Технические средства обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:44, реферат

Описание работы

Применение ТСО оказывает значительное влияние и на организацию деятельности обучаемых. Использование ТСО в виде обучающего комплекса позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого учащегося. ТСО можно применять для организации и коллективной, и групповой, и индивидуальной деятельности обучаемых. Они вносят фактор обязательности действий, что важно в организационном плане. Обеспечивая как внешнюю, так и внутреннюю оперативную обратную связь, ТСО позволяют осуществлять контроль, самоконтроль, корректирование организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Содержание работы

Введение
1. Методы обучения в учебном процессе
2. Методика использования ТСО в обучении
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат ТСО.docx

— 29.46 Кб (Скачать файл)

Структура учебного занятия  относится к числу элементов, существенно влияющих на организацию  познавательной деятельности. Изменение  структурного построения занятия обязательно  влечет за собой и новое построение познавательного процесса.

В современном учебном  процессе ТСО воздействуют на структуру  любой организационной формы  обучения. Это воздействие, как правило, связано со спецификой применяемого средства. Дидактическая структура  урока, образованная с помощью ТСО, определяет логическую последовательность передаваемой учебной информации, порядок  и виды деятельности преподавателя  и учащихся, а это значит, что  она тесно взаимосвязана с  сочетанием и чередованием управления и самоуправления познавательной деятельностью.

2. Методика использования ТСО в обучении

При подготовке к уроку  или внеклассному занятию с использованием ТСО учитель прежде всего смотрит учебную программу, учебники и дополнительные пособия, выясняет наличие технической аппаратуры, степень ее исправности и проверяет имеющиеся к ней необходимые по теме урока (занятия) дидактические материалы: диапозитивы, кодосхемы, кино- и видеофильмы и т. п., устанавливает аппаратуру в нужном кабинете или делает соответствующую заявку в технический центр школы. До урока или занятия необходимо прослушать и просмотреть весь отобранный материал, так как не всегда тема пособия соответствует его содержанию. Нередко из всего фильма учителю нужно всего несколько кадров; или же визуальный ряд; экранного средства удовлетворяет требованиям учителя в соответствии с темой, структурой урока и другими условиями, но текст подписей или дикторский комментарий надо убрать, и т. д.

При просмотре информационных материалов следует провести хронометраж, чтобы определить время, необходимое  для демонстрации этих средств обучения.

Затем определяют главное - с какой целью, для решения  каких задач будет использовано выбранное экранное, звуковое или  экранно-звуковое средство; в какой  части урока наиболее целесообразно  показать этот материал: для постановки проблемы в начале урока, в качестве иллюстративного материала при  изложении новой темы, при закреплении  нового материала, в целях активизации  познавательной деятельности учащихся и организации их самостоятельной  работы или при проверке домашнего  задания. Далее полезно выяснить, на какие сведения, факты, известные  учащимся, нужно будет опереться, что следует восстановить в памяти учащихся перед началом или в  ходе просмотра, к чему направить  поиски учащихся после него. Далее  надо разбить материал пособия на порции (шаги) в соответствии с характером учебного материала, найти способ реализации каждой порции, форму сочетания кадров (фонозаписей и др.) со словом, опытом, лабораторной работой; подготовить вопросы и задания по каждой порции и по всему материалу, продумать работу с учебником в сочетании с ТСО, размножить необходимый раздаточный материал, адаптировать при необходимости имеющиеся пособия к возрасту и возможностям своих воспитанников. При подготовке к занятию и уроку продумывается идея диафильма или диапозитивной серии; выделяется главное, вокруг чего следует сосредоточить внимание учащихся, чтобы просмотр помог формированию новых понятий или выработке определенного отношения к героям художественного произведения.

Место технических средств  на занятиях, продолжительность их использования во многом определяются индивидуальными особенностями  обучаемых детей, стилями их учебной  деятельности: аналитический, аудиальный, визуальный, интуитивно-мыслительный и т. п.

В правильном выборе целей, задач, а также методов и приемов  их решения на уроке с помощью  ТСО в процессе подготовки к уроку  кроме специальной методической литературы существенную помощь могут  оказать научно-методические журналы  по профилю избранной специальности, аннотированные каталоги учебных пособий  для ТСО, методические рекомендации в документах того или иного ТСО.

При использовании ТСО  в практике работы важно понять, что экранные, звуковые и экранно-звуковые средства надо применять лишь тогда, когда это методически оправданно, ибо это непростые и достаточно дорогостоящие средства, требующие  от учителя, особенно при первых попытках их использования, дополнительного  времени и усилий. Чрезмерное насыщение  ими уроков в ущерб проработке основных идей изучаемой темы, их осмыслению, упражнениям, самостоятельным работам и т. п. приводит к нежелательным результатам.

Для правильного использования  ТСО необходимо установить взаимосвязь  с другими средствами обучения, применяемыми на уроке. От того, насколько удачной  будет взаимосвязь всех этих средств, во многом зависит эффективность  учебного процесса. Найти возможность  выполнить логический переход от одного средства обучения к другому, ввести в урок именно те средства, которые  вместе с ТСО могут дать наибольший эффект, определить оптимальный вариант  сочетания различных средств - важнейшие  положения применения ТСО, требующих  опыта и мастерства.

Для учителя очень важны  поиски эффективной методики применения аудиовизуальных средств обучения. Урок может быть насыщен самыми современными техническими средствами, но желаемая результативность - возрастание качества знаний, умений и навыков - достигнута не будет. Более того, она может  быть ниже, чем в параллельных классах, где такие средства не использовались.

Типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность  применения технических средств:

а) недостаточная методическая подготовленность учителя;

б) неправильное определение  дидактической роли и места аудиовизуальных  пособий на уроках, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных  средств их дидактической значимости;

в) бесплановость, случайность  их применения;

г) перегруженность урока  демонстрацией (прослушиванием), превращение  его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную  композицию.

На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает  пассивное восприятие учебной информации учащимися, нерационально тратится учебное время.

Во время урока могут  применяться различные формы  организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная. Возможности сочетания этих форм увеличиваются при использовании  ТСО. ТСО позволяют создать вариативность  изложения учебного материала для  различных групп, помогают решить многочисленные задачи организации индивидуализированного учебно-познавательного процесса в  условиях коллективного обучения.

На каждом этапе урока  сложились определенные приемы работы с техническими средствами. Например, на этапе объяснения нового материала  наиболее характерны следующие способы  включения ТСО в урок:

1) демонстрирование отдельных  диапозитивов для указания темы  и цели занятия, для постановки  проблемы, для иллюстрации;

2) демонстрирование фрагментов  кино- или диафильмов для постановки  проблемы и создания проблемной  ситуации;

3) демонстрирование фрагментов  кинофильма или диафильма с  целью решения поставленной проблемы, изучения материала по этапам  формирования понятий;

4) демонстрирование кинофильма  дозами для иллюстрации динамического  процесса;

5) демонстрирование отдельных  кадров диафильма в сочетании  с кинофильмом для пояснения  быстро промелькнувших кадров  фильма;

6) демонстрирование кинофрагментов  и кинокольцовок для иллюстрации проделанных опытов или рассказа учителя при изучении каких-либо явлений;

7) использование кодоскопа для проецирования на экран выполняемых учителем на ленте прибора рисунков и схем;

8) использование кодопозитивов методом наложения для рассмотрения того или иного процесса, для построения сложных схем синхронно с объяснением;

9) сочетание фрагментов  диафильма или кинофильма с  другими наглядными пособиями.

Заключение

От учебных задач зависит  и выбор формы сочетания наглядности  и слова учителя. В одних случаях  источником знания выступает наглядное  пособие, а слово учителя выполняет  функцию руководства восприятием  учеников. Наглядные пособия могут  служить опорой для осознания  недоступных непосредственному  наблюдению связей между фактами, явлениями, а слово учителя должно побуждать  к наблюдению и направлять учеников на осмысление, интерпретацию увиденного.

В соответствии с многообразием  учебно-воспитательных целей и содержанием  процесса обучения реализуются различные  дидактические возможности современных  средств обучения. Это источник новых  знаний и представлений в качестве зрительной, слуховой или зрительно-слуховой опоры для восприятия и усвоения учебного материала; пособие для  самостоятельной работы; средство иллюстрации; инструктирования; повторения, обобщения  и систематизации знаний. При определении  возможных методических приемов  в работе с аудиовизуальными средствами важно установить как их дидактическую  функцию (например, на уроке сообщения  новых знаний используются ТСО - источники  новых знаний: фильм, транспаранты для  кодоскопа), так и их место на уроке (в начале урока, перед объяснением учебного материала, как обобщение после объяснения). Не только пособия в целом, но и отдельные их части, фрагменты, кадры могут иметь неоднозначные дидактические функции. Соответственно изменяется место пособий на уроке, а также методика их применения - формы сочетания со словом учителя.

Список литературы

Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в  школе. //Информатика и образование. -1994. -№2.

Багленова А.Л. Принципы обучения школьников основам экранной грамотности. //Специалист. - 1992 - №5.

Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопрос психологии. - 1993. - №3.

Белавина И.Г. Психологические  последствия компьютеризации детской  игры. // Информатика и образование. - 1991. - №3.

Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики. //Информатика и образование. - 1991. - №3.

Варченко В.И. Радуга в  компьютере. // Начальная школа. - 1997. -№10. - С92.

Видерхольд. Компьютер в начальной школе. // Информатика и образование. - 1993. - №2.

Видинеев Н.В. Природа  интеллектуальных способностей человека. -М., 1989.


Информация о работе Технические средства обучения