Технология модульного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:15, реферат

Описание работы

Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Файлы: 1 файл

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

ТЕХНОЛОГИЯ  МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Сердцевина  модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Принципиальные  отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:

1. содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать;

2. изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;

3. ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;

4. отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.

 

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

 

Исходные научные  идеи:

 

1. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

2.   Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.

 В модульном  обучении это реализуется посредством  дифференциации содержания и  дозы помощи ученику, а также  организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

3. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.

4. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

 

Системы действий учителя и ученика

 

Рассмотрим  последовательность действий учителя  при составлении модульной программы.

 

Первый  шаг - это представление учебного курса как системы, т.е. первичное структурирование содержания.

 

·     Сначала учитель сам, а затем вместе с методическим объединением выделяет стержневые линии всего учебного предмета, курса.

 

·   Следующее действие состоит в отборе содержания для каждого класса по каждой стержневой линии.

 

·    Отобранный материал сводится в таблицу.

 

Таким образом, учитель получает наглядное представление  о содержании своего предмета и по каждому классу, и по восходящей от класса к классу.

 

Второй  шаг состоит в том, что на каждый класс составляется технологическая карта. Приведем ее возможный вариант.

 

 

  

Структура модуля

 

Номер учебного элемента

Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются  для ребёнка.

Управление  обучением (содержание, формы, методы).

Рекомендации (Как сделать?)

Время работы. Как  работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка.

УЭ -0

Цели и задачи модуля. Актуализация целей.

Методическое  руководство.

Необходимые знания и умения.

Работа в  парах. Взаимопроверка

УЭ- 1

Учебный модуль. Цель элемента.

Входной контроль.

Пояснения к  учебному материалу.

 

УЭ- 2

Обобщение. Цель элемента.

Источники информации, алгоритмы решения задач.

   

УЭ- 3

Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням).

   

Проверка по ключу, эталону.


 

 

 

 

 

 

Технологическая карта

 

 

 

Стерж-

 невые линии

Ведущие знания

Второсте-

 пенные знания

Сопутству-

 ющее повторение

Трудно-

 усваиваемые  темы

Внутри-

 предметные  связи

Межпред-

 метные связи

Пути преодо-

 ления затруднений

               

 

Составив такую  карту, учитель четко и целостно видит все содержание с точки  зрения особенностей и сложности  его изучения.

 

Третий  шаг - создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной программы.

 

·    Каждой модульной программе дается название, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела.

 

· Затем формулируется комплексная дидактическая цель на трех уровнях: значение этих знаний для духовного развития личности, для жизненной практики и профессионального самоопределения; знания; умения.

 

Четвертый шаг связан с выделением в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей - также на трех уровнях - для каждого модуля и отбором его содержания, которое представляет собой законченный блок информации, т.е. выстраивается система модулей.

 

Пятый шаг - градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль.

В результате вырастает  дерево целей: комплексная дидактическая цель - интегрирующие дидактические цели - частные цели с подобранным под каждую из них содержанием.

 

Шестой  шаг - построение самого модуля.

 

· Построение модуля начинается всегда с формулировки интегрирующей цели, которую на схеме обозначим как учебный элемент - 0.

· Затем дается задание для входного контроля, цель которого - установить готовность учащихся к работе.

·   Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий ученика и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений.

·   Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля - резюме, обобщающее ход выполнения заданий.

·   Составляются задания выходного контроля. Их смысл в выявлении степени овладения содержанием модуля.

·   Продумываются структурно-логические схемы обобщения материала модуля и возможные ошибки учащихся при их построении.

Последовательность  действий учителя при составлении  модуля

 

При разработке модулей следует исходить из известных принципов:

 

·  частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей, в свою очередь, приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;

· реализованная обратная связь - основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется учителем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;

·    учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;

· при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;

· структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.

 

Первый  шаг - определение интегрирующей цели модуля.

Второй шаг - Разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой того или иного типа учебного занятия.

Третий шаг - формулирование цели каждого учебного элемента.

Четвертый шаг - определение содержания каждого учебного элемента.

Пятый шаг - формулирование рекомендаций (советов) учащимся.

Создание учебных модулей  подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности учащихся и учителя.

Задания осуществляют непрерывность  внутрипредметных и межпредметных  связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны, ориентируют на поиск проблем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д.); интегрируются целью модуля.

Деятельность учащегося  проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.

Изменяется принципиально  деятельность учителя. Его главная задача - разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения осуществляет рефлексивное управление обучением.

 

Ограничения

 

1. Уровень готовности школьников к выполнению самостоятельной учебной деятельности.

2.   Материальные возможности школы.

3. Включение в модуль очень большого объема содержания деятельности, что создает дефицит времени.

 

Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.


Информация о работе Технология модульного обучения