Техника проектирования в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:29, реферат

Описание работы

Детская субкультура — огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Дошкольник стремится к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям. На основе анализа работ А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Г.Г. и Е.Е. Кравцовых,Н.Н. Поддьяков выделил два типа детской активности: собственную, полностью определяемую самим малышом, детерминированную его внутренним состоянием, и стимулируемую взрослым.

Файлы: 1 файл

Технология проектирования в детском саду.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

Технология проектирования в детском саду

 

Детская субкультура — огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Дошкольник стремится к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям. На основе анализа работ А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Г.Г. и Е.Е. Кравцовых,Н.Н. Поддьяков выделил два типа детской активности: собственную, полностью определяемую самим малышом, детерминированную его внутренним состоянием, и стимулируемую взрослым.

Из опыта работы педагогов ДОУ хорошо известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации активно развивает творчество. Огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнедеятельность детей проявляется в неповторимых формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования.

Реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, детерминированными действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка, позволяет технология проектирования, когда соотношение «ребенок — взрослый» строится на соучастии. Используя эту технологию, педагог ведет ребенка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнерство и наконец, сотрудничество. Соучастие в деятельности — это общение «на равных», где никто не указывает, не контролирует, не оценивает. Внедрение технологии в практику предоставляет возможность педагогу гуманизировать обучение и воспитание дошкольника, учитывать, что личность ребенка самоценна и у него уже есть какой-то опыт в восприятии окружающего мира.

Содержание проектной детской либо детско-взрослой деятельности обусловливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой детей — это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Сам ребенок является частью сложнейшей системы пересекающихся, соседствующих, надстроенных друг над другом миров. Некоторые из них отчетливо видны (природа, рукотворный мир); другие (психическая жизнь) проявляются в действиях и поступках, через которые становятся зримыми и чувственно воспринимаемыми.

Д.И. Фельдштейн пишет: «Осваивая в процессе деятельности окружающий мир, его предметы и отношения, исторически выработанные способы обращения с природой и нормы человеческих взаимоотношений, ребенок поэтапно, в зависимости от уровня своего возрастного развития, овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Это и обеспечивает возможность воспроизведения ребенком общественных способностей. Именно здесь происходит его социализация».

Условно можно выделить четыре группы проблем: «ребенок и его семья», «ребенок и природа», «ребенок и рукотворный мир», «ребенок, общество и его культурные ценности».

Первые социальные связи ребенок устанавливает с родителями и близкими людьми, они для него — главные фигуры в жизни. Развитие малыша в первые месяцы и годы жизни зависит от родных, которые удовлетворяют различные, в том числе и социальные, потребности ребенка. Устанавливается «интимный круг общения» (по А.Н. Леонтьеву), относящийся к периоду раннего детства. На следующем уровне ребенок устанавливает отношения со своими сверстниками, старшими и младшими детьми, другими взрослыми. Сначала они являются для ребенка занимательным объектом, затем превращаются в партнеров по деятельности. Контакты с ними достаточно часты, поэтому их можно назвать знакомыми. Далее круг отношений становится еще шире. В дошкольном возрасте у ребенка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смысл деятельности, приходит более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение детей и взрослых.

Выделенные уровни социальных связей дошкольника с окружающим миром стали определяющими в установлении содержательного компонента технологии проектирования в детском саду. При этом учитывается, что существенное значение для развития детей имеет рукотворный мир и в особенности игрушка. В них отражен социальный опыт общества. Именно поэтому они так важны в процессе социализации ребенка.

Познание ребенком окружающего мира обязательно включает и познание природы. В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в нее и вслушиваться.

Развивая у ребенка потребность, получать знания о природе, о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, о разнообразной деятельности и ее продуктах, педагог тем самым помогает воспитаннику строить свой жизненный мир.

Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых — порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

Как показывают результаты психологических исследований, в процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка.

В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, они при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Так, например, в одном из Волгоградских ДОУ дети предложили проекты: «Путешествие в страну бабочек», «В царстве комнатных растений», «Поющий лес», «Небесные острова». В другом ДОУ в г. Петров Вал Волгоградской области на экскурсии к обелиску «Никто не забыт, ничто не забыто» дети обратили внимание на отсутствие на обелиске перечня имен погибших героев, что не соответствует заявленному лозунгу. Проявленный детьми интерес к военной истории города, судьбе его защитников определил содержание долгосрочного исследовательского проекта.

Коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

В процессе проектирования ребенок может выступать как заказчик или исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до получения результата, а также как эксперт.

В проектной деятельности ребенок, по утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою «самостоятельность», особенно когда необходимо:

– заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);

– открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;

– согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем — эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем — переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности — это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

 

ТИПЫ ПРОЕКТОВ В ДОУ

Типы проектов отличаются разнообразием. В. Килпатрик, например, называет четыре вида: созидательный (производительный), потребительский, решение проблемы (интеллектуальных затруднений) и проект-упражнение.

Еще в начале XX в. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил следующую классификацию учебных проектов:

— «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

— «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

— «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

— «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, приготовление школьного завтрака, устройство клумб.

К концу XX в. получили развитие новые виды проектов. Е. По-лат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.

Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2.  По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

3.  По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6.  По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

 

Исследовательские проекты

По мнению Е. Полат, они требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов ДОУ. Рассмотрим структуру исследовательского проекта на конкретном примере.

 

Информационные проекты

Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Рассмотрим следующий информационный проект.

 

Творческие проекты

Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок — семья; ребенок -- природа; ребенок — рукотворный мир; ребенок — общество и его культурные ценности (табл. 1).

Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставление радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

 

Игровые (приключенческие) проекты

Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево - игровая. Рассмотрим игровой проект.

 

Практико-ориентированные проекты

Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта). Рассмотрим такой проект на примере.

Пряничные игрушки

Проект родился в ходе подготовки к ярмарке. Воспитатель рассказала детям, что во времена молодости их бабушек и прабабушек на ярмарке можно было купить разные игрушки, сладости, пряники. Дети проявили интерес к процессу изготовления русских пряников.

 

День первый

Дети знакомились с пряничным промыслом, который был одним из самых распространенных в России. Они расспрашивали бабушек и дедушек о том, какие пряничные игрушки они помнят из своего детства.

Информация о работе Техника проектирования в детском саду