Сущность целостного педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 19:13, контрольная работа

Описание работы

Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям. Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов. Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта.

Содержание работы

Введение
Спектр задач направленных на развитие современной личности.
История возникновения целостного педагогического процесса.
Сущность и основные характеристики о целостном педагогическом процессе.
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат педагогика.docx

— 24.52 Кб (Скачать файл)

                                           План

 
     Введение

  1. Спектр задач направленных на развитие современной личности.
  2. История возникновения целостного педагогического процесса.
  3. Сущность и основные характеристики о целостном педагогическом процессе.

      Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям. Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов. Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Назову более существенные из них:

- задачи умственного развития, предполагают усвоение детьми  общих для всех знаний, умений  и навыков, обеспечивающих одновременно  умственное развитие и формирующих  у них способность активного  самостоятельного мышления и  творчества в общественной и  производственной деятельности;

- задачи эмоционального  развития, включающего в себя  формирование у детей идейно-эмоционального, эстетического отношения к искусству  и действительности;

- задачи нравственного  развития, ориентированного на усвоение  воспитанниками простых норм  общечеловеческой морали, привычек  нравственного поведения, на развитие  в ребенке нравственной воли, свободы нравственного выбора  и ответственного поведения в  жизненных отношениях;

- задачи физического развития, направленного на укрепление  и развитие физических сил  детей, являющихся материальной  основой их жизненности и духовного  бытия.

- задачи индивидуально-личностного  развития, требующего выявления  и развития природных дарований  в каждом ребенке с помощью  дифференциации и индивидуализации  процессов обучения и восприятия;

- задачи культурологического  воспитания, основывающегося на  высших ценностях мировой художественной  культуры, противостоящего разрушительному  развитию массовой анти- и псевдокультуры. Активное осуществление этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности – генеральную цель целостного педагогического процесса.

Педагогический процесс – одна из коренных, основополагающих категорий педагогической науки.

Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Обучение и воспитание, имея каждый свою специфику, которая отражает их имманентные свойства, составляют целостный педагогический процесс.

Теорию  целостного педагогического процесса в русской педагогике разрабатывали К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич, П.П. Блонский , А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.В советский период, когда воспитание молодого поколения в духе определённой идеологии  было государственной политикой, постепенно воспитание и обучение и в теории, и на практике стали расходится.

Теория и методика воспитания и теория обучения (дидактика) –две составляющие педагогике. Но еще А.С. Макаренко  подчеркивал, что под целью воспитания он понимает программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в программу характера он вкладывал «все содержание личности». 
Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в педагогических воззрениях И.Ф. Гербарта, отмечавшего, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средств. «... Я не представляю себе воспитания без преподавания и,обратно, не признаю такого преподавания, которое бы не было воспитывающим. Те искусства и навыки, которые молодой человек заимствует у учителя только ради их практической пользы, для воспитателя являются столь же безразличными, как и тот цвет, который он выбирает для своего платья. Но то, каким образом определяется круг его мыслей, всецело должно занимать воспитателя, потому что из мыслей вытекают чувствования, а из них принципы и поступки»

Возвращаться на позицию взаимосвязи и взаимообусловленности воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе советская педагогика стала в середине 1970-х гг.(Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский и др.) 

 И чтоб показать сущность и основные характеристики  целостного педагогического процесса познакомьтесь с небольшой сказкой.

В одной сказочной стране Педагогике жил был царь по имени Целостный педагогический процесс. Он очень гордился тем, что все жители его страны были образованные, ведь он лично следил за тем, чтобы все дети учились в школах. Так как его страна была очень маленькой (всего один город) то школ было ровно три: школа «Незабудка», школа «Ромашка» и школа «Колокольчик». Целостный педагогический процесс даже создал специальную школу, где учились педагоги.

У царя была жена Педагогическая задача и три дочери: Целенаправленность, Двусторонность и Целостность.

Дочери всегда помогали отцу.

Целенаправленность следила за тем, что окружает детей, с чем они взаимодействуют, с чем входят в определенные отношения, так как это все влияет на то, какими дети станут, какие качества, и свойства личности будут в них развиваться, формироваться. Она помогала педагогам создать такие условия, обстоятельства, организовать деятельность детей так чтобы у них формировались необходимые качества, свойства, знания, привычки и т. д.

Двусторонность следила за тем чтобы: педагог (человек, обладающий определенной системой знаний, умений, навыков и специальной педагогической подготовкой) всегда взаимодействовал с учеником. Деятельность педагога заключалась в создании условий для саморазвития личности воспитуемого; в организации различных видов деятельности для образования, развития и формирования личности. Деятельность ученика (воспитуемого) была направлена на принятие тех знаний, норм, ценностей, которые предлагает учитель.

В обязанности Целостности входило следить за тем, чтобы учитель, ученик, конкретные задачи, содержание, средства, формы, методы, деятельность, результаты обучения и воспитания составляли внутреннее единство. Чтобы влияния семьи, различных образовательных учреждений, детских и юношеских объединений и организаций и т. д. были направлены в одно «русло», ориентировано на общие задачи и цели.

Все в стране Целостного педагогического процесса было хорошо и благополучно. Все жили дружно и счастливо.

Но однажды случилась беда. Целостный педагогический процесс тяжело заболел и не мог сам следить за тем, что происходит в его стране. Позвал он к себе дочерей и строго настрого наказал им:

- Дочери мои любимые! Так  как я не могу сам следить  за порядком в стране, то придется  вам. Особо следите за тем, чтобы  в школах порядок был, да не  ссорьтесь между собой.

- Не беспокойся ни о  чем отец, мы о всем позаботимся. – отвечали ему дочери.

Жена Педагогического процесса не отходила от постели больного, ухаживая за мужем.

Первое время в стране и правда все шло как всегда. Пака однажды Целенаправленность, Двусторонность и Целостность не поспорили, чьи обязанности важнее, да так далеко у них спор зашел, что они и сами не заметили как поссорились. Двусторонность сказала:

- Я буду теперь только  за школой «Ромашкой» следить  тогда вы и увидите что мои  обязанности самые важные!

- Тогда я себе возьму  школу «Незабудку» - ответила Целенаправленность.

Ну а Целостности ничего не оставалось, как заняться школой «Колокольчик».

Прошел год… Целостный педагогический процесс выздоровел и решил проверить, что же делается в его школах. Сначала он поехал в школу «Ромашку». Вот что он там увидел: каждый учитель хотел, чтобы именно его предмет ученики знали лучше всего, а дети честно пытались все выучить. Но все в их головах перепуталось, они не понимали для чего им надо столько учить. Родители ругали детей за плохие отметки, учителя стремились дать детям больше знаний по своим предметам, ну а у бедных детей пропало всякое желание вообще ходить в школу.

В других школах дела были не лучше. В «Колокольчике» преподаватели, ученики и родители так увлеклись обсуждением различных образовательных проблем, что совсем забыли о том, что детям надо учиться.

Ну а в «Незабудке» педагоги вообще ни как не могли договориться с учениками, родителями и между собой в каком направлении должны развиваться, какие качества, знания, привычки и т. д. нужно сформировать у детей. Так как у каждого по этому поводу были свои убеждения, и цели у всех были разные, а взаимодействия между ними не было, то и результат получался плачевный.

Рассердился тогда Целостный педагогический процесс, позвал к себе дочерей:

- Как вы могли такое  допустить! Разве я вам не говорил, что надо жить дружно? Только  вместе мы можем добиться того  чтобы все жители нашей страны  Педагогики были образованными  и воспитанными.

- Прости нас отец, мы  были не правы. Мы больше никогда  не будем ссориться.

С этого дня в стране Педагогике опять все встало на свои места. Все были счастливы.

Педагогический процесс – сложный, многокомпонентный процесс, составляющими которого являются обучение и воспитание, имеющие свои имманентные свойства, не противоречащие его целостности и единству. Основные характеристики педагогического процесса – целостность, двусторонность, целенаправленность. Его функции (развивающая, образовательная, воспитательная) реализуются с учетом определенных закономерностей и в соответствии с системой принципов. Высшим этапом целостного педагогического процесса является самовоспитание и самообразование, а его результат – воспитанность как интегрированная особенность личности.

Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям.  Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов. Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

факультет педагогики

Кафедра теории и методики дошкольного образования

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: Педагогика

на тему: «Сущность целостного педагогического процесса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Выполнила:

                                                                                студентка 1курса з.о. дош.фак.

                                                     Яковлева Н.В.

 

 

                                               Проверила:

                                             Ган Н.Ю.

 

 

 

 

 

 

Шадринск, 2013г

 


Информация о работе Сущность целостного педагогического процесса