Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 06:55, доклад
Управление учебным заведением осуществляет директор и его заместители их функциональные обязанности, порядок назначения или избрания определяются Положением об общеобразовательном учебном заведении, Уставом с общеобразовательной школы или другого учебного заведение.
Технологии внутришкольного управления
Напомним, что внутришкольное управления является деятельностью управляющей подсистемы, которая направлена на реализацию цели школы путем создания условий, необходимых для эффективного развития педагогического процесса
Управление учебным заведением осуществляет директор и его заместители их функциональные обязанности, порядок назначения или избрания определяются Положением об общеобразовательном учебном заведении, Уставом с общеобразовательной школы или другого учебного заведениеу.
Функциональные обязанности должностных лиц общеобразовательных учебных заведений Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие обязанности:
обеспечивает реализацию государственной образовательной политики;
представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;
организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы педагогического коллектива;
создает необходимые условия для организации внеклассной и внешкольной работы;
создает условия для творческого роста педагогических работников, поиска и применения ими эффективных форм и методов обучения и воспитания;
по согласованию с советом учебного заведения назначает и увольняет своих заместителей, педагогических работников;
организует в установленном порядке рациональное использование выделенных учебному заведению бюджетных ассигнований;
несет ответственность за свою деятельность перед учащимися, родителями, педагогическими работниками, и общим собранием (конференцией), основателем, местными органами государственной исполнительной власти
Определены функциональные обязанности директора учебного заведения существенно дополняются в уставе учреждения в зависимости от типа учреждения, территориального расположения, состава учащихся и особенностей педагогического в коллектива, системы работы с родителями и общественностью, которая уже сложилась, тощ.
Руководство отдельными направлениями работы в школ и осуществляют заместители директора Количество заместителей может быть различной и в основном зависит от числа учащихся в школе для эффективной организации учебного ной и воспитательной работы необходимы три заместителя: по учебной, воспитательной и научной роботти.
В обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе входит организация педагогического процесса, выполнение образовательных программ и Государственного стандарта базового и
Рис 18 Структура внутришкольного управления
полного общего среднего образования, осуществление контроля за качеством знаний учащихся и их поведением; регулирования учебной нагрузки учителей и учеников, составление расписания занятий, руководство методической р работой в школе, внедрения педагогических инноваций, стимулирования деятельности учителей в плане повышения уровня педагогической культуры Обязанности заместителей директора школы определены в Уставе школы В нем обосновывается, в свою очередь, распределение функциональных обязанностей между несколькими заместителями по воспитательной роботти.
Заместитель директора по воспитательной работе (организатор внеклассной и внешкольной работы) отвечает за организацию и качество внеклассных и внешкольных мероприятий Он планирует, организует и контролирует проведение внеклассных воспитательных дел в школе и по месту жительства Работает с классными руководителями над усовершенствованием содержания, форм и методов внеклассной воспитательной работы, оказывает им методическую помощь В круг обязанностей организатора внеклассной и по зашкильнои воспитательной работы входит налаживание связей с учреждениями дополнительного образования - дворцами и домами детского творчества, станциями юных натуралистов, юных техников, клубами и другими детскими объединениями Он оказывает помощь и поддержку детским общественным организациям, которые действуют в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенкатини.
В новых типах школ - гимназиях, лицеях и других по решению совета школы может быть введенной должность заместителя директора по научной работе В его обязанности входит установление контактов с учеными, преподавателями вузов, учеными
Общие принципы управления общеобразовательными учебными заведениямиУправленческая деятельность, как и учебная, воспитательная, любая другая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуются директор и его заместители при выполнении всех управленческих функции й Принцип управления- это основное положение, вытекающее из закономерностей управленческой деятельности Закономерности в управлении школой - это устойчивые взаимосвязи, взаимозависимости между процессом управления и внешними отн тельно него общественными системами и условиями, между компонентами процесса управления и компонентами педагогического процесса, между компонентами процесса управления К ним относятся: зависимость эффективности внут ришкИльного управления от учета в деятельности школы особенностей внешней среды, которое на нее влияет; закономерность соответствия механизмов управления учебно-воспитательным учреждением общем одержавним механизмам, зависимость эффективности внутришкольного управления от создания условий, необходимых для реализации целей школы; закономерность взаимодействия управляющей и управляемой подсистем (за решающий ьнои качестве первой) зависимость эффективности внутришкольного управления от оптимального соотношения управленческих воздействий, самоорганизации и саморегулирования, зависимость качества управления от надежно сти и достаточности информационного обеспечения; закономерность целостности всех функций управления в каждом из управленческих циклеів.
К основным принципам относятся: принцип прогнозируемости внутришкольного управления; единства государственных и внутришкольных механизмов управления; демократизации и гуманизации управления; рационального пое объединения централизации и децентрализации; единства единоначальства и коллегиальности; информационной достаточности; системности в управлении.
Принцип прогнозируемости внутришкольного управления Одним из наиболее значимых характеристик общеобразовательного учебного заведения является его тесные специфические взаимосвязи с внешней средой Ни одно учебное заведение не может быть \"островом в себе\" Он этаж тивность зависит от внешней среды: экономических условий, социальных, культурных, политических факторов и под Принцип означает, что школа должна изучать особенности воздействия внешней среды, раз разно способы взаимодействия с ним, перестраивать учебно-воспитательный процесс и одновременно подчинять среду для достижения своей метня своєї мети.
Принцип единства государственных и внутришкольных механизмов управления Принцип означает, что внутришкольного управления должно обеспечивать полное использование условий, созданных государством для функционирования общеобразовательной школы: законов, постановлений, нормативных требований; учреждений влены стандартов, в состав которых входят учебные планы, программы, требования к уровню образованности учащихся; положений прогностики, педагогики, психологии, теории управления, школьной гигиены, юридической нау ки, медицины, экономической теории.
Принцип демократизации и гуманизации управления ориентирует на:
1) делегирование
определенной части прав и
полномочий администрации
2) максимальное
использование
3) установление, функционирование и развитие демократических отношений между руководителями, учителями, воспитателями, учащимися и родителями;
4) установление
оптимального спиввидношеньня
быть сформировано лишь на основе гласности которая предусматривает наличие полной, объективной, всесторонней информации обо всем, чем живет школа Поэтому демократизация внутришкольного управления предполагает отчеты не только учителей перед администрацией, но и администрации перед учителями, отчеты педагогического совета перед общешкольным собранием конце каждого учебного года, создание специальной системы внутришкольной информации широкого пользование ния (использование сетевой прессы, радио, телевидения и т.д.).
Принцип сочетания централизации и децентрализации В условиях чрезмерной централизации в управлении усиливается администрирование, сковуеться инициатива руководителей низших уровней, учителей, учащихся, превращает их в простых исполнителей принятых без них реш шень Происходит дублирование управленческих функций, перегрузка как руководителей, так и исполнителив.
Децентрализация управления также может привести к снижению эффективности деятельности учебного заведения Уменьшение роли руководителя и администрации приводит к потере аналитических и контролирующих функций и управления, что, в свою очередь, создает серьезные проблемы в жизни и деятельности педагогического коллектива, вызывает конфликты, недоразумения, неоправданное противостояния административных и общественных ор ганов управленияя.
Сочетание централизации и децентрализации в внутришкольном управлении повышает координацию действий всех структурных подразделений учебных заведений, исключает дублирование, создает условия для принятия управ влинських решений на профессиональном уровне, направляет деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектив.
Принцип единоначалия и коллегиальности в управлении Его реализация направлена ??на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении педагогическим процессом Единоначалие базируется на знаниях педагогики и психологии личности, социальной ьнои психологии, учете индивидуально-психологических особенностей учителей, учащихся родителей Она обеспечивает четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса, дисциплину и п орядоок.
Коллегиальность предполагает опору на опыт и знания членов педагогического коллектива, их участие в подготовке, разработке и обсуждении решений, сопоставление разных точек зрения, принятия оптимального решения Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо прежде всего на этапе реализации этих реь.
Реализация принципа единоначалия и коллегиальности в управлении учебно-воспитательным процессом находит свое воплощение в деятельности различных советов, комиссий, действующих на общественных началах; в работе конфе еренций, взлетов, съездов, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятое решение.
Принцип объективности и полноты информации в управлении общеобразовательным учреждением ориентирует на наличие объективной и полной информации о функционировании педагогического процесса: успеваемость учащихся, качество их знаний, состояние преподавания учебных пре едметив, состояние воспитательной работы и уровень воспитанности учащихся, работа с педагогическими кадрами, работа с родителями, общественностью; материально-техническая база и и.
На первом этапе - создание системы информационного обеспечения - осуществляется моделирование и организация простейшего информационного обеспечения На втором - дальнейшая модернизация с использованием Е ЭВМ и создание банка данных итоговой информации Непрерывное отслеживание хода, результатов и эффективности педагогического процесса на основе компьютерной технологи сбора и обработки информации называют мониторингом педагогического процесссу.
Управленческая информация распределяется по различным признакам: по времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, семестровая, ежегодная; по функциям управления - аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная, с по источникам поступления - внутришкольных, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению - директивная, ознакомительная, рекомендательная.
Объективная и полная информация необходимые руководителю учебного заведения на всех этапах управленческого цикла: на этапе анализа, планирования работы, организации выполнения, контроля и регулирования От умения я организовывать ее поступления, обработку, анализ и использование зависит эффективность управления и функционирования учебно-воспитательного процессу.
Принцип системности в управлении предполагает понимание системной природы педагогического процесса Системный подход в управлении школой побуждает руководителя иметь четкое представление о школе как систему: п основные компоненты (основные части), структуры ктуру (ее связи и отношения, которые складываются или разрушаются между этими частями), интегративную свойство системы, которая является результатом взаимодействия компонентов, а не свойств отдельных из них Устойчивость интегративной свойства зависит от целостности системми.
Системность в управлении школой предусматривает также целостность всех функций управления в каждом из управленческих циклов Каждая из функций управления является объективно необходимым видом управленческой деятельности и Реализация каждой последующей функции во многом зависит от того, насколько полно реализуется предыдущая функция Так, если после планирования отсутствует этап организации (не определено кто, что и когда будет выполнять), то внутришкольного контроля будет формальноним.
Реализация принципа системности в управлении исключает как односторонность, так и гипертрофию отдельных функций Принцип подчеркивает, что управленческая деятельность логическая, последовательная, все ее функции важны