Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 17:21, доклад
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения, и школа становится учреждением, формирующим навыки самообразования и саморазвития.
ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, компетентностный подход. Согласно новому подходу необходимо формировать у учащихся духовно-нравственную и творческую деятельность.
Театральная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания и творческого мышления
Одним из важнейших преобразований
в системе общего образования
является введение федеральных государственных
образовательных стандартов общего
образования нового поколения (далее
– ФГОС), продиктованное необходимостью
подготовки выпускников к жизни
в высокотехнологичном
ФГОС нового поколения
на всех ступенях образования выдвигает
в качестве приоритетного личностно
ориентированный, компетентностный подход.
Согласно новому подходу необходимо формировать
у учащихся духовно-нравственную и творческую
деятельность.
Театрализованная деятельность представляет
собой органический синтез художественной
литературы, музыки, танца, актерского
мастерства и сосредотачивает в себе средства
выразительности, имеющиеся в арсенале
отдельных искусств, способствует развитию
эстетического восприятия окружающего
мира, детской фантазии, воображения, памяти,
познавательных процессов, знания об окружающем
мире и готовности к взаимодействию с
ними.
Детям свойственно эмоциональное восприятие
мира. В.А.Сухомлинский писал: «Дети должны
жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества». Создать
такой мир для детей и, что очень важно,
вместе с ними, можно средствами театра.
Очевидно, что театр своей многомерностью,
своей многоликостью и синтетической
природой способен помочь ребенку раздвинуть
рамки постижения мира, увлечь его добром,
желанием делиться своими мыслями, умением
слышать других, развиваться, творя (разумеется,
на первых порах с педагогом) и играя. Ведь
именно игра есть непременный атрибут
театрального искусства, и вместе с тем
при наличии игры дети, педагоги и вообще
учебный процесс не превращаются во «вражеский
треугольник», а взаимодействуют, получая
максимально положительный результат.
Игра, игровые упражнения, особенно в первом
классе, выступают как способ адаптации
ребенка к школьной среде. Многое здесь
зависит от педагога, от его умения создавать
доброжелательную атмосферу.
Театральное искусство в настоящее время
выступает как средство познания мира
и тех качеств личности, которые определяют
эстетические потребности человека. Через
театральное искусство учащиеся входят
в мир чувств, в их сознание входит добро
и зло, представления о гуманизме, высших
человеческих качествах: совести, чести,
достоинстве. Театральное искусство опирается
на эмоциональную сферу человека, его
душу, духовность и является «почвой»,
на которой могут произрастать духовный,
нравственно-эстетический потенциал учащихся.
Поэтому так важно, сегодня средствами
театрального искусства формировать и
утверждать в подрастающем поколении
эти качества как определяющие факторы
личности. Театр выработал собственные
средства влияния на человека. Этот вид
искусства формирует умение видеть и понимать
прекрасное, поскольку является особым
видом искусства, синтезирующим в себе
музыку, художественное слово, живопись,
хореографию и многое другое. Поэтому
влияние театра на человека многогранно:
он действует на разные стороны человеческого
восприятия комплексно, вызывая игру воображения,
формируя образное мышление, что очень
важно в пору становления личности.
Участвуя в процессе театрализованной
деятельности, ребенок учится коллективно
работать над замыслом будущего спектакля,
создавать художественные образы, обмениваться
информацией, планировать различные виды
художественно-творческой деятельности
(подбор музыкальных характеристик персонажам,
работа над ролью и т. д.), а так же координировать
свои функции.
Искусство театральной деятельности влияет
на сложную систему чувств человека, вовлекает
зрителя в действие, заставляет сопереживать,
то есть принимать героя, оправдывать
или осуждать его действия, мысли. Театральный
спектакль учит анализировать увиденное
и услышанное, вырабатывает умение активно
воспринимать, что крайне необходимо в
процессе воспитания характера личности.
Соглашаясь или не соглашаясь с героем,
принимая его позицию и принципы, зритель
сопоставляет происходящее с собой, собственным
опытом, приходит к определенным выводам,
дает мотивированную оценку не только
сценическому действию, но и своим поступкам,
убеждаясь или сомневаясь в их правильности.
Таким образом, роль, происходящая на сцене
для реализации формулы «понято» – «пережито»,
«принято – «сделано» становится очевидной.
Театральное искусство, демонстрируя
мастерство творческого перевоплощения,
вызывает потребность зрителя в собственном
перевоплощении, в реализации собственных
идей, то есть в творчестве.
Актуальность театрального искусства
обусловлена потребностью общества в
развитии нравственных, эстетических
качеств личности человека. Именно средствами
театральной деятельности возможно формирование
социально активной творческой личности,
способной понимать общечеловеческие
ценности, гордиться достижениями отечественной
культуры и искусства, способной к творческому
труду, сочинительству, фантазированию.
Развитием духовно-нравственных и творческих
способностей является кружок «Театр
кукол». Основными формами проведения
занятий являются театральные игры, конкурсы,
викторины, беседы, экскурсии в театр и
музеи, спектакли и праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным
мероприятиям, инсценировка сценариев
школьных праздников, театральные постановки
сказок, эпизодов из литературных произведений,
- все это направлено на приобщение детей
к театральному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята
смогут постичь увлекательную науку театрального
мастерства, приобретут опыт публичного
выступления и творческой работы. Важно,
что в театральном кружке дети учатся
коллективной работе, работе с партнером,
учатся общаться со зрителем, учатся работе
над характерами персонажа, мотивами их
действий, творчески преломлять данные
текста или сценария на сцене. Дети учатся
выразительному чтению текста, работе
над репликами, которые должны быть осмысленными
и прочувствованными, создают характер
персонажа таким, каким они его видят.
Дети привносят элементы своих идей, свои
представления в сценарий, оформление
спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа
над оформлением спектакля, над декорациями
и костюмами, музыкальным оформлением.
Эта работа также развивает воображение,
творческую активность школьников, позволяет
реализовать возможности детей в данных
областях деятельности.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной
им форме с особенностями реалистического
театрального искусства, его видами и
жанрами; раскрывает общественно-воспитательную
роль театра. Все это направлено на развитие
зрительской культуры детей.
Освоение театрального искусства происходит
через теоретическую и практическую части,
в основном преобладает практическое
направление.
Театральная деятельность основана на
сотрудничестве, сотворчестве и содружестве
педагогов, детей и их родителей. Различные
формы игровой деятельности позволяют
педагогу и ребенку почувствовать себя
в различных социальных ролях и сделать
смысл вещей наиболее явным для ребенка.
Ведущей формой реализации театральной
деятельности является игра-перевоплощение,
когда ребенок выступает в той или иной
роли в зависимости от ситуации, предлагаемой
педагогом. При каждой возможности инициировала
обсуждение намеченных тем, добавляя по
крупицам новые сведения, расширяя кругозор
детей. Делалось это, конечно, не в виде
обязательного урока, а как бы случайно,
к месту. Моей задачей было не столько
обогатить детей новыми сведениями, сколько
заинтересовать их чудесами окружающего
мира, пробудить любознательность.
Руководствуясь принципом «все связано
со всем», это совсем не трудно, надо только
не упустить момент, когда дети уже подготовлены
предыдущей работой, беседой и т.п. к тому,
чтобы увидеть конкретную связь или логически
установить её наличие.
Библиографический список:
1. Букатов, В.М. Я иду на урок
: Хрестоматия игровых приемов обучения
: книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова.
– М., 2002.
2. Верникова, Л.М. Открываем театральный
сезон: Пед.общество России. М., 2003.
3. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского.
– М.: Новая школа, 2003.
4. А.М.Нахимовский. Театральное действо
от А до Я. М., Аркти. 2002
5. Э.Г.Чуринова. Методика и организация
театрализованной деятельности. М.,Владос.
2001