучающегося, так и в процесс
его становления как личности. Для этого
педагог проводит тщательный анализ целей
обучения применительно к конкретным
ситуациям обучения, к конкретной изучаемому
содержательной учебной информации и
каждому ее разделу в отдельности. И каждый
раз цели обучения на занятиях должны
быть доведены до указания типовых задач,
ради которых организуется обучение. Без
определения таких задач цели обучения
оказываются недостаточно конструктивными,
их достижение затруднено, они не поддаются
педагогическому контролю. Не имея четкого
представления о том, для решения каких
задач предназначаются знания, педагог
не может определить, какую деятельность
должны совершать обучающиеся при обучении
этим знаниям. Вот почему до начала обучения
педагог должен не только иметь четкую
программу того «чему учить», но и сформировать
те задачи, в которых обучающиеся должны
будут использовать усваиваемое содержание,
т.е. «как учить».