Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:48, реферат
Под научным исследованием вообще понимается какая-либо деятельность в сфере науки. Поэтому, чтобы определить, что есть научное исследование, необходимо сначала выделить науку как форму общественного сознания из других форм общественного сознания, т. е. необходимо определить данную научную познавательную деятельность в сфере педагогики и выделить ее из других подобных обыденных познаний.
Сущность научного исследования в педагогике
Под научным исследованием вообще понимается какая-либо деятельность в сфере науки. Поэтому, чтобы определить, что есть научное исследование, необходимо сначала выделить науку как форму общественного сознания из других форм общественного сознания, т. е. необходимо определить данную научную познавательную деятельность в сфере педагогики и выделить ее из других подобных обыденных познаний.
Под обыденным познанием обычно понимают выявление бросающихся в глаза, внешних признаков предметов и явлений. Знания, полученные в результате подобных исследований, скорее всего, будут являться поверхностными, а выявленные связи процессов – случайными, что, в свою очередь, может повести за собой цепь серьезных ошибок. Это происходит потому, что данные полученные знания не могут раскрыть причины явлений и процессов происходящего, а лишь имеют описательное действие, т. е. только представляют течение явления или процесса.
Отличия научных знаний от любых других, например, художественных, религиозных и т. д., состоят в следующем.
1. Это сущностное знание –
в нем раскрывается
2. Это знание имеет обобщенное
значение – дает определение
предмету только с точки
3. Научное знание обосновано.
4. Это знание системно
5. Научное знание имеет свой
язык, в основе которого лежит
категориальный аппарат науки
(по отношению к каждой
Поэтому можно определить основные
признаки исследовательской
1. Характер цели –
2. Выделение специальной области исследования.
3. Применения специальных
4. Однозначность терминологии.
Таким образом, мы видим, что главной целью педагогического научного исследования становятся следующие факторы.
1. Выявление новых знаний о
педагогических процессах и
2. Выявление их отличительных особенностей (структура, действие, история развития).
3. Выявление системы и принципов,
Результатом научного исследования является знание. Высшая форма, в которой существует научное знание, – это теория. Теория, в свою очередь, является высшим уровнем систематизации понятий науки, в которой отражается и закрепляется знание.
Научно-исследовательская
Поэтому научно-исследовательскую познавательную деятельность необходимо определить как познавательную деятельность, ведущую к теории и опирающуюся на теорию, – это по существу теоретическое познание. Именно эту особенность научного знания – теоретичность познания – можно считать определяющим в отношении к научности, в то время как другие виды познавательной деятельности, не имеющие теоретичности познания, не считаются научными.
В процессе научного исследования, кроме
теоретического уровня познания, выделяются
другие необходимые этапы, но именно
теоретическое познание является той
его сутью, без которой знание
не является качественно научным. Таким
образом, теория наполняет педагогическое
научное исследование важным сочетанием
понятий, определений, законов, которые
организованы и логически связаны
между собой. Иначе говоря, теоретическая
основа признака научности педагогического
знания имеет необходимую логику,
которая определяется и проявляется
во внутренней взаимосвязи этапов,
явлений педагогического