Сущность эстетического воспитания, цель, задачи, содержание, формы и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 04:13, контрольная работа

Описание работы

Сущность понятия эстетическое воспитание и его содержание. Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Эстетическое воспитание – это воспитание способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и действительности. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский означает ощущение, чувство.

Содержание работы

1. Сущность эстетического воспитания, цель, задачи, содержание, формы и методы 3
2. Конспект утренника «Золотая осень» 6
Список использованных источников 14

Файлы: 1 файл

2012 контр Сергеева эстетич.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Сущность эстетического воспитания, цель, задачи, содержание, формы и методы

 

Эстетическое  воспитание – это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. (Бабанский Ю.К.)

Сущность понятия эстетическое воспитание и его содержание. Понятие  эстетическое воспитание органически  связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Эстетическое воспитание – это воспитание способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и действительности. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. («Педагогика»Харламов И.Ф. стр.395)

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?

Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.

Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить  школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.

Существенным компонентом  эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с  пониманием искусства и умением  выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.

Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного  вкуса, связанного с восприятием  и переживанием прекрасного. Нужно  научить школьников чувствовать  красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.

Важным содержательным компонентом  эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному  творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н.Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.

Наконец, эстетическое воспитание должно направляться и осмысление гражданской  основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также  нравственности.

Методологическая  основа эстетического воспитания.

Задача эстетического  воспитания – формировать у школьников эстетический идеал. Прекрасное как  идеал есть такая жизнь, какой  она должна быть по нашим понятиям. Эстетический идеал – это образ  совершенства.

Методами эстетического  воспитания являются: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.), упражнения в искусстве (слушание музыки игра на музыкальных инструментах, рисование и др.), положительный пример, поощрение и т.д. формы эстетического воспитания – это беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, вечера поэзии, встречи за круглым столом, дискотеки.

В руководимой  педагогами разнообразной эстетической деятельности учащихся применяется  комплекс художественно-эстетических средств. Основными из них являются: познание, труд, игра, общение, природа, искусство, литература, бытовая обстановка. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания.

Надо, однако, иметь  в виду, что решающим фактором эстетического развития учащихся являются не средства сами по себе, а творчески активное отношение школьников к ним.

Реальные связи  искусства с жизнью осуществляются посредством трех элементов художественной деятельности: конструктивного, изобразительного и декоративного.

  1. Конспект утренника «Золотая осень»

Ведущий 1:

Вот художник, так  художник

Все леса позолотил.

Даже самый  сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Ведущий 2:

Красит рыжим, алым, синим,

Разбавляет  краски ливнем,

Чтобы вышло  разноцветным,

Но совсем не так как летом.

Отгадать загадку  просим:

Кто художник этот? (Осень)

Ведущий 3:

Ветки голые  стучат,

Галки черные кричат.

В тучах редко  просинь – 

Наступила осень.

Льдинка хрустнет звонко,

Крикнет птица  тонко.

Будто есть попросит – 

Наступила осень.

Ведущий 4:

Гнезда черные пусты.

Меньше делались кусты.

Ветер листья носит:

Осень, осень, осень!

Ведущий 5:

Ребята, собрались  на праздник золотой осени. У нас  сегодня много гостей. Посмотрите внимательно, все ли гости пришли на праздник.

Ребята:

Нет Осени.

Ведущий 1:

Давайте, ребята, вызовем ее песней «Падают листья». (исполняется песня)

Ведущий 2:

Ребята, а осень  не приходит. Давайте ее позовем.

Все:

А мы песенку  поем,

Осень красную  зовем.

Ой, поем, ой поем,

Осень красную  зовем.

Осень:

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Я не опоздала на праздник?

Ребята:

Нет.

Ведущий 3:

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что  ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим,

Что в подарок  принесла?

Осень:

 

Принесла я  вам муки.

Ведущий 4:

Значит, будут  пироги!

Осень:

Принесла вам гречки.

Ведущий 5:

Каша будет  в печке!

Осень:

Принесла вам  овощей!

Ведущий 1:

И для супа, и  для щей!

Осень:

Рады ли вы грушам?

Ведущий 2:

Мы их впрок  посушим!

Осень:

А уж яблоки, что  мед!

Ведущий 3:

На варенье  и компот.

Осень:

Принесла я  меду.

Ведущий 4:

Полную колоду.

Ведущий 5:

Ты и яблок, ты и меду,

Ты и хлеба  принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок  принесла?

Осень:

Дождику вы рады?

Ведущий 1:

Не хотим, не надо!

Ведущий 2:

Не зови, ты, осень,

Нас побегать под  дождем.

Мы промокнуть не желаем,

Мы под крышей подождем.

Дождик:

Выбегает дождик и поливает.

Ведущий 3:

Ребята, а еще  кого не хватает на празднике?

Ребята:

Осенних месяцев.

Ведущий 4:

Ребята, послушайте, какой поднялся ветер. Вероятно, сейчас на листочках прилетят осенние месяцы.

Осенние месяцы: Здравствуйте, ребята. Вы нас узнали?

Ребята:

Вы осенние  месяцы.

Сентябрь:

Ясным утром  сентября

Хлеб молотят  села.

Мчатся птицы  за моря.

И открылась  школа.

Листьям время  опадать,

Птицам время  – улетать,

Грибникам –  блуждать в тумане,

Ветру – в  трубах завывать.

Солнцу –  стынуть, тучам литься,

Нам с тобой  идти учиться.

Ребята, а что  вы знаете обо мне?

Ведущий 5:

Сентябрь –  чародей цвета.

Сентябрь –  отлетная пора для птиц.

(Песня  «В сентябре».)

В сентябре, в  сентябре

Много красок на дворе.

Мы их вместе соберем,

Пестрой песней назовем.

А небо то нахмурится,

То снова  синева,

И пестрая на улице

Осенняя листва.

Ведущий 1:

С криком взлетаю  птицы над лугом,

К теплому югу  спешат друг за другом.

(Песня  «Скворушка прощается»)

Осень непогодушка, тополь пожелтел.

Вдруг на ветке  скворушка песенку запел.

Ветка чуть качается, дождик не кончается.

С нами старый скворушка  до весны прощается.

 Октябрь:

А я месяц  первого снега, первых холодов. Ребята, а что вы знаете обо мне?

Ученик:

Октябрь земли  покроет, где листком, где снежком.

В октябре и  лист на дереве не держится.

(Песня  «Щедрая и яркая золотая осень»)

Ноябрь:

Уж небо осень  дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным  шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная  пора:

Стоя ноябрь уж у двора.

Ученик:

Ноябрь –  последний месяц осени. Ноябрь –  ворота зимы.

Ученик:

Нам и лето, нам  и осень

Чудеса всегда приносят,

Но грибы,

Что прячет лес  –

Это чудо из чудес.

Ученик:

В руки возьмем  по корзинке,

В лес за грибами  пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним  грибком.

Ученик:

Мы пойдем дорожками, мы пойдем тропинками.

Мы идем с  лукошками, мы идем с корзинками.

Прямо за опушкою

Вдруг нашли  волнушки мы.

И пенек с опенками под рябиной тонкою.

Ученик:

Крепкий подберезовик вырос под березою,

Красный подосиновик  вырос под осиною.

Мы корзиночки несем, хором песенку поем.

Урожай собирай  и на зиму запасай!

Ученик:

Ребята, угадайте, каких грибов насобирали ребята?

Подосиновик:

Я в красной  шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь  за версту –

Зовусь я (Подосиновик.)

Подберезовик:

 Не спорю,  не белый, – 

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно в березовой роще.

Боровик:

И под старою сосною,

Где склонился  пень – старик.

Окружен своей семьею

Первый найден (Боровик.)

Ученик:

Листики падают, осень пришла,

Рыжие белочки, как у вас дела?

Информация о работе Сущность эстетического воспитания, цель, задачи, содержание, формы и методы