Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 22:08, реферат
Сущность педагогического процесса и его структура. Латинское слово “процессус” означает “движение вперед”, “изменение”. Как известно, педагогический процесс – одна из основополагающих категорий педагогической науки. Это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качество личности. В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие “учебно-воспитательный процесс”. Современные исследования показывают, что оно суженное, неполное и не отражает всей сложности явления. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе взаимосвязанности и общности этих явлений составляет главную сущность педагогического процесса. В остальном же термины “учебно-воспитательный процесс” и “педагогический процесс” тождественны.
Сущность педагогического процесса и его структура.
Обращение к истокам возникновения
педагогической профессии показывает,
что стихийно протекавшие в ее
рамках дифференциация и интеграция
привели сначала к
Более глубоко идея целостного педагогического процесса была выражена К.Д. Ушинским, который трактовал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов педагогической деятельности. Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает автор фундаментального труда “Педагогический процесс” П.Ф. Каптерев, который заявлял о необходимости взаимосвязи образования и воспитания в интересах совершенствования личности гражданина.
Сущность педагогического процесса и его структура. Латинское слово “процессус” означает “движение вперед”, “изменение”. Как известно, педагогический процесс – одна из основополагающих категорий педагогической науки. Это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качество личности. В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие “учебно-воспитательный процесс”. Современные исследования показывают, что оно суженное, неполное и не отражает всей сложности явления. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе взаимосвязанности и общности этих явлений составляет главную сущность педагогического процесса. В остальном же термины “учебно-воспитательный процесс” и “педагогический процесс” тождественны.
В настоящее время появились
более благоприятные
Чтобы анализировать педагогический
процесс как структурно-
- педагогов и учащихся как объектов и субъектов;
- цель и задачи;
- содержание;
- организацию;
- методику;
- результат.
Системообразующим звеном педагогического процесса являются целенаправленная педагогическая деятельность и ее носитель – специально подготовленный педагог, который выступает одновременно как субъект и объект данного процесса. Как субъект он получает специальное педагогическое образование, осознает свою ответственность за подготовку учащихся. Как объект в ходе самообразования, самовоспитания, общения с учащимися педагог сам подвергается воспитательным влияниям и стремится к самосовершенствованию.Главным и основным компонентом педагогического процесса, его объектом и субъектом является учащийся. Вместе с педагогом он образует неразрывную связку “педагог – учащийся” при ведущей роли педагога. Учащийся как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями и задачами. Как субъект – это развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремящаяся к самовоспитанию и саморазвитию, способная к активному усвоению педагогических влияний или сопротивлению им.
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.
Следующим компонентом педагогического процесса является его содержание, которое тщательно отбирается и подвергается педагогическому анализу: обобщается, оценивается и приводится в соответствие с возрастными возможностями учащихся. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области социальных отношений, труда, науки и культуры. Понятие основ человеческого опыта в педагогике одно из ключевых, определяющих и рассматривается оно во взаимосвязи с другими понятиями, а именно:
- основы наук;
- социальные отношения;
- культура;
- технология производства;
- труд;
- физическая культура.
Таков основной объем содержания педагогического процесса. Благодаря ему у обучающихся формируется мировоззрение, происходит социализация, определяется поведение, вырабатывается направленность личности.
Важным структурным
Методический компонент педагогического процесса включает в себя методы и приемы педагогической деятельности.
Наконец, результативный компонент педагогического процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые результаты и соответствие их поставленной цели. Результативность процесса определяется с помощью критериев, устанавливаемых педагогикой и психологией. К таким критериям относятся: оценки ЗНУ, экспериментальная оценка и характеристика качеств и черт личности. Наиболее показательным критерием является поведение учащихся, их практические дела, поступки, отношение к учебе, труду, обществу, людям, друг к другу и к себе.
Эффективность педагогического процесса зависит:
1) от степени соотношения
его содержания, организации и
методики основным требованиям
объективных законов
2) своевременности обнаружения
и разрешения противоречий
3) степени вовлечения
в педагогический процесс
4) учета возрастных и
индивидуальных возможностей
5) степени мастерства
педагога и его искусства
Информация о работе Сущность педагогического процесса и его структура