Сущность современных образовательных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:27, реферат

Описание работы

В настоящее время некоторые исследователи говорят о V этапе развития понятия «педагогическая технология», который характеризуется новой тенденцией сближения двух направлений: информационного и технологического. Объединение усилий разных специалистов приведет к возникновению совершенно новых направлений, дающих качественные результаты обучения. К такому направлению, например, можно отнести технологию дистантного обучения.

Файлы: 1 файл

Сущность, структура и содержание образовательных технологий.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

Сущность, структура и содержание образовательных технологий.

 

Технология - это процесс достижения определенных результатов по изменению исходного состояния объекта посредством использования свойственной конкретной области деятельности совокупности методов, средств, способов.

В развития понятия  «технология» в образовании «нового времени» выделяют несколько основных этапов.

 
I этап (1920-е – 1950-е гг.) был связан с попыткой интенсивного внедрения в учебный процесс новых технических средств обучения (ТСО).

 
В 1940-50-е гг. в США и  Западной Европе стал широко использоваться термин «технология образования» (С. Андерсен, Ф. Уитворт, М. Майер). 
 
В российской педагогической практике следует вспомнить о педагогической технологии А.С. Макаренко. Теоретической основой ее выступила разработанная им концепция коллектива. Первый элемент педагогической технологии – это принятие требований коллектива, его норм, ценностей, тона, стиля; второй элемент – производительный труд как часть общей системы. 

 
В основе II этапа (1950-1960-е гг.) лежит идея программированного обучения – распространения средств обратной связи, электронных классов, обучающих машин и др. (Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакомото и др.). В этот период выделилось направление, сторонники которого видели суть развития технологического подхода в повышении эффективности образовательного процесса и преодолении отставания педагогических идей от развития техники. В рамках этого направления появляется новый термин «педагогическая технология».

 
В 1970-е гг. (III этап) понятие «педагогическая технология» расширилось, к нему начали относить все: технологии обучения, технологии воспитания, технологии оптимизации образовательного процесса (М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман и др.).

 
Тематическое разнообразие методик обучения потребовало поиска общей для них научной основы. Использование системного подхода привело к общей установке педагогической технологии: решать педагогические проблемы в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению. 
 
К концу 1970-х – началу 1980-х гг. понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» стали осознаваться как система средств и методов организации и управления учебно-воспитательным процессом.

 
IV этап (1980-е гг.) характеризуется попытками дальнейшего осмысления сущности современного педагогического процесса, появлением интерактивных средств обучения, многоаспектным подходом.

 
В настоящее время некоторые исследователи говорят о V этапе развития понятия «педагогическая технология», который характеризуется новой тенденцией сближения двух направлений: информационного и технологического. Объединение усилий разных специалистов приведет к возникновению совершенно новых направлений, дающих качественные результаты обучения. К такому направлению, например, можно отнести технологию дистантного обучения.

 

Образовательная технология – 1. это процесс, система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. 2. это процесс и результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, личностного и профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящий из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательного процесса, гарантирующих достижение поставленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора. 

Образовательная технология как процесс содержит два аспекта –организационный (как?) и духовный (для кого, чего?), которые в своем единстве направлены на достижение конечного результата - развитие личности и профессиональной компетенции.

 

Признаками образовательных технологий являются:

- детальное описание образовательных целей;

- поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов - целей;

- системное применение психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия, переработки учебной и социо​культурной информации;

- системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса;

- гарантированность достигаемых результатов;

- воспроизводимость процесса вне зависимости от мастерства педагога;

- оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.

Важное место занимает технологический подход к обучению, предусматривающий точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей.

Технологический подход открывает новые возможности  для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности; он позволяет:

  • с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
  • анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
  • комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
  • обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
  • уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
  • оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
  • выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.

 

Современные образовательные технологии – означают способы реализации новой парадигмы образования. К ним можно отнести:  технологию личностно-ориентированного обучения и воспитания; технологию дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания; технологию проблемного обучения и воспитания; технологию обучения и воспитания без насилия; технологию эффективной речевой деятельности; технологию диалогового обучения и воспитания; технологию рефлексивного обучения и воспитания.

 

Современные образовательные технологии:


 

Направлены на  <цель>


Повышение качества образования



Опирается на  <принципы>


Научности

Личностно-деятельностный

Системности



Достигаются через  <средства>


Обучение в  вузах

Повышение квалификации

Самообразование

Мониторинг  качества преподавания



Приводит к  <результатам>


  • Личностному и профессиональному росту педагогов
  • Успешности учащихся, воспитанников в учебно-познавательной деятельности
  • Созданию здоровьесберегающей среды


Зависит от  < ресурсов >


Кадровых  ресурсов

Информационных ресурсов

Финансовых ресурсов

Временных ресурсов




Информация о работе Сущность современных образовательных технологий