Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:27, реферат
В настоящее время некоторые исследователи говорят о V этапе развития понятия «педагогическая технология», который характеризуется новой тенденцией сближения двух направлений: информационного и технологического. Объединение усилий разных специалистов приведет к возникновению совершенно новых направлений, дающих качественные результаты обучения. К такому направлению, например, можно отнести технологию дистантного обучения.
Сущность, структура и содержание образовательных технологий.
Технология - это процесс достижения определенных результатов по изменению исходного состояния объекта посредством использования свойственной конкретной области деятельности совокупности методов, средств, способов.
В развития понятия «технология» в образовании «нового времени» выделяют несколько основных этапов.
I этап (1920-е – 1950-е гг.) был связан с
попыткой интенсивного внедрения в учебный
процесс новых технических средств обучения
(ТСО).
В 1940-50-е гг. в США и
Западной Европе стал широко использоваться
термин «технология образования» (С.
Андерсен, Ф. Уитворт, М. Майер).
В российской педагогической практике
следует вспомнить о педагогической технологии
А.С. Макаренко. Теоретической основой
ее выступила разработанная им концепция
коллектива. Первый элемент педагогической
технологии – это принятие требований
коллектива, его норм, ценностей, тона,
стиля; второй элемент – производительный
труд как часть общей системы.
В основе II этапа (1950-1960-е гг.) лежит идея программированного
обучения – распространения средств обратной
связи, электронных классов, обучающих
машин и др. (Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакомото
и др.). В этот период выделилось направление,
сторонники которого видели суть развития
технологического подхода в повышении
эффективности образовательного процесса
и преодолении отставания педагогических
идей от развития техники. В рамках этого
направления появляется новый термин «педагогическая
технология».
В 1970-е гг. (III этап) понятие «педагогическая технология»
расширилось, к нему начали относить все:
технологии обучения, технологии воспитания,
технологии оптимизации образовательного
процесса (М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман
и др.).
Тематическое разнообразие
методик обучения потребовало поиска
общей для них научной основы. Использование
системного подхода привело к общей установке
педагогической технологии: решать педагогические
проблемы в русле управления учебным процессом
с точно заданными целями, достижение
которых должно поддаваться четкому описанию
и определению.
К концу 1970-х – началу 1980-х гг. понятия
«технология обучения» и «педагогическая
технология» стали осознаваться как система
средств и методов организации и управления
учебно-воспитательным процессом.
IV этап (1980-е гг.) характеризуется попытками
дальнейшего осмысления сущности современного
педагогического процесса, появлением
интерактивных средств обучения, многоаспектным
подходом.
В настоящее время некоторые исследователи
говорят о V этапе развития
понятия «педагогическая технология»,
который характеризуется новой тенденцией
сближения двух направлений: информационного
и технологического. Объединение усилий
разных специалистов приведет к возникновению
совершенно новых направлений, дающих
качественные результаты обучения. К такому
направлению, например, можно отнести
технологию дистантного обучения.
Образовательная технология – 1. это процесс, система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. 2. это процесс и результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, личностного и профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящий из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательного процесса, гарантирующих достижение поставленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора.
Образовательная технология как процесс содержит два аспекта –организационный (как?) и духовный (для кого, чего?), которые в своем единстве направлены на достижение конечного результата - развитие личности и профессиональной компетенции.
Признаками образовательных технологий являются:
- детальное описание образовательных целей;
- поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов - целей;
- системное применение психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия, переработки учебной и социокультурной информации;
- системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса;
- гарантированность достигаемых результатов;
- воспроизводимость процесса вне зависимости от мастерства педагога;
- оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.
Важное место занимает технологический подход к обучению, предусматривающий точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей.
Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности; он позволяет:
Современные образовательные технологии – означают способы реализации новой парадигмы образования. К ним можно отнести: технологию личностно-ориентированного обучения и воспитания; технологию дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания; технологию проблемного обучения и воспитания; технологию обучения и воспитания без насилия; технологию эффективной речевой деятельности; технологию диалогового обучения и воспитания; технологию рефлексивного обучения и воспитания.
Современные образовательные технологии:
Направлены на <цель>
Повышение качества образования |
Опирается на <принципы>
Научности |
Личностно-деятельностный |
Системности |
Достигаются через <средства>
Обучение в вузах |
Повышение квалификации |
Самообразование |
Мониторинг качества преподавания |
Приводит к <результатам>
|
Зависит от < ресурсов >
Кадровых ресурсов |
Информационных ресурсов |
Финансовых ресурсов |
Временных ресурсов |
Информация о работе Сущность современных образовательных технологий