Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 01:54, реферат
Любая деятельность имеет свою структуру, которая обуславливает взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто её осуществляет); объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена); цели (к чему она стремится, идеальный предполагаемый результат деятельности); функций (какие при этом функции или виды деятельности выполняются); средств (при помощи каких методов и технологий достигается её цель).
Структура профессиональной деятельности
Любая деятельность имеет свою структуру, которая обуславливает взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто её осуществляет); объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена); цели (к чему она стремится, идеальный предполагаемый результат деятельности); функций (какие при этом функции или виды деятельности выполняются); средств (при помощи каких методов и технологий достигается её цель). Схематично указанные компоненты могут быть представлены следующим образом:
Любая деятельность осуществляется в
направлении от субъекта к объекту,
хотя объект является главным, определяющим
содержанием деятельности. Разберём
последовательно каждый элемент
схемы, начиная с её определяющего
элемента - объекта.
Вопрос о объекте и субъекте социально-педагогической деятельности остается дискуссионным в современной социальной педагогике. По мнению М.А.Галагузовой объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития. В.А. Сластенин утверждает, что объектом профессиональной деятельности социального педагога выступает, с одной стороны, растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой – элементы общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат «строительным материалом» для формирования личности. Возможно и иное толкование, - объектом деятельности социального педагога является социально-педагогический процесс как целенаправленная последовательность действий, обеспечивающая оптимальное достижение цели (Л.Н.Маркина, В.А.Никитин).
Субъект социально-педагогической деятельности многомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов:
Очевидно, что ведущим
субъектом социально-
Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Любая деятельность осуществляется
с помощью средств. К средствам относят все действия, предметы,
орудия, приспособления, методы, формы
и технологии, с помощью которых достигаются
цели деятельности. Многообразие функций (
Направления деятельности социального педагога
Цель деятельности социального педагога:
По согласованию с администрацией, ввиду имеющихся проблем в рамках конкретной школы, социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Предлагаемые ниже таблицы отражают примерный перечень как основных направлений деятельности социального педагога, так и их содержание.
Таблица 1.
Направления деятельности |
Содержание |
Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов |
проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона; изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся; изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации; определение центров социально-культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия; социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др. |
Социально-педагогическая защита прав ребенка |
выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве; защита прав и интересов
учащихся (обращение особого внимания
на оказавшихся в трудной защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п. |
Обеспечение социально-педагогической
поддержки семье в формировании
личности учащегося |
раннее выявление создание банка данных
по неполным семьям, семьям, имеющим
детей с особенностями пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков; психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье; духовно-ценностное просвещение; содействие включению
родителей в учебно- организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др. |
Социально-педагогическое консультирование |
организация и проведение
индивидуальных консультаций для учащихся,
оказавшихся в трудных консультирование и консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др. |
Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация |
раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся; обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль (далее - ВШК), инспекция по делам несовершеннолетних (далее -ИДН)); организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»; способствование пропаганде здорового образа жизни; повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения; организация реабилитации детей
испытывающих различные затруднения
в системе разнообразных |
Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка |
сосредоточение внимания администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности; развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями |
Поддержка социально цепной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности) |
забота о больных, инвалидах и бедных; благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; работа в службах социальной защиты; благоустройство города, поселка, двора; охрана природы и памятников культуры; проведение игр и творческих занятий с детьми; другое, все, что способствует
личностному и |
Организационно-методическая деятельность |
анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности; участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам, накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследов |
Функции деятельности социального педагога.
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:
Реализуя аналитико-
Прогностическая
функция социального педагога заключается
в том, что он: на основе анализа социальной
и педагогической ситуации прогнозирует
процесс воспитания и развития личности
школьника, оказывает помощь в саморазвитии
и самовоспитании его личности, определяет
перспективы развития обучающегося в
процессе социализации; планирует собственную
социально-педагогическую деятельность
на основе анализа результатов предыдущей
работы.
Выполнение социальным педагогом организационно-
Коррекционная
функция социального педагога заключается
в том, что он: старается оградить обучающихся
(воспитанников) от негативных влияний
социальной среды; осуществляет коррекцию
самооценки школьников и помогает им избавиться
от вредных привычек.
Реализуя координационно-организаторскую
функцию, социальный педагог: организует
социально значимую деятельность детей
и подростков в открытой микросреде; включает
обучающихся в различные виды продуктивной
деятельности с учетом психолого-педагогических
требований к ней; организует коллективную
творческую деятельность детей с участием
взрослых; координирует деятельность
всех субъектов социального воспитания;
взаимодействует с органами социальной
защиты и помощи.
Выполнение функций социально-
Охранно-защитная
функция социального педагога заключается
в том, что он: использует весь комплекс
правовых норм, направленных на защиту
прав и интересов обучающихся (воспитанников)
и их объединений; содействует применению
мер государственного принуждения и реализации
юридической ответственности лиц, допускающих
прямые или опосредованные противоправные
воздействия на детей;
взаимодействует с органами социальной
защиты и помощи.
Реализуя психотерапевтическую
функцию, социальный педагог: заботится
об обеспечении положительного эмоционального
состояния школьников; оказывает им помощь
в разрешении межличностных конфликтов,
снятии депрессивного состояния; содействует
в создании ситуаций успеха школьников.
Выполнение социально-
Реабилитационная
функция социального педагога заключается
в том, что он организует систему мер по
социально-педагогической реабилитации
и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних),
вернувшихся из мест лишения свободы,
спец.учреждений, по разнообразным причинам
(болезнь, инвалидность, стресс, употребление
наркотиков, сексуальная агрессия, лишение
свободы, и др.) испытывающих различные
затруднения, которые приводят к социальной
дезадаптации.