Табакокурение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

Социально-психологическими факторами, влияющими на формирование табачной зависимости, являются: нарушенные отношения между членами семьи (включая дефицит родительской эмпатии); отсутствие доверительных отношений с ребенком; воспитание по типу гипоопеки или противоречивой направленности родительских установок; преобладающий круг общения с курящими подростками, в сочетании с различными формами девиантного или криминального поведения; невозможность удовлетворить свои актуальные потребности в сочетании с отсутствием устойчивых позитивных увлечений, неспособностью к организации досуга.

Файлы: 1 файл

табакокурение!.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Отметим в заключение, что терапия табачной зависимости  всегда должна быть комплексной, сочетающей в себе несколько различных методов. Лечение лишь одним методом дает существенно худшие результаты. Однако даже если врач будет использовать самые совершенные терапевтические подходы, неизбежно останется группа больных, категорически не желающих бросить курить. В этих случаях мы должны пожелать пациенту доброго здоровья и сделать все возможное для того, чтобы минимизировать негативные последствия курения.

Глава 2. Экспериментальное  исследование зависимости употребления табачных изделий от личностных качеств подростка

2.1 Программа исследования  зависимости употребления табачных  изделий от личностных качеств  подростка

Экспериментальное исследование проводилось среди учащихся средней школы посёлка Сосновоборск . Количество учащихся 40 человек, среди них мальчиков 23 и девочек 17. Средний возраст 14 лет.

Целью исследования было: выявление эффективности применения программы по профилактике табакокурения 

Для достижения цели была поставлена следующая задача: выявление личностных качеств курящих подростков;

Для диагностической  цели была использована следующая методика: анкетирование, выявляющая отношение к курению, причины выкуривания сигарет, отношение к курению в семье и т.д.

2.2 Анализ результата исследования зависимости табакокурения от личностных качеств подростка

 Было проведено анкетирование учащихся. (текст анкеты см. а в Приложении 1)

При ответе на первый вопрос «Считаете ли вы курение заболеванием?» в экспериментал 12 человек ответили «нет», 4 человека – «да» и 4 человека «не знаю».

 При ответе на вопрос: «Сможете ли вы устоять перед соблазном выкурить сигарету?»

11 человек ответили  «нет», 7 человек – «да» и 2 человека «не знаю».

При ответе на вопрос: «Какова  причина закурить сигарету? В первый раз?»

7 человек ответили  «за компанию», 7 человек «почувствовать себя взрослым», 6 человек не курят вообще.

На вопрос « С кем  вы курили в первый раз?» 

4 человека ответили  «со сверстниками», 2 человека –  «один», 1 человек – «с родителями», 7 человек – «со старшими друзьями».

На вопрос «Какие сигареты вы употребляете?»

7 человек ответили  «слабые», 2 человека «средние», 3 человека  «крепкие», 1 человек «какие дадут».

При ответе на вопрос: «Какие жизненные ситуации приводят вас  к выкуриванию сигареты?»5 человек ответили «по настроению», 3 человека «за компанию», 6 человек «для снятия напряжения».

У учащихся 17 подростков курят родители и у одно из этих подростков родители скрывают это.

Среди учащихся 4 подросткам родители предлагают курить с ними.

При ответе на вопрос «Что сделают ваши родители, если узнают, что вы курите»

11 человекам родители  «предложат курить с ними»,  у 7 человек «будут ругаться», 2 человека не знают ответа  на это вопрос.

Менее 5 сигарет в день выкуривают 9 человек, менее 10 штук 4 человека, пачку и более 1 человек.

К курящим людям положительно относятся 7 человек, отрицательно 4 человека, равнодушны 9 человек.

При ответе на вопрос «  Как вы думаете, мешает ли курение  некурящим людям?» 

16 человек ответили  «да», 3 человека – «нет», 1 человек  не задумывался об этом.

14 человек уверены, что при желании они в любой момент могут бросить курить, 6 человек – не уверены.

По результатам анкетирования  можно сделать следующие выводы:

1.  заболеванием табакокурение они не считают

2. перед соблазном выкурить сигарету не могут устоять 55%,;

3.  основными причинами  по которым была выкурена первая  сигарета были: «за компанию»: 35%, и «желание почувствовать себя  взрослым»: 35%;

4.  Первая сигарета  была выкурена со старшими  друзьями.

5.  В основном предпочтение  отдается слабым сигаретам.

6.  ситуации, в которых  хочется закурить: для снятия  напряжения, по настроению, за компанию .

7.  как правило, сигареты  родители не предлагают.

8.  Большинство подростков  уверены, что родители будут  ругать их за курение;

9.  большинство подростков  считают, что смогут бросить курить в любой момент, когда захотят.

 

Вывод

 Социально-психологическими  факторами, влияющими на формирование  табачной зависимости, являются: нарушенные отношения между членами  семьи (включая дефицит родительской  эмпатии); отсутствие доверительных отношений с ребенком; воспитание по типу гипоопеки или противоречивой направленности родительских установок; преобладающий круг общения с курящими подростками, в сочетании с различными формами девиантного или криминального поведения; невозможность удовлетворить свои актуальные потребности в сочетании с отсутствием устойчивых позитивных увлечений, неспособностью к организации досуга. Ведущую роль в работе с зависимыми подростками играют методы индивидуальной и групповой психотерапии с обязательным вовлечением в работу родительской семьи и ближайшего окружения. Роль педагогического коллектива заключается в содействии подростку в возвращении его в образовательную среду.

Рекомендации

Одно из важных направлений  коррекционно-воспитательной работы с подростками предполагает формирование у них разнообразных, устойчивых побудительных мотивов отказа от употребления табачных изделий и мотивов морального порядка. Достижение успехов в большей мере зависит от положительного, эмоционально окрашенного отношения учащихся к учебной и трудовой деятельности, к педагогам и коллективу товарищей.

1. Необходимо вовлечение  изолированного подростка с интересную  деятельность. Оказать помощь в  достижении успеха в той деятельности, от которой прежде всего зависит  употребление табачных изделий подростком (преодоление неуверенности, социальной адаптации в коллективе сверстников и т.д.)

2. Научить подростка  преодолеть агрессивность (вспыльчивость,  обидчивость) которая часто является  не только причиной, но и следствием  употребления табачных изделий.

4. Использовать косвенные  меры, которые будут перемотивировать  подростка на отказ употребления  табачных изделий: например предложить  авторитетным некурящим сверстникам  оказать влияние на курящего  подростка.

5. Целенаправленно включать курящих подростков, в социально одобряемую деятельность. Особое психологическое значение приобретает методика рубежей-коллективных (например, годовщина школы), лично-коллективных (окончание учебного года) и личных (день рождения). Специальная подготовка к ним увлекая подростков своим содержанием и способами организации, вырабатывает в группе детей определенный стиль и создает тон способствующие развитию отношений взаимозависимости, взаимоответственности, развивающие новые формы общения подростков друг с другом и со взрослыми, общение на более высоких уровнях.

6. Включение подростков  в систему социально значимой  деятельности приводит к реальному  укреплению контактных коллективов  детей, в которых сокращается  число изолированных, противостоящих  друг другу групп.

В коллективной социально  одобряемой деятельности, где реально  накапливается нравственный опыт взаимного  доверия, уважения, взаимной требовательности, создаются условия для ликвидации товарищества, в котором подростки  коллективно курят. Развитию взаимопомощи подростков, росту ответственности, взаимной требовательности способствует разнообразная культурно-массовая внутришкольная и внешкольная социально-признаваемая деятельность ребят. Особенно возрастает значение организационного труда подростков. Выступая в его процессе не только как исполнитель, но и как ответственный организатор, подросток действительно ощущает свою реальную самостоятельность, активно включаясь в новую систему взаимоотношений и с товарищами, и с взрослыми.

В процессе этой деятельности у подростка не только вырабатываются организаторские умения и навыки, но главное, формируется сознание долга. Активную воспитательную роль играет социально полезная производительная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 376с.

2. Андреева Г.М. Социальная  психология: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во  МГУ, 1988. – 432с.

3. Братусь Б.С., Лимин О.В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность // Вестник МГУ. – 1982.

4. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное, Т. 1: Пер. с франц. – М.: Мир, 1996. – 496с.

5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное, Т.2: Пер. с франц. – М.: Мир, 1996. – 496с.

6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь – справочник. Мн.: Харвест, М.. АСТ, 2001. – 576с.

7. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / Сост. и авт. вступ. ст. В.М. Лейбин. – М.: Республика, 1994. – 384с.

8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ. «Сфера», при участии «Юрайт – М», 2001. – 464 с.

9. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 688с.:ил. (Серия «Мастера психологии»).

10.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ. Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. – 448с.

11. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 576 с.

12. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607с.

13. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ. «Сфера», 1998. – 528с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. Считаете ли вы, что курение сигарет – это заболевание?

А) Да, б) не знаю, в)нет

 

2. Сможете ли вы  устоять перед соблазном выкурить  сигарету?

А) Да, б) не знаю, в)нет

 

3. Какова причина закурить  сигарету в первый раз?

А) за компанию б) почувствовать  себя взрослым, В) не курю вообще

 

4. С кем Вы курили  в первый раз?

А) со сверстниками б) старшими друзьями в) с родителями, г) не курю вообще д) один

 

5. Какие сигареты Вы  употребляете чаще?

А) крепкие б) более  слабые, в) какие стрельну г)не курю вообще

 

6. Какие случаи (жизненные ситуации) приводят вас к выкуриванию сигареты?

А) за компанию б) по настроению в) для снятия напряжения г) не курю

 

7. Курят ли в вашей  семье?

А)Постоянно б)Очень  редко

 

8. Скрывают ли Ваши  родные, что курят, от Вас?

А) Да б) нет

 

9. Предлагают ли родители сигареты вам?

А)Да, б) нет

 

10. Как Вы думаете,  что сделают Ваши родители, если  узнают, что Вы курите?

А) Не знаю б)Будут ругаться в)Предложат курить с ними

 

11. Сколько сигарет  Вы выкуриваете в день?

А) менее 5 , б) менее 10, в) пачку  и более г) не курю вообще

 

12. Как вы относитесь  к курящим людям?

А) положительно б) отрицательно в) мне все равно

 

13. Как Вы думаете,  мешает ли курение Некурящим  людям?

А) да, б) Нет, в) мне все  равно

14. Многие подростки,  начиная курить, уверены в том,  что могут в любой момент остановиться. Согласны вы с этим убеждением?

А)Да, б)не совсем, в)нет

План 

 

           1.Установки школьников по отношению к табакокурению

1.1Губительная Сигарета

1.2 Теоретические аспекты исследуемой проблемы

1.3 Способы освобождения от табачной зависимости

 

      2. Экспериментальное  исследование зависимости употребления  табачных изделий от личностных  качеств подростка 

2.1 Программа исследования  зависимости употребления табачных  изделий от личностных качеств  подростка

2.2 Анализ результата исследования зависимости табакокурения от личностных качеств подростка

 

Вывод

Литература

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Пензенский государственный педагогический университет                                                                                                                                                                                                                         

                                                 им.В.Г. Белинского

 

                       Факультет начального и специального образования

 

 

 

                                                                                Контрольная работа по курсу

                                                                                Педагогика

                                                                                На тему « Табакокурение»

                                                                                Студентки 4-го курса

                                                                               Заочного отделения, специальности

                                                                               Педагогика и методика начального

Информация о работе Табакокурение