Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:59, реферат
В Законе РФ об образовании оно определяется как "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства" и трактуется как воспитание в широком педагогическом смысле.
В самом общем определении образование - это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов.
Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.
Сущность содержания образования
Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное.
В Законе РФ об образовании оно определяется как "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства" и трактуется как воспитание в широком педагогическом смысле.
В самом общем определении образование - это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов.
Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.
Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.
Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогонистическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.
В своем структурном срезе, образование представляет собой целенапр авленный триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. (См. Педагогическая технология. 1993. Выпуск № 3—4. Временный государственный стандарт. Общее среднее образование. С. 66— 68).
Теория формирования содержания образования
Основные теории формирования содержания школьного образования сложились в конце XVIII - начале XIX вв. В истории педагогики они известны как теории материального и формального образования.
Материальная теория, известная в истории педагогики еще и как теория дидактического материализма (по названию книги гербартиста Ф.В. Десрпфельда), обосновывает необходимость передачи учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Сторонники этой теории (их называют еще энциклопедистами), в частности английский поэт и историк Дж.Мильтон, немецкий педагог Н.Б. Беседов, видя основную цель школы в передаче обучающимся знаний, считали, что глубина понимания определенного фрагмента деятельности пропорциональна количеству изученного материала. Исходя из этого они стремились включить в программу изучения своего предмета как можно больше материала, не всегда воспринимая аналогичную позицию представителей других наук. Такой подход к формирова нию содержания школьного образования оказывается малоэффективным, так как на головы учащихся обрушивается лавина информации, которая может быть усвоена фрагментарно и поверхностно, прежде всего за счет памяти.
Теория дидактического формализма (название возникло в конце XVIII в. в книгах "Эмпирическая психология" Э.Шмидта и "Принципы воспитания и обучения" А.А. Немейера), окончательно оформившаяся как формальная теория формирования содержания образования, исходила из постулата "многознание уму не учит", высказанного еще в древности Гераклитом и Цицероном. В дальнейшем эту позицию развивали И.Кант и И.Г. Пенталоцци. Последний считал, что главной целью обучения должно быть "усиление правильности мышления учеников или формальное образование", нацеленное главным образом на развитие способностей учащихся, их познавательных интересов, психических процессов (памяти, представлений, мышления и др.). Соответственно, в содержание образования должны включатся учебные предметы, отражающие прежде всего инструментальный, е не содержательный, фактологический материал (языки, математика). По сути дела в данной концепции отрицается необходимость в обучении предметов, например, естественных; не учитывается реальная сила в становлении личности в процессе обучения связи между содержанием и формой, между фактами и обусловленными ими интеллектуальными операциями.
Таким образом, обе теории содержания образования отличаются односторонностью и не случайно они были подвергнуты резкой критике К.Ф.Ушинским, писавшим, что "формальное развитие рассудка ... есть несущественный признак, что рассудок развивается только в действительных реальных знаниях" .
В современной отечественной педагогической науке:
1. трактует сод-е обр-я как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе, оставляя в стороне остальные качества личности, такие как способность к творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям и т.п. Данный подход направлен на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе. Фактически человек выступает здесь как фактор производства.
2. рассматривает содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. "Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения". (И.Ф.Харламов). Это определение вполне согласуется с конформистскими установками, поскольку не раскрывает характер этих знаний и умений и не основано на анализе всего состава человеческой культуры. Предполагается, что овладение знаниями и умениями (относящимися, главным образом, к тем же основам наук) позволит человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. ' Достаточно потребовать от человека, чтобы он знал и умел - не более. В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо и достаточно передать подрастающему поколению знания и навыки по родному языку, математике, физике и другим учебным предметам.
3. концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. В свете этой концепции содержание образования, будучи изоморфно социальному опыту, состоит из следующих четырех структурных элементов". опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления - знаний; опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления - умений и навыков; опыта творческой деятельности -в форме проблемных ситуаций; опыта эмоционально-ценностных отношений.
Каждый из отмеченных
видов социального опыта
— знания о природе, обществе, технике, мышлении и спо собах деятельности.
— опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, к другим дюдям в совокупности потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов, включенных в ее систему ценностей.
Принципы и критерии отбора содержания общего образования
В. В. Краевский
1. принцип соответствия
содержания образования во всех его элементах
и на всех уровнях конструирования требованиям
развития общества, науки, культуры и личности.
Он требует включения в содержание общего
образования как традиционно необходимых
знаний, умений и навыков, так и тех, которые
отражают современный уровень развития
социума, научного знания, культурной
жизни и возможности личностного роста.
2.Принцип единой
содержательной и процессуальной стороны
обучения при отборе содержания общего
образования отвергает одностороннюю,
предметно-научную его ориентацию. При
проектировании содержания общего образования
необходимо учитывать принципы и технологии
его передачи и усвоения, уровни последнего
и связанные с ним действия.
3.Принцип структурного
единства содержания образования на разных
уровнях его формирования предполагает
согласованность таких составляющих,
как теоретическое представление, учебный
предмет, учебный материал, педагогическая
деятельность, личность учащегося.
В последние
годы :
1.Принцип гуманитаризации
содержания общего образования связан
прежде всего с созданием условий для
активного творческого и практического
освоения школьниками общечеловеческой
культуры. Этот принцип имеет много аспектов,
связанных как с мировоззренческой подготовкой
школьников, так и с формированием, исходя
из современной ситуации развития общества,
наиболее приоритетных компонентов гуманитарной
культуры личности: культуры жизненного
самоопределения; экономической культуры
и культуры труда; политической и правовой
культуры; интеллектуальной, нравственной,
экологической, художественной и физической
культуры; культуры общения и семейных
отношений.
2.Принципом, позволяющим
преодолеть дегуманизацию общего образования,
является фундаментализация
его содержания. Он требует интеграции
гуманитарного и естественнонаучного
знания, установления преемственности
и междисциплинарных связей. Обучение
в этой связи предстает не только как способ
получения знания и формирования умений
и навыков, но и как средство вооружения
школьников методами добывания новых
знаний, самостоятельного приобретения
умений и навыков.
стандартизация вызвана двумя обстоятельствами:
Понятие стандарта происходит от английского
слова standart, означающего "норма, образец,
мерило". Под стандартом образования
понимается система основных параметров, принимаемых
в качестве государственной нормы образованности,
отражающей общественный идеал и учитывающей
возможности реальной личности и системы
образования по достижению этого идеала
(В. С. Леднев).
В государственном стандарте общего среднего
образования выделяются три компонента:
федеральный, национально-региональный
и школьный.
Федеральный компонент определяет те
нормативы, соблюдение которых обеспечивает
единство педагогического пространства
России, а также интеграцию личности в
систему мировой культуры.
Национально-региональный компонент содержит
нормативы в области родного языка и литературы,
истории, географии, искусства, трудовой
подготовки и др. Они относятся к компетенции
регионов и учреждений образования.
Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания
образования, отражающего специфику
и направленность отдельного образовательного
учреждения.
Итак, стандарт образования отражает обязательства,
с одной стороны, государства перед своим
гражданином, а с другой - гражданина перед
государством в области образования. Государство
требует от своего гражданина достижения
определенного стандартом уровня образованности
и гарантирует в свою очередь необходимый
для этого уровень образовательных услуг.
Федеральный и национально-региональный
компоненты стандарта образования
включают:
описание содержания образования на каждой
из его ступеней, которое государство
предоставляет обучаемому в объеме необходимой
общеобразовательной подготовки; требования
к минимально необходимой подготовке
учащихся в рамках указанного объема содержания;
максимально допустимый объем учебной
нагрузки школьников по годам обучения.
До настоящего времени общеобразовательные
стандарты у нас и за рубежом были представлены
в виде программ и требований к уровню
подготовки школьников по отдельным учебным
предметам. На их основе могут быть разработаны
самые разнообразные рабочие учебные
планы
Базисный учебный план общеобразовательной школы - это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.
Базисный учебный
план как часть стандарта
образования для основной
школы утверждается
Базисный план состоит из 2-х частей: инвариантной и вариативной.
Инвариантная часть содержания общего среднего образования, в которой обозначены образовательные области, призвана обеспечить единство образовательного пространства, культурного развития молодого поколения в условиях многообразия учебный заведений.
В ней определено
количество часов, необходимое для
формирования целостности той или
иной образовательной области. Каждая
образовательная область в
На федеральном уровне осуществляется разработка основного содержания следующих образовательных областей:
«Родной язык и литература» – русский язык как родной, русская литература. «Второй язык» – русский язык для нерусских школ, иностранные языки, «Окружающий мир», «Общественные дисциплины», «Естественные дисциплины», «Математика», «Информатика» в полном объеме, указанном в базисном учебном плане.
На региональном уровне разрабатывается содержание образования по родным языкам и литературе. Содержание таких образовательных областей, как «Искусство», «Физическая культура», «Технология» разрабатывается частично на федеральном, частично на региональном уровне.
Вариативная часть учебного плана отвечает целям учета национальных, региональных и местных соцкультурных особенностей и традиций, личностных интересов и склонностей детей. Она состоит из часов, отведенных на «Обязательные занятия по выбору» и «факультативные, индивидуальные и групповые занятия».
Использование школой или регионом часов на обязательные занятия по выбору позволяет конструировать разнообразные учебные планы с учетом особенностей региона, возможностей школы, учителя.
Вариативная факультативная часть используется на индивидуальные и групповые занятия.
Вопросы организации
общественно полезного