Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 04:13, контрольная работа
Сущность понятия эстетическое воспитание и его содержание. Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Эстетическое воспитание – это воспитание способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и действительности. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский означает ощущение, чувство.
1. Сущность эстетического воспитания, цель, задачи, содержание, формы и методы 3
2. Конспект утренника «Золотая осень» 6
Список использованных источников 14
Содержание
Эстетическое воспитание – это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. (Бабанский Ю.К.)
Сущность понятия эстетическое воспитание и его содержание. Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Эстетическое воспитание – это воспитание способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и действительности. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. («Педагогика»Харламов И.Ф. стр.395)
Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?
Прежде всего, необходимо
формировать у учащихся эстетические
потребности в области
Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.
Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.
Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.
Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н.Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.
Наконец, эстетическое воспитание должно направляться и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.
Методологическая основа эстетического воспитания.
Задача эстетического воспитания – формировать у школьников эстетический идеал. Прекрасное как идеал есть такая жизнь, какой она должна быть по нашим понятиям. Эстетический идеал – это образ совершенства.
Методами эстетического воспитания являются: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.), упражнения в искусстве (слушание музыки игра на музыкальных инструментах, рисование и др.), положительный пример, поощрение и т.д. формы эстетического воспитания – это беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, вечера поэзии, встречи за круглым столом, дискотеки.
В руководимой педагогами разнообразной эстетической деятельности учащихся применяется комплекс художественно-эстетических средств. Основными из них являются: познание, труд, игра, общение, природа, искусство, литература, бытовая обстановка. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания.
Надо, однако, иметь в виду, что решающим фактором эстетического развития учащихся являются не средства сами по себе, а творчески активное отношение школьников к ним.
Реальные связи искусства с жизнью осуществляются посредством трех элементов художественной деятельности: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Ведущий 1:
Вот художник, так художник
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Ведущий 2:
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краски ливнем,
Чтобы вышло разноцветным,
Но совсем не так как летом.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (Осень)
Ведущий 3:
Ветки голые стучат,
Галки черные кричат.
В тучах редко просинь –
Наступила осень.
Льдинка хрустнет звонко,
Крикнет птица тонко.
Будто есть попросит –
Наступила осень.
Ведущий 4:
Гнезда черные пусты.
Меньше делались кусты.
Ветер листья носит:
Осень, осень, осень!
Ведущий 5:
Ребята, собрались на праздник золотой осени. У нас сегодня много гостей. Посмотрите внимательно, все ли гости пришли на праздник.
Ребята:
Нет Осени.
Ведущий 1:
Давайте, ребята, вызовем ее песней «Падают листья». (исполняется песня)
Ведущий 2:
Ребята, а осень не приходит. Давайте ее позовем.
Все:
А мы песенку поем,
Осень красную зовем.
Ой, поем, ой поем,
Осень красную зовем.
Осень:
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Я не опоздала на праздник?
Ребята:
Нет.
Ведущий 3:
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Осень:
Принесла я вам муки.
Ведущий 4:
Значит, будут пироги!
Осень:
Принесла вам гречки.
Ведущий 5:
Каша будет в печке!
Осень:
Принесла вам овощей!
Ведущий 1:
И для супа, и для щей!
Осень:
Рады ли вы грушам?
Ведущий 2:
Мы их впрок посушим!
Осень:
А уж яблоки, что мед!
Ведущий 3:
На варенье и компот.
Осень:
Принесла я меду.
Ведущий 4:
Полную колоду.
Ведущий 5:
Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла.
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Осень:
Дождику вы рады?
Ведущий 1:
Не хотим, не надо!
Ведущий 2:
Не зови, ты, осень,
Нас побегать под дождем.
Мы промокнуть не желаем,
Мы под крышей подождем.
Дождик:
Выбегает дождик и поливает.
Ведущий 3:
Ребята, а еще кого не хватает на празднике?
Ребята:
Осенних месяцев.
Ведущий 4:
Ребята, послушайте, какой поднялся ветер. Вероятно, сейчас на листочках прилетят осенние месяцы.
Осенние месяцы: Здравствуйте, ребята. Вы нас узнали?
Ребята:
Вы осенние месяцы.
Сентябрь:
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села.
Мчатся птицы за моря.
И открылась школа.
Листьям время опадать,
Птицам время – улетать,
Грибникам – блуждать в тумане,
Ветру – в трубах завывать.
Солнцу – стынуть, тучам литься,
Нам с тобой идти учиться.
Ребята, а что вы знаете обо мне?
Ведущий 5:
Сентябрь – чародей цвета.
Сентябрь – отлетная пора для птиц.
(Песня «В сентябре».)
В сентябре, в сентябре
Много красок на дворе.
Мы их вместе соберем,
Пестрой песней назовем.
А небо то нахмурится,
То снова синева,
И пестрая на улице
Осенняя листва.
Ведущий 1:
С криком взлетаю птицы над лугом,
К теплому югу спешат друг за другом.
(Песня «Скворушка прощается»)
Осень непогодушка, тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка песенку запел.
Ветка чуть качается, дождик не кончается.
С нами старый скворушка до весны прощается.
Октябрь:
А я месяц первого снега, первых холодов. Ребята, а что вы знаете обо мне?
Ученик:
Октябрь земли покроет, где листком, где снежком.
В октябре и лист на дереве не держится.
(Песня
«Щедрая и яркая золотая осень»
Ноябрь:
Уж небо осень дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:
Стоя ноябрь уж у двора.
Ученик:
Ноябрь – последний месяц осени. Ноябрь – ворота зимы.
Ученик:
Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы,
Что прячет лес –
Это чудо из чудес.
Ученик:
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
Ученик:
Мы пойдем дорожками, мы пойдем тропинками.
Мы идем с лукошками, мы идем с корзинками.
Прямо за опушкою
Вдруг нашли волнушки мы.
И пенек с опенками под рябиной тонкою.
Ученик:
Крепкий подберезовик вырос под березою,
Красный подосиновик вырос под осиною.
Мы корзиночки несем, хором песенку поем.
Урожай собирай и на зиму запасай!
Ученик:
Ребята, угадайте, каких грибов насобирали ребята?
Подосиновик:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я (Подосиновик.)
Подберезовик:
Не спорю, не белый, –
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно в березовой роще.
Боровик:
И под старою сосною,
Где склонился пень – старик.
Окружен своей семьею
Первый найден (Боровик.)
Ученик:
Листики падают, осень пришла,
Рыжие белочки, как у вас дела?
Информация о работе Сущность эстетического воспитания, цель, задачи, содержание, формы и методы