Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 21:13, доклад
Рубинштейн С.Л. выделил характеристики субъекта с общефилософской позиции:
- категория субъекта всегда соположена с категорией объекта
- познающий субъект, или «субъект научного познания - это общественный субъект, осознающий познаваемое им бытие в общественно-исторически сложившихся формах».
Общая характеристика категории субъекта……………………………….3
Психолого-педагогическое представление субъектных характеристик…4
Специфические особенности субъектов образовательного процесса…..5
Педагог в мире профессиональной деятельности…………………………7
Субъектные свойства педагога……………………………………………….9
Общий состав педагогических способностей……………………………..10
Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности……………………………………………………………………………….12
Список литературы………………
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина»
Факультет психологии.
Доклад на тему:
Субъекты образовательного процесса
Работу выполнила:
Трошкова С.Н.
2 курс 705 гр
Работу проверил:
Желателев Д.В.
Санкт- Петербург
2011г.
Содержание:
Общая характеристика категории субъекта……………………………….3
Психолого-педагогическое представление субъектных характеристик…4
Специфические особенности субъектов образовательного процесса…..5
Педагог в мире профессиональной деятельности…………………………7
Субъектные свойства педагога……………………………………………….9
Общий состав педагогических способностей……………………………..10
Личностные качества в структур
Список литературы……………………………………………………
Общая характеристика категории субъекта
Рубинштейн С.Л. выделил характеристики субъекта с общефилософской позиции:
- категория субъекта всегда соположена с категорией объекта
- познающий субъект, или «субъект научного познания - это общественный субъект, осознающий познаваемое им бытие в общественно-исторически сложившихся формах».
- общественный субъект может существовать и реализоваться и в деятельности, и в бытии конкретного индивида.
- «Я» предполагает некоторую деятельность и, наоборот, «произвольная, управляемая, сознательно регулируемая деятельность необходимо предполагает действующее лицо, субъекта этой деятельности -- "я" данного индивида».
- субъект - сознательно действующее лицо- каждый конкретный субъект определяется через свое отношение к другому
- каждое «Я», представляя и единичное, и всеобщее, есть коллективный субъект
- субъект деятельности сам формируется и создается в деятельности
Психолого-педагогическое представление субъектных характеристик
Основные характеристики субъекта для анализа всех возможностей проекции этой категории на образовательный процесс, следующие:
1) субъект предполагает объект;
2) субъект общественен по форме (средствам, способам) своего действования (познавательного или практического);
3) общественный субъект имеет и конкретную, индивидуальную форму реализации; коллективный субъект представлен в каждом индивиде и наоборот;
4) сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней субъект и формируется сам;
5) субъект индивидуальной деятельности -- сознательно действующее лицо;
6) субъектность определяется в системе отношений с другими людьми -- это активность, пристрастность;
7) субъектность есть неразложимая целостность общения, деятельности, самосознания и бытия;
8) субъектность есть динамичное начало, становящееся и исчезающее, не существующее вне самого взаимодействия (межличностного, социального, деятельностного);
9) субъектность есть категория интерпсихическая.
Специфические особенности субъектов образовательного процесса
Характеризуя субъектов педагогической и учебной деятельности, необходимо прежде всего отметить, что каждый педагог и ученик, представляя собой общественный субъект (педагогическое сообщество или ученичество), вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса. Совокупный субъект представлен в каждой образовательной системе, учреждении администрацией, преподавательским коллективом, ученическим сообществом (в институте это ректорат, кафедра, деканат, учебные группы). Деятельность этих совокупных субъектов направляется, регламентируется нормативно-правовыми и программными документами. Каждый из входящих в совокупный субъект конкретных субъектов имеет свои, но согласованные, объединенные цели. Они представлены в форме определенных результатов, но с разграничением функций и ролей, в силу чего образовательный процесс есть сложная полиморфная деятельность.
Общая цель образовательного процесса как деятельности - сохранение и дальнейшее развитие общественного опыта, накопленного цивилизацией, конкретным народом, общностью. Она осуществляется двумя встречно направленными целями передачи и приема, организации освоения этого опыта и его усвоения. В этом случае мы говорим о совокупном идеальном субъекте всего образовательного процесса, эффективность действия которого определяется осознанием обеими его сторонами общей цивилизационно-значимой цели.
Специфической особенностью субъектов образовательного процесса является также их мотивационная сфера, складывающаяся из двух сторон. Субъект педагогической деятельности в идеальной схеме работает ради достижения общей цели -- «для учеников и затем для себя». Субъект учебной деятельности действует как бы в обратном направлении этой схемы: «для себя ради достижения общей цели» как отдаленной и не всегда возможной перспективы. Общая для образовательного процесса точка «для ученика» со стороны педагога и «для себя» со стороны ученика определяет прагматический, «реально действующий», в терминологии А.Н. Леонтьева, мотив. Именно он характеризует действия совокупного идеального субъекта, представленного педагогом и учеником.
Предметом образовательного процесса является совокупность ценностей общественного сознания, система знаний, способов деятельности, передача которых со стороны педагога встречается с определенным способом их освоения обучающимся. Если его способ освоения совпадает с тем методом действия, который предлагает педагог, то совокупная деятельность доставляет удовлетворение обеим сторонам. Если в этой точке намечается расхождение, то нарушается и сама общность предмета.
Субъекты образовательного процесса «обречены» на саморазвитие, внутренняя сила которого служит источником и импульсом развития каждого из них.
Специфика субъекта образовательного процесса отражает и такую важную характеристику, как формирование субъекта в системе его отношений с другими. Образовательный процесс в любой педагогической системе представлен самыми разными людьми, группами и коллективами. Каждый индивидуальный субъект включен одновременно в разные коллективные субъекты.
Педагог в мире профессиональной деятельности
Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог в то же время представляет собой общественный субъект - носитель общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соединяются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая) плоскости. При этом вторая включает два плана: общекультурные и предметно-профессиональные знания. Как индивидуальный субъект, педагог всегда представляет собой личность во всем много-образии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств.
В исследованиях Е.А. Климова все многообразие профессий представлено схемами отношения человека к окружающему его миру природы, людей, техники и т.д. Предложенный им метод анализа профессий позволяет классифицировать их по предмету труда, его целям, характеру действий, орудиям труда и его условиям. По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей). Е.А. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности: «Человек--Природа», «Человек--Техника», «Человек--Знак», «Человек--Образ», «Человек--Человек». Педагогическая профессия относится к типу «Человек-Человек». Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т.д. Человеку этой профессиональной схемы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; умение слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая (коммуникативная) культура; «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»; «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может, стать лучше»; способность сопереживания; наблюдательность; «глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»; решение нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции.
Для анализа профессиональной пригодности человека, работающего по схеме «Человек--Человек», существен перечень противопоказаний к этому типу профессиональной занятости: дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, как это ни печально, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку -- интереса "просто так"». Это как бы обобщенный портрет субъекта профессии типа «Человек--Человек». Входящая в этот тип профессия педагога предъявляет специфические требования, среди которых основные -- профессиональная компетентность и дидактическая культура.
Субъектные свойства педагога
Свойства учителя подразделяются на:
1)Личностные - нравственно-волевые качества;
2)Специальные, которые подразделяются на:
· объективные - научная подготовка учителя;
· субъективные - это личный учительский талант.
По Н.В. Кузьминой, структура субъектных факторов включает: тип направленности, уровень способностей и компетентность, в которую входят специально-педагогическая, методическая, социально-психологическая, дифференциально-