Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 00:00, реферат
При получении дистанционного образования средства обучения включают в себя традиционные и технические. К традиционным относятся: печатные издания учебников, учебно-методических пособий, справочников, записи на доске, плакаты, видеофильмы, а также слово преподавателя. К техническим: учебные электронные издания, компьютерные обучающие системы, аудио- видеоучебные материалы, компьютерные сети и многое другое;
В дистанционном обучении наиболее распространенны такие организационные формы, как, - лекции, семинары, контрольные работы, экзамены.
Итак, дистанционное обучение сегодня — это реальность. Получив широчайшее развитие за рубежом, дистанционное обучение все больше распространяется в нашей стране. Открываются все новые и новые учебные заведения, работающие по такой технологии, их количество возрастает из года в год.
1 Введение
2 Историческая справка
3 Организационные основы дистанционного обучения.
4 Формы организации дистанционных занятий.
5 Заключение
Введение
Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения при котором информационные технологии являются ведущим средством. Реализуется такая форма обучения специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.
Историческая справка
Тенденции такого вида обучения зародились в Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло "корреспондентское обучение". Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.
Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона, а в конце 80-х годов доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.
Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в СДО программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения. В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.
В России датой официального развития
дистанционного обучения можно считать
30 мая 1997 года, когда вышел приказ
№ 1050 Минобразования России, позволяющий
проводить эксперимент
При дистанционной
форме обучения взаимодействие
учителя и учащихся между
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
Дистанционное обучение позволяет:
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования.
Организационные
основы дистанционного обучения.
Анализ деятельности образовательных
учреждений, использующих технологии
дистанционного обучения, выявил общие
(присущие всем) организационные особенности:
1) непрерывность обучения;
2) открытость и индивидуальный
подход в осуществлении учебного процесса;
3) наличие преподавателей-консультантов
(тьюторов), прикрепляемых к слушателям
по направлениям или дисциплинам.
Формы организации
дистанционных занятий.
Рассматривая различные варианты организации
деятельности образовательных учреждений,
можно выделить следующие модели дистанционного
обучения:
1. Консультационная
модель. Ее основной отличительной
чертой является регулярное посещение
студентом консультационного учебного
центра. В центре студенты прослушивают
лекции, встречаются с преподавателями,
получают необходимые им разъяснения
и результаты оценки предыдущих работ.
Преподаватели дают рекомендации о том,
как и что необходимо выучить в ближайшее
время. Учебный процесс контролируется
в консультационном центре тьюторами.
2. Модель корреспонденции
(переписки). В основе этой модели лежит
процесс перманентного обмена между преподавателем
и студентом учебными материалами, домашними
заданиями и результатами по почте или
каким-то другим способом, безличного
контакта. Студенты получают учебные материалы,
задания и вопросы, которые они должны
изучить за определенный промежуток времени.
Затем студент посылает все выполненные
задания преподавателю и получает ответ,
в котором содержится формальная оценка
и анализ содержания ответов.
3. Модель регулируемого
самообучения. Основной ее характеристикой
можно назвать большую самостоятельность
студента - большая свобода выбора времени
и места учебы. Обучение происходит с помощью
задания, вопросов и структурированного
материала. Качество усвоения знаний оценивается
самим студентом с помощью вопросов с
ключами.
4. Модель «кейс»-технологии. После прохождения вступительных
испытаний студент для проведения учебы
получает набор (кейс,
комплект) учебных материалов. Обычно
формируется группа студентов, компактно
проживающих в районе.
На установочном занятии по каждому предмету
тьютор объясняет, как работать с учебно-методическими
пособиями, на что обращать внимание при
изучении предмета, инструктирует по организации
самостоятельной работы и др. Затем периодически
проводится консультирование и проверка
тестов. Контролируемая самостоятельная
работа составляет основу учебного процесса.
Завершается изучение предмета обычно
заключительным занятием, на котором проводится
экзамен.
Основу комплекта средств обучения составляю
бумажные (печатные) учебные пособия, которые
могут дополняться аудио- и видеоматериалами,
компьютерными программами на СD или других носителях.
Модель кейс-технологии напоминает схему
заочного обучения. Видимые отличия заключаются
в том, что разрабатываются и используются
специальные учебные комплекты средств
обучения, предоставляются более свободные
временные рамки процесса и обязательность
посещения занятий. По каждой дисциплине
за студентом закрепляется преподаватель-консультант
(тьютор), который в обязательном порядке
проходит сертификацию в базовом вузе
и проводит со студентами занятия по индивидуальному
графику.
5. Радиотелевизионная
модель обучения. Для доставки к обучающемуся
учебной информации могут использоваться
телевидение, радио, радиотрансляционные
городские сети. На основе этих систем
проводятся установочные занятия, лекции.
Консультации и экзамены реализуются
обычно в очной форме.
Типичная организация дистанционного
обучения при такой модели включает в
себя следующие этапы:
• лекционная форма обучения по радиовещанию
или телевидению;
• самоподготовка по учебным пособиям
и дополнительной литературе в соответствии
с утвержденной программой;
• консультации по предложенному учебному
курсу;
• мониторинг образовательного процесса,
заключающийся в оценке письменных работ
и тестировании;
• итоговый контроль.
6. Модель сетевого
обучения базируется на использовании
сети Интернет. После прохождения формальных
процедур по оформлению и оплате курса
обучающийся получает пароль для санкционированного
доступа к учебной информации и фамилию
тьютора для индивидуальных консультаций
и сдачи промежуточных тестов. Общение
с преподавателем реализуется посредством
электронной почты, теле- или видеоконференцсвязи.
Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Глобальной сети Интернет.
Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференция — проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
В основе такой системы
заложен метод обучения, который
получил название «Природный процесс
обучения. Дистанционное обучение —
это демократичная простая и
свободная система обучения. Сейчас
активно используется жителями Европы
для получения дополнительного
образования. Студент, постоянно выполняя
практические задания, приобретает
устойчивые автоматизированные навыки.
Теоретические знания усваиваются
без дополнительных усилий, органично
вплетаясь в тренировочные
Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения. Например дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах он может также общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России.
Возможности дистанционного
обучения существенно упрощают
задачу проведения лабораторного практикума
за счет использования мультимедиа-технологий,
имитационного моделирования и т.д. Виртуальная
реальность позволяет продемонстрировать
обучаемым явления, которые в обычных
условиях показать очень сложно или вообще
невозможно.
Контроль дистанционного образования
— это проверка результатов теоретического
и практического усвоения обучаемым учебного
материала. Здесь оправдал себя и заслужил
признания тестовый контроль. Тест, как
правило, содержит обширный перечень вопросов
по дисциплине, на каждый из которых предлагается
несколько вариантов ответов. Тесты хорошо
приспособлены для самоконтроля и очень
полезны для индивидуальных занятий. Экзамены
(для выдачи) сертификата реализуются
в очной форме или с помощью видеоконференцсвязи.
Тьюториалы — последовательно организованные
консультации,
назначение которых:
· способствовать активизации
учебно-познавательной деятельности слушателей;
· формировать такие качества
слушателей, как
умение устанавливать личные
контакты, правильно распределять и организовывать
работу;
умение анализировать и оценивать
действия свои и других.
Тьюториалы — специфическая и организационная
форма взаимодействия преподавателя (тьютора)
со слушателями. Поскольку в тьюториале
присутствует «очный» компонент, к этой
форме обучения предъявляются следующие
требования:
• разработка программы для каждого тьюториала;
• определение его продолжительности
с указанием пределаво
времени;
• разработка структуры тьюториала;
• проведение тьюториала преподавателем
и экспертом необходимой квалификации.
Важнейшей особенностью организации тьюториалов
является использование нетрадиционных
методов обучения. Широко используются
метод анализа конкретных ситуаций, деловые
и ролевые игры, групповые дискуссий, различные
формы групповой работы («снежный ком»
(или пирамида), мозговой штурм, «аквариум»
и др.).
По мнению многих экспертов, преподавателя,
работающего в режиме дистанционного
обучения, должны отличать:
• профессионализм;
• логическая культура;
• чувство новизны и актуальности;
• высокое методическое мастерство;
• четкий стиль изложения;
• ориентация на развитие навыков самостоятельной
работы студентов.
Заключение
Изложенное позволяет сделать следующие выводы:
1) При получении дистанционного
образования средства обучения включают
в себя традиционные и технические. К традиционным
относятся: печатные издания учебников,
учебно-методических пособий, справочников,
записи на доске, плакаты, видеофильмы,
а также слово преподавателя. К техническим:
учебные электронные издания, компьютерные
обучающие системы, аудио- видеоучебные
материалы, компьютерные сети и многое
другое;
2) В дистанционном обучении наиболее
распространенны такие организационные
формы, как, - лекции, семинары, контрольные
работы, экзамены.
Итак, дистанционное обучение сегодня
— это реальность. Получив широчайшее
развитие за рубежом, дистанционное обучение
все больше распространяется в нашей стране.
Открываются все новые и новые учебные
заведения, работающие по такой технологии,
их количество возрастает из года в год.
Статистика показывает, что интерес россиян
к дистанционному образованию растет
с каждым годом, особенно в регионах. Кстати,
дистанционное обучение задумывалось
англичанами именно
для обучения «простого народа из провинции».
Подобная форма
обучения незаменима для тех, у кого нет
времени и возможности,
чтобы сделать перерыв в карьере для получения
образования.
Опыт показывает, что дистанционная форма
образования невозможна без использования
в полной мере принципа самоуправления
познавательной деятельностью. Самоопределение
в выборе познавательных средств и способов
их использования – важная черта дистанционного
образования. Специфичность дистанционной
технологии представления знаний в отличие
от традиционной контактной формы обучения
состоит в том, что последняя предполагает
предоставление самому обучаемому достаточной
свободы для проявления самостоятельности
при ролевом взаимодействии с преподавателями.
Содержание
1 Введение
2 Историческая справка
3 Организационные основы дистанционного обучения.
4 Формы организации дистанционных занятий.
5 Заключение