Связь социальной педагогики с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:27, доклад

Описание работы

По утверждению ученых, социальная педагогика - это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» (А.В. Мудрик). По мнению В.Д. Семенова, «социальная педагогика, или педагогикам среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания» Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986. - С. 16..

Файлы: 1 файл

шппоры по истории соц.пед..docx

— 27.46 Кб (Скачать файл)

Связь социальной педагогики с другими  науками.

По  утверждению ученых, социальная педагогика - это «отрасль педагогики, рассматривающая  социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий  людей, в организациях, специально для  этого созданных» (А.В. Мудрик). По мнению В.Д. Семенова, «социальная педагогика, или педагогикам среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует  научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного  воспитания» Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986. - С. 16..

Социальная  педагогика опирается на историю  педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и  обучения в других странах. Социальная педагогика является основой для  отраслей педагогики, которые представляют отрасли социальной педагогики: дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику профессионального образования, воспитания в закрытых учреждениях, детских  и юношеских организациях, педагогику клубной работы, педагогику среды, военную  педагогику, производственную педагогику, педагогику временных объединений, педагогику социальной работы Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 16-17.. Каждое из этих направлений  социальной педагогики имеют свои особенности, свои методы и может рассматриваться  как самостоятельное направление.

Социальная  педагогика вступает в междисциплинарные  контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической социальной психологией, психологией  управления. Она включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе. Поэтому в условиях кризисного состояния  общества она выступает ведущей  отраслью знаний. Особенностью современной  социальной педагогики является ее гуманистическая  направленность, т.е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.

В современных условиях социальная педагогика - это самостоятельный раздел педагогики, где сложилась особая методика социальной воспитательной и образовательной  деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию.

Общественный  смысл социальной педагогики состоит  в том, чтобы помочь человеку, попавшему  в беду: помочь семье, ребенку найти  свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании  своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.

 

Социальная педагогика как наука

Социальная  педагогика - относительно молодая  наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой  специальностью.

Социальная  педагогика - одно из направлений педагогики, предметом изучения которой является пограничные социально-педагогические проблемы  Почему же мы сегодня выделяем социальную педагогику и к ней обращаются самые разные категории общества? Ответ заключается в том, что сейчас особенно обострилось противостояние  человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности. Она включает в себя семейное, гражданское, религиозное и правовое воспитание Мудрик А.В. Социализация/Магистр. - 1993. - №3. - С. 19.. Это целенаправленное воздействие на человека. Это и есть социальное воспитание, многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится полноправным членом общества. Следовательно, социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности Васильков Ю.В. Лекции по социальной педагогике. - М., 2004. - С. 12..По утверждению ученых, социальная педагогика - это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» (А.В. Мудрик). По мнению В.Д. Семенова, «социальная педагогика, или педагогикам среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания. Цель этой дисциплины - дать научно-педагогическое обоснование взаимодействия человека и социума, повысить научную обоснованность, качество и эффективность социально-педагогической деятельности по гармонизации этого взаимодействия на уровне практической работы. Достижение этой цели обеспечивается функциями социальной педагогики как научной дисциплины: аналитической, описательной, объяснительной, прогностической, рекомендательной, образовательной, интегрирующей, которые объединяются в группу познавательных (исследовательских) функций. 
 
Задачи научной дисциплины "Социальная педагогика" объединены в три группы. Первая связана с исследованием практической социально-педагогической деятельности: закономерностей развития социума, отношений в нем, социальной работы и социально-педагогической деятельности субъектов и институтов; поиска противоречий и определения тенденций их разрешения в разных видах и типах, сферах среды и на различных уровнях их анализа; разработки принципов, содержания, способов, методов и форм деятельности специалиста социальной сферы; организационных основ создания и функционирования социальных институтов и служб; с анализом и оценкой опыта социально-педагогической деятельности кадров, организаций и институтов в зарубежных странах и др.Вторая группа задач имеет целью формирование собственных методологических, теоретических и научно-методических основ; отбор содержания социально-педагогического науковедения (определение объекта, предмета, целей, задач, функций и т.д.); комплектование логической, процессуальной, функциональной, научно- содержательной и научно-дисциплинарной структур социальной педагогики как области научного знания.Третья группа задач связана с теоретическим обоснованием собственного образовательного комплекса для подготовки кадров социальной сферы - социальных работников, педагогов, юристов и др. Это обусловлено третьим качественным состоянием социальной педагогики (напомним, первое - область практической деятельности, второе - область научного знания).

Вопрос 47 Несомненно, что социальная педагогика имеет все основания для своего дальнейшего развития: социально-политические (потребности общества и его заказ); историко-педагогические (знания, накопленные на предыдущих этапах развития государства); научно-практические (разнообразный опыт социально-педагогической деятельности субъектов социума — людей и социальных институтов); научно-теоретические (совокупность разрозненных и систематизированных знаний, обобщенных до уровня теории) и т.д. Не претендуя на анализ приведенных причин возникновения социальной педагогики и используемых периодизации ее истории, остановимся на новейшем времени ее развития. Обобщение результатов научных исследований в области социальной педагогики за последние десятилетия позволило условно выделить три периода в развитии социально-педагогического знания, научно-исследовательской деятельности.[2]

Временные границы первого периода — периода эмпирического развития — могут быть условно определены рубежом 80-90-х годов, то есть до появления социальной педагогики как специальности, как научной дисциплины, как вида профессиональной деятельности.Советское общество в тот период находилось в состоянии, которое позже будет названо «периодом застоя». Это состояние заставляло исследователей и практиков искать пути решения накапливающихся проблем в направлении совершенствования социальной среды, советского макро- и микросоциума. В связи с тем, что в науке такая задача не могла быть поставлена по политико-идеологическим причинам, были предприняты попытки поиска путей решения этих проблем на смежных направлениях в частности, в направлении усиления и практической реализации социальной функции педагогики. Это, в свою очередь, привело к преобладанию воспитательной проблематики в педагогической науке, к появлению в теории воспитания социально-педагогической тематики.В этот период по сути социально-педагогическая деятельность была «распылена» среди специалистов других профессий (учителей, врачей, партийных работников, медиков, организаторов культурно-досуговой  и  спортивно-массовой работы и др.). Обобщение опыта такой эмпирической работы, осмысление его с научных позиций приводило к появлению научных работ по социально-педагогической проблематике. Иными словами, в этот период шла определенная работа по поиску путей решения социальных проблем общества педагогическими средствами как в условиях собственно образовательно-воспитательных систем, так и в непедагогических институтах социума.

Развитие с.п. В России социальной педагогики – и как области научного знания, и как сферы профессиональной практической деятельности, и как учебной дисциплины – имеет свои особенности.С одной стороны, в отечественной науке и педагогической практике истоки и предпосылки выделения социальной педагогики в самостоятельную область знания можно найти еще в трудах и практической деятельности таких классиков педагогики, как К.Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и многие другие. Особое значение для становления социальной педагогики имел тот этап в развитии отечественной педагогической науки, который приходится на 20-30-е годы нашего столетия. В это тяжелое время деятельность таких выдающихся педагогов, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, была направлена прежде всего на помощь «выбитым из социальной колеи детям», т.е. по сути они были именно социальными педагогами, а деятельность организованных ими и многими другими педагогами детских опытных станций, коммун и других учреждений стала практическим воплощением социальной педагогики.Однако эволюционное развитие социальной педагогики в России не состоялось. Сначала произошел значительный разрыв между новой, советской педагогикой и тем, что было накоплено педагогикой в дореволюционный период, когда печально известный тезис «весь мир насилия мы разрушим до основания...» был распространен и на педагогику. Высказывание видного педагога 20-30-х годов А.П. Пинкевича о том, что необходимо забыть все, написанное в области педагогики до революции, было поддержано многими педагогами-марксистами. Затем, начиная с конца 30-х годов, когда в стране была провозглашена победа социализма, возникла и прочно укрепилась тенденция замалчивания социальных проблем, которые стали рассматриваться как отдельные, легко искоренимые «пережитки прошлого», что также не способствовало развитию социальной педагогики.В результате, как уже отмечалось ранее, в 1990 г. социальная педагогика была введена императивно, «сверху». Это привело к тому, что научная и практическая сферы социальной педагогики начали развиваться одновременно и в отрыве друг от друга: практика не могла опереться на научные знания, так как науки еще фактически не было, а науке нечего было осмыслять, поскольку сфера практической деятельности только начала формироваться.Отразилось это и на становлении социальной педагогики как учебного предмета, которое также происходило одновременно со становлением области практической социально-педагогической деятельности и развитием науки. Несформированность и той, и другой обусловили то, что учебный предмет «Социальная педагогика» и сегодня еще включает много спорных, дискуссионных вопросов, различных точек зрения относительно сущности тех или иных категорий и понятий, даже самого предмета социальной педагогики.Эти объективные обстоятельства являются факторами, тормозящими развитие социальной педагогики как науки. Однако потребности практики так остры и злободневны, что этой областью науки стали заниматься многие научные коллективы: Центр социальной педагогики Российской академии образования (РАО), Академия социального образования, научные коллективы педагогических университетов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске и других городах. Созданы и активно работают, решая теоретические и прикладные вопросы социальной педагогики, различные общественные объединения и государственные учреждения.И на сегодняшний день уже можно констатировать, что накопилось достаточно много эмпирических и теоретических знаний, которые требуют осмысления и систематизации, позволяют выделить приоритетные научные направления, т. е. создают условия для более интенсивного развития социальной педагогики, оформления ее как самостоятельной науки. Для дальнейшего развития социальной педагогики необходимо также перечитать и переосмыслить с новых позиций труды отечественных педагогов – как дореволюционного, так и советского периодов, чтобы отыскать ее истоки, отвечающие культурным и историческим традициям нашего народа. Немаловажное значение имеет и освоение зарубежного опыта с целью адаптации его применительно к нашей российской действительности.Изолированность советского государства от «капиталистического мира» в течение 70 лет разрушила научные связи наших ученых с коллегами из многих стран, где социальная педагогика все это время активно развивалась и где в настоящее время накоплен значительный научный потенциал в этой области знаний. Даже сегодня, когда «железный занавес» между Востоком и Западом разрушен, этот иностранный опыт для отечественных ученых остается пока малодоступным. Поэтому для становления и развития социальной педагогики в России имеет большое значение опыт других стран, анализ тех проблем и трудностей, которые возникали в процессе развития этой области научных знаний и практической деятельности за рубежом, выявление самих истоков-причин возникновения этой науки, ибо известно: отыщи всему начало и многое поймешь.

Вопрос 48.Третий период — период научно-теоретического обоснования социальной педагогики — 1993-2001 гг. - характеризовался экстенсивным развитием социально-педагогической науки и практики. Такой характер развития социальной педагогики отразился в проведении большого числа научных исследований, которые в основном обозначали проблемное поле социально-педагогической практики. При этом глубина, полнота прониковения в эту проблематику, широта ее охвата были, естественно, весьма и весьма различными. этому периоду присущи следующие особенности. В содержательном плане:-расширение проблематики научных исследований до описания проблемного поля социальной педагогики в целом. Были проведены исследования проблем социального воспитания человека в различных условиях; педагогики социальной работы; истории, методологии и теории социальной педагогики и социальной работы; педагогики социальной среды; теории и методики профессионального образования социальных педагогов и социальных работников и др. Широкое распространение получили исследования конкретных проблем социально-педагогической практики;

- прогностическое исследование  и формирование проблематики перспективных научно-исследовательских работ в целях определения предметного и задачно-целевого поля социальной педагогики как научной дисциплины и др. - становление и оформление парадигм развития социальной педагогики: педагогической, социологической, педагогико-социологической,  собственно  социально-педагогической  - появление учебных пособий и курсов лекций, рекомендованных Министерством образования России в качестве учебников и учебных пособий для студентов высших учебных заведений 

- описание  массового  опыта  социально-педагогической деятельности различных институтов социума с учетом региональной и муниципальной специфики;

- исследование возможностей, направлений и путей адаптации  зарубежного опыта социально-педагогической  деятелности и социальной работы с различными категориями населения в условиях меняющейся России и др.На этом этапе более точно сформировались принципы организации социально-педагогического комплексного исследования, которые в опытно-экспериментальном плане уже был апробированы на первых этапах развития научных исследований и которые продолжают быть основой нетрадиционной организации исследования на нынешнем этапе. Среди них принципы:

- комплексность, междисциплинарный  и межведомственный характер исследований; объединение на партнерских началах ученых и практиков, представляющих различные ведомства и отрасли наук (См., например: Проблемы методологии междисциплинарных исследований и комплексного обеспечения научно-исследовательской деятельности. — Екатеринбург. - 1994);

- соединение  во  времени  теоретического  обоснования, опытно-экспериментальной апробации и практического внедрения научных разработок;

- практико-ориентированная  направленность исследования;

- проведение исследовательского  поиска не в лабораторных, а  в полевых условиях, непосредственно  на местах, на репрезентативной   выборке   экспериментальных   площадок,   являющихся общей, единой для всех исследователей экспериментальной базой;

- органическое единство  и преемственность в решении  научно-практических задач и вопросов  подготовки специалистов в области педагогики социальной работы;

- подготовка исследовательских  кадров без отрыва специалистов  от их социальной практики, на  основе подготовки практика-исследователя,  непосредственно влияющего на  внедрение научных разработок;

- сочетание бюджетного  начала с внебюджетным финансированием  (использование нестандартных источников) научно-исследовательских работ. 

 

В плане развития организационных форм: 

- разработка Государственного  стандарта высшего профессионального образования по этим специальностям и формирование системы подготовки кадров для работы в различных институтах социума, ее научно-методическое сопровождение (О социально-педагогической   работе   с   детьми:   Методическое письмо Министерства образования Российской Федерации. - М., 1995.); 

 

- формирование и совершенствование  стандартов новых профессий —  социальных педагогов и социальных  работников (См.:   Государственный   образовательный   стандарт  высшего профессионального образования. Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «031300 - Социальная педагогика» (квалификация - социальный педагог),  (третий уровень высшего профессионального образования). Вводятся в действие с момента утверждения. — М., 1994.); Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «0314 Социальная педагогика» (базовый уровень среднего профессионального образования). Действуют в качестве временных требований до введения в действие стандарта с 1 сентября 2001 г. - М, 1997; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность «031300 «Соцальная педагогика». Квалификация - социальный педагог. М., 2000.); 

- возникновение научных  сообществ с признанными лидерами (научных школ), которые сосредоточили усилия на исследовании относительно самостоятельных направлений и проблем социальной педагогики;

Информация о работе Связь социальной педагогики с другими науками