Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:44, реферат
Применение ТСО оказывает значительное влияние и на организацию деятельности обучаемых. Использование ТСО в виде обучающего комплекса позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого учащегося. ТСО можно применять для организации и коллективной, и групповой, и индивидуальной деятельности обучаемых. Они вносят фактор обязательности действий, что важно в организационном плане. Обеспечивая как внешнюю, так и внутреннюю оперативную обратную связь, ТСО позволяют осуществлять контроль, самоконтроль, корректирование организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Введение
1. Методы обучения в учебном процессе
2. Методика использования ТСО в обучении
Заключение
Список литературы
Структура учебного занятия относится к числу элементов, существенно влияющих на организацию познавательной деятельности. Изменение структурного построения занятия обязательно влечет за собой и новое построение познавательного процесса.
В современном учебном процессе ТСО воздействуют на структуру любой организационной формы обучения. Это воздействие, как правило, связано со спецификой применяемого средства. Дидактическая структура урока, образованная с помощью ТСО, определяет логическую последовательность передаваемой учебной информации, порядок и виды деятельности преподавателя и учащихся, а это значит, что она тесно взаимосвязана с сочетанием и чередованием управления и самоуправления познавательной деятельностью.
2. Методика использования ТСО в обучении
При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием ТСО учитель прежде всего смотрит учебную программу, учебники и дополнительные пособия, выясняет наличие технической аппаратуры, степень ее исправности и проверяет имеющиеся к ней необходимые по теме урока (занятия) дидактические материалы: диапозитивы, кодосхемы, кино- и видеофильмы и т. п., устанавливает аппаратуру в нужном кабинете или делает соответствующую заявку в технический центр школы. До урока или занятия необходимо прослушать и просмотреть весь отобранный материал, так как не всегда тема пособия соответствует его содержанию. Нередко из всего фильма учителю нужно всего несколько кадров; или же визуальный ряд; экранного средства удовлетворяет требованиям учителя в соответствии с темой, структурой урока и другими условиями, но текст подписей или дикторский комментарий надо убрать, и т. д.
При просмотре информационных материалов следует провести хронометраж, чтобы определить время, необходимое для демонстрации этих средств обучения.
Затем определяют главное - с какой целью, для решения каких задач будет использовано выбранное экранное, звуковое или экранно-звуковое средство; в какой части урока наиболее целесообразно показать этот материал: для постановки проблемы в начале урока, в качестве иллюстративного материала при изложении новой темы, при закреплении нового материала, в целях активизации познавательной деятельности учащихся и организации их самостоятельной работы или при проверке домашнего задания. Далее полезно выяснить, на какие сведения, факты, известные учащимся, нужно будет опереться, что следует восстановить в памяти учащихся перед началом или в ходе просмотра, к чему направить поиски учащихся после него. Далее надо разбить материал пособия на порции (шаги) в соответствии с характером учебного материала, найти способ реализации каждой порции, форму сочетания кадров (фонозаписей и др.) со словом, опытом, лабораторной работой; подготовить вопросы и задания по каждой порции и по всему материалу, продумать работу с учебником в сочетании с ТСО, размножить необходимый раздаточный материал, адаптировать при необходимости имеющиеся пособия к возрасту и возможностям своих воспитанников. При подготовке к занятию и уроку продумывается идея диафильма или диапозитивной серии; выделяется главное, вокруг чего следует сосредоточить внимание учащихся, чтобы просмотр помог формированию новых понятий или выработке определенного отношения к героям художественного произведения.
Место технических средств на занятиях, продолжительность их использования во многом определяются индивидуальными особенностями обучаемых детей, стилями их учебной деятельности: аналитический, аудиальный, визуальный, интуитивно-мыслительный и т. п.
В правильном выборе целей,
задач, а также методов и приемов
их решения на уроке с помощью
ТСО в процессе подготовки к уроку
кроме специальной методической
литературы существенную помощь могут
оказать научно-методические журналы
по профилю избранной
При использовании ТСО
в практике работы важно понять,
что экранные, звуковые и экранно-звуковые
средства надо применять лишь тогда,
когда это методически
Для правильного использования ТСО необходимо установить взаимосвязь с другими средствами обучения, применяемыми на уроке. От того, насколько удачной будет взаимосвязь всех этих средств, во многом зависит эффективность учебного процесса. Найти возможность выполнить логический переход от одного средства обучения к другому, ввести в урок именно те средства, которые вместе с ТСО могут дать наибольший эффект, определить оптимальный вариант сочетания различных средств - важнейшие положения применения ТСО, требующих опыта и мастерства.
Для учителя очень важны
поиски эффективной методики применения
аудиовизуальных средств
Типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения технических средств:
а) недостаточная методическая подготовленность учителя;
б) неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;
в) бесплановость, случайность их применения;
г) перегруженность урока демонстрацией (прослушиванием), превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.
На таком уроке, по сути,
отсутствует учебно-
Во время урока могут
применяться различные формы
организации познавательной деятельности
учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Возможности сочетания этих форм
увеличиваются при
На каждом этапе урока сложились определенные приемы работы с техническими средствами. Например, на этапе объяснения нового материала наиболее характерны следующие способы включения ТСО в урок:
1) демонстрирование отдельных
диапозитивов для указания
2) демонстрирование фрагментов
кино- или диафильмов для постановки
проблемы и создания
3) демонстрирование фрагментов
кинофильма или диафильма с
целью решения поставленной
4) демонстрирование кинофильма
дозами для иллюстрации
5) демонстрирование отдельных кадров диафильма в сочетании с кинофильмом для пояснения быстро промелькнувших кадров фильма;
6) демонстрирование
7) использование кодоскопа для проецирования на экран выполняемых учителем на ленте прибора рисунков и схем;
8) использование кодопозитивов методом наложения для рассмотрения того или иного процесса, для построения сложных схем синхронно с объяснением;
9) сочетание фрагментов диафильма или кинофильма с другими наглядными пособиями.
Заключение
От учебных задач зависит
и выбор формы сочетания
В соответствии с многообразием
учебно-воспитательных целей и содержанием
процесса обучения реализуются различные
дидактические возможности
Список литературы
Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. //Информатика и образование. -1994. -№2.
Багленова А.Л. Принципы обучения школьников основам экранной грамотности. //Специалист. - 1992 - №5.
Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопрос психологии. - 1993. - №3.
Белавина И.Г. Психологические
последствия компьютеризации
Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики. //Информатика и образование. - 1991. - №3.
Варченко В.И. Радуга в компьютере. // Начальная школа. - 1997. -№10. - С92.
Видерхольд. Компьютер в начальной школе. // Информатика и образование. - 1993. - №2.
Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. -М., 1989.