Сущность принципов воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Содержание работы

Введение
1 Сущность принципов воспитания
2 Классификация, характеристика.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 163.14 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение

1 Сущность  принципов воспитания

2 Классификация, характеристика.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Принципы воспитания  в своём разнообразии могут  охватывать целесообразным влиянием  всю жизнь детей и педагогов  наряду с педагогическим воздействием  и взаимодействием .В жизни существует  и содействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление  им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание  ребёнка формируется постепенно, в процессе жизни и прежде  всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться  позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого  воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание  и привычное поведение путём  целенаправленного и духовного  насыщения всех областей детской  жизни. Педагогом должно учитываться  содействие самих детей его  усилиям, когда воспитанники преодолевают  в себе сопротивление и сознательное  противодействие воспитательным  мерам, стремятся к активному  усвоению и приобретению духовных  ценностей.

 Принципы воспитательного  процесса (принципы воспитания) —  это общие исходные положения, в которых выражены основные  требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса  воспитания, и в отличие от  общих принципов педагогического  процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми  руководствуются педагоги при  решении воспитательных задач.

 

 

 

 

 

 

Сущность принципов воспитания

В сущности, и социализация, и воспитание как педагогический процесс должны соблюдать подвижную грань между ограничением, принуждением и свободой, автономией человека как в процессе становления, так и всей жизни.

Итак, ниже охарактеризуем принципы воспитания, сформулированные педагогической наукой на основе анализа исторического опыта, практики воспитания в учебно-воспитательных учреждениях и, с другой стороны, на основе современного понимания процесса воспитания, требований времени, в свете тенденций социального развития. Хотя специалисты и пишут, что только выполнение всех законов и принципов ведет к эффективному воспитанию, однако здравый смысл, анализ теории и опыта говорит о на­личии иерархии среди принципов. Поэтому среди всего множества принципов мы выделим три их группы.

Первая группа принципов определяет требования в основном к целям и содержанию воспитания, общие подходы к нему.

Вторая группа принципов определяет требования к методам воспитания, технологии и технике педагогического взаимодействия, воспитательной работы.

Третья группа принципов определяет некоторые социальные и психологические условия, которые обеспечивают процесс воспитания и без которых он будет малоэффективным.

Оговоримся, что это деление в известной мере условно, но является нужным для выделения главного, для понимания сущности процесса воспитания, тем более что прецедент, структурирование принципов воспитания уже есть (см. учебник под ред. В. А. Сластенина). Напомним, что речь идет о принципах — требованиях к процессу воспитания в рамках образо­вательной системы страны, т. е. в учебно-воспитательных учреждениях; имеется в виду, что принципы могут быть другие в семье или в какой-ни­будь негосударственной, например конфессиональной, школе, или в общественной организации.

Перечислим принципы первой группы. Это содержательно-целевые, или ценностно-содержательные принципы. К ним относятся: принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности; принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения; принцип связи воспитания с жизнью и трудом.

Вторая группа принципов — это собственно педагогические, или методические, технологические принципы. К ним относятся: принцип воспитания в деятельности; принцип воспитания с опорой на активность личности; принцип воспитания в коллективе и через коллектив; принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых; принцип уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему; принцип воспитания с опорой на положительные качества человека.

Третья группа принципов — социопсихологические. К ним относятся: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей; принцип единства требований (школы, семьи и общественности).

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация, характеристика

 

Принципы – общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

1. Первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания  и учитывающий природу воспитательного  процесса, – ориентация на ценностные  отношения, постоянство профессионального  внимания педагога на формирующиеся  отношения воспитанника к социально-культурным  ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам  жизни – добру, истине, красоте. Условием  реализации принципа ориентации  на ценностные отношения выступают  философская и психологическая  подготовка педагога, которая только  и позволяет педагогу распознать  отношения там, где их не видно  за предметностью мира, позволяет  за фактом увидеть явление, за  явлением – закономерность, за  закономерностью – основания  жизни. С помощью педагога дети  проходят школу добра, но это  не значит, что их выбор предопределен. Отправляясь в самостоятельную  жизнь, они сами произведут выбор  тех оснований, которые заложат  в конструируемую ими судьбу.

2. Второй принцип воспитания  – принцип субъектности. Педагог  максимально содействует развитию  способности ребенка осознавать  свое «Я» в связях с другими  людьми и миром, осмысливать свои  действия, предвидеть их последствия  для других людей и своей  судьбы, производить осмысленный  выбор жизненных решений. Принцип  субъектности исключает жесткий  приказ в адрес детей, а предполагает  совместное с ребенком принятие  решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет  тебе..., будет другим... Ты этого  хочешь? Это будет правильно?»  Производится раскрытие сущности  действий и поступков в их  влиянии на протекание жизни, раскрытие нерасторжимой связи  всех человеческих действий с  состоянием окружающего мира. Это  делается в ходе повседневной  деятельности, в отдельные часы  групповых размышлений, в индивидуальной беседе с ребенком, через обращение к произведениям искусства и через анализ собственных мыслей и собственных переживаний за определенный период или на данный момент жизни.

3. Третий принцип –  принцип целостности воспитания  вытекает из попытки согласовать  социальные нормы, правила жизни  и автономность неповторимой  личности каждого ребенка. Этот  принцип гласит: «Принятие ребенка  как данность, признание за ребенком  права на существование его  таким, каков он есть, уважение  его истории жизни, которая сформировала  его на данный момент именно  таким, каков он есть, признание  ценности его

личности, сохранение по отношению к каждому ребенку вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей уважения к его личности».

К личностным предпосылкам по реализации принципа целостности относятся умения педагога в каждой ситуации расценивать частные и одноактные проявления человека в качестве его отношения к миру и конкретным объектам мира.

Союз трех принципов воспитания придает ему гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Человек, в отличие от животных, не обладает при рождении никакими способностями. Все способности человеком усваиваются в процессе его воспитания. И то, что усвоит человек, в огромной степени зависит от тех людей, от тех личностей, которые окружают его в первые годы жизни, в так называемый сенситивный период.

А. С. Макаренко—педагог-новатор, обогативший русскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспита­ние и др.).

 Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории  и на практике воспитания диалектико-материалистические  принципы. Руководящим принципом  всей его педагогической деятельности  была преданность Родине и  Педагогическим принципам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. И.П. Подласый «Педагогика» Москва,1996

2. А.С. Макаренко «О воспитании» Москва,1988

3. Б.Т. Лигачёв «Педагогика.Курс лекций» Москва,1996

4. Константинов «История Педагогики»

5. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Роспедагенство, 1998.


Информация о работе Сущность принципов воспитания