Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:27, доклад
По утверждению ученых, социальная педагогика - это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» (А.В. Мудрик). По мнению В.Д. Семенова, «социальная педагогика, или педагогикам среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания» Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986. - С. 16..
Связь социальной педагогики с другими науками.
По утверждению ученых, социальная педагогика - это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» (А.В. Мудрик). По мнению В.Д. Семенова, «социальная педагогика, или педагогикам среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания» Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986. - С. 16..
Социальная
педагогика опирается на историю
педагогики, на опыт обучения и воспитания
в прошлом, на практику воспитания и
обучения в других странах. Социальная
педагогика является основой для
отраслей педагогики, которые представляют
отрасли социальной педагогики: дошкольную
педагогику, педагогику школы, педагогику
профессионального образования, воспитания
в закрытых учреждениях, детских
и юношеских организациях, педагогику
клубной работы, педагогику среды, военную
педагогику, производственную педагогику,
педагогику временных объединений,
педагогику социальной работы Мудрик
А.В. Введение в социальную педагогику.
- М., 1997. - С. 16-17.. Каждое из этих направлений
социальной педагогики имеют свои особенности,
свои методы и может рассматриваться
как самостоятельное
Социальная педагогика вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической социальной психологией, психологией управления. Она включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе. Поэтому в условиях кризисного состояния общества она выступает ведущей отраслью знаний. Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т.е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.
В современных условиях социальная педагогика - это самостоятельный раздел педагогики, где сложилась особая методика социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию.
Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.
Социальная педагогика как наука
Социальная педагогика - относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой специальностью.
Социальная
педагогика - одно из направлений педагогики,
предметом изучения которой является
пограничные социально-
Задачи научной дисциплины "Социальная
педагогика" объединены в три группы.
Первая связана с исследованием практической
социально-педагогической деятельности:
закономерностей развития социума, отношений
в нем, социальной работы и социально-педагогической
деятельности субъектов и институтов;
поиска противоречий и определения тенденций
их разрешения в разных видах и типах,
сферах среды и на различных уровнях их
анализа; разработки принципов, содержания,
способов, методов и форм деятельности
специалиста социальной сферы; организационных
основ создания и функционирования социальных
институтов и служб; с анализом и оценкой
опыта социально-педагогической деятельности
кадров, организаций и институтов в зарубежных
странах и др.Вторая группа задач имеет
целью формирование собственных методологических,
теоретических и научно-методических
основ; отбор содержания социально-педагогического
науковедения (определение объекта, предмета,
целей, задач, функций и т.д.); комплектование
логической, процессуальной, функциональной,
научно- содержательной и научно-дисциплинарной
структур социальной педагогики как области
научного знания.Третья группа задач связана
с теоретическим обоснованием собственного
образовательного комплекса для подготовки
кадров социальной сферы - социальных
работников, педагогов, юристов и др. Это
обусловлено третьим качественным состоянием
социальной педагогики (напомним, первое
- область практической деятельности,
второе - область научного знания).
Вопрос 47 Несомненно, что социальная педагогика имеет все основания для своего дальнейшего развития: социально-политические (потребности общества и его заказ); историко-педагогические (знания, накопленные на предыдущих этапах развития государства); научно-практические (разнообразный опыт социально-педагогической деятельности субъектов социума — людей и социальных институтов); научно-теоретические (совокупность разрозненных и систематизированных знаний, обобщенных до уровня теории) и т.д. Не претендуя на анализ приведенных причин возникновения социальной педагогики и используемых периодизации ее истории, остановимся на новейшем времени ее развития. Обобщение результатов научных исследований в области социальной педагогики за последние десятилетия позволило условно выделить три периода в развитии социально-педагогического знания, научно-исследовательской деятельности.[2]
Временные границы первого периода — периода эмпирического развития — могут быть условно определены рубежом 80-90-х годов, то есть до появления социальной педагогики как специальности, как научной дисциплины, как вида профессиональной деятельности.Советское общество в тот период находилось в состоянии, которое позже будет названо «периодом застоя». Это состояние заставляло исследователей и практиков искать пути решения накапливающихся проблем в направлении совершенствования социальной среды, советского макро- и микросоциума. В связи с тем, что в науке такая задача не могла быть поставлена по политико-идеологическим причинам, были предприняты попытки поиска путей решения этих проблем на смежных направлениях в частности, в направлении усиления и практической реализации социальной функции педагогики. Это, в свою очередь, привело к преобладанию воспитательной проблематики в педагогической науке, к появлению в теории воспитания социально-педагогической тематики.В этот период по сути социально-педагогическая деятельность была «распылена» среди специалистов других профессий (учителей, врачей, партийных работников, медиков, организаторов культурно-досуговой и спортивно-массовой работы и др.). Обобщение опыта такой эмпирической работы, осмысление его с научных позиций приводило к появлению научных работ по социально-педагогической проблематике. Иными словами, в этот период шла определенная работа по поиску путей решения социальных проблем общества педагогическими средствами как в условиях собственно образовательно-воспитательных систем, так и в непедагогических институтах социума.
Развитие с.п. В России социальной педагогики – и как области
научного знания, и как сферы профессиональной
практической деятельности, и как учебной
дисциплины – имеет свои особенности.С
одной стороны, в отечественной науке
и педагогической практике истоки и предпосылки
выделения социальной педагогики в самостоятельную
область знания можно найти еще в трудах
и практической деятельности таких классиков
педагогики, как К.Д. Ушинский, Л. Н. Толстой
и многие другие. Особое значение для становления
социальной педагогики имел тот этап в
развитии отечественной педагогической
науки, который приходится на 20-30-е годы
нашего столетия. В это тяжелое время деятельность
таких выдающихся педагогов, как А.С. Макаренко,
С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, была
направлена прежде всего на помощь «выбитым
из социальной колеи детям», т.е. по сути
они были именно социальными педагогами,
а деятельность организованных ими и многими
другими педагогами детских опытных станций,
коммун и других учреждений стала практическим
воплощением социальной педагогики.Однако
эволюционное развитие социальной педагогики
в России не состоялось. Сначала произошел
значительный разрыв между новой, советской
педагогикой и тем, что было накоплено
педагогикой в дореволюционный период,
когда печально известный тезис «весь
мир насилия мы разрушим до основания...»
был распространен и на педагогику. Высказывание
видного педагога 20-30-х годов А.П. Пинкевича
о том, что необходимо забыть все, написанное
в области педагогики до революции, было
поддержано многими педагогами-марксистами.
Затем, начиная с конца 30-х годов, когда
в стране была провозглашена победа социализма,
возникла и прочно укрепилась тенденция
замалчивания социальных проблем, которые
стали рассматриваться как отдельные,
легко искоренимые «пережитки прошлого»,
что также не способствовало развитию
социальной педагогики.В результате, как
уже отмечалось ранее, в 1990 г. социальная
педагогика была введена императивно,
«сверху». Это привело к тому, что научная
и практическая сферы социальной педагогики
начали развиваться одновременно и в отрыве
друг от друга: практика не могла опереться
на научные знания, так как науки еще фактически
не было, а науке нечего было осмыслять,
поскольку сфера практической деятельности
только начала формироваться.Отразилось
это и на становлении социальной педагогики
как учебного предмета, которое также
происходило одновременно со становлением
области практической социально-педагогической
деятельности и развитием науки. Несформированность
и той, и другой обусловили то, что учебный
предмет «Социальная педагогика» и сегодня
еще включает много спорных, дискуссионных
вопросов, различных точек зрения относительно
сущности тех или иных категорий и понятий,
даже самого предмета социальной педагогики.Эти
объективные обстоятельства являются
факторами, тормозящими развитие социальной
педагогики как науки. Однако потребности
практики так остры и злободневны, что
этой областью науки стали заниматься
многие научные коллективы: Центр социальной
педагогики Российской академии образования
(РАО), Академия социального образования,
научные коллективы педагогических университетов
в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге,
Омске и других городах. Созданы и активно
работают, решая теоретические и прикладные
вопросы социальной педагогики, различные
общественные объединения и государственные
учреждения.И на сегодняшний день уже
можно констатировать, что накопилось
достаточно много эмпирических и теоретических
знаний, которые требуют осмысления и
систематизации, позволяют выделить приоритетные
научные направления, т. е. создают условия
для более интенсивного развития социальной
педагогики, оформления ее как самостоятельной
науки. Для дальнейшего развития социальной
педагогики необходимо также перечитать
и переосмыслить с новых позиций труды
отечественных педагогов – как дореволюционного,
так и советского периодов, чтобы отыскать
ее истоки, отвечающие культурным и историческим
традициям нашего народа. Немаловажное
значение имеет и освоение зарубежного
опыта с целью адаптации его применительно
к нашей российской действительности.
Вопрос 48.Третий период — период научно-теоретического обоснования социальной педагогики — 1993-2001 гг. - характеризовался экстенсивным развитием социально-педагогической науки и практики. Такой характер развития социальной педагогики отразился в проведении большого числа научных исследований, которые в основном обозначали проблемное поле социально-педагогической практики. При этом глубина, полнота прониковения в эту проблематику, широта ее охвата были, естественно, весьма и весьма различными. этому периоду присущи следующие особенности. В содержательном плане:-расширение проблематики научных исследований до описания проблемного поля социальной педагогики в целом. Были проведены исследования проблем социального воспитания человека в различных условиях; педагогики социальной работы; истории, методологии и теории социальной педагогики и социальной работы; педагогики социальной среды; теории и методики профессионального образования социальных педагогов и социальных работников и др. Широкое распространение получили исследования конкретных проблем социально-педагогической практики;
- прогностическое исследование и формирование проблематики перспективных научно-исследовательских работ в целях определения предметного и задачно-целевого поля социальной педагогики как научной дисциплины и др. - становление и оформление парадигм развития социальной педагогики: педагогической, социологической, педагогико-социологической, собственно социально-педагогической - появление учебных пособий и курсов лекций, рекомендованных Министерством образования России в качестве учебников и учебных пособий для студентов высших учебных заведений
- описание массового опыта социально-педагогической деятельности различных институтов социума с учетом региональной и муниципальной специфики;
- исследование возможностей,
направлений и путей адаптации
зарубежного опыта социально-
- комплексность,
- соединение во времени теоретического обоснования, опытно-экспериментальной апробации и практического внедрения научных разработок;
- практико-ориентированная направленность исследования;
- проведение исследовательского поиска не в лабораторных, а в полевых условиях, непосредственно на местах, на репрезентативной выборке экспериментальных площадок, являющихся общей, единой для всех исследователей экспериментальной базой;
- органическое единство
и преемственность в решении
научно-практических задач и
- подготовка исследовательских
кадров без отрыва
- сочетание бюджетного
начала с внебюджетным
В плане развития организационных форм:
- разработка Государственного
стандарта высшего
- формирование и
- возникновение научных сообществ с признанными лидерами (научных школ), которые сосредоточили усилия на исследовании относительно самостоятельных направлений и проблем социальной педагогики;
Информация о работе Связь социальной педагогики с другими науками