Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:54, реферат
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
рассматривается развитие у обучаемых самостоятельности и способности к самоорганизации Реализация этой цели основывается на трех концептуальных подходах: предметно-информационном, деятельностном и ценностно-ориентационном. Предметно-информационный подход (ответ на вопрос «Чему учить?») – основной в современном образовательном пространстве - осуществляется на базе частных (предметных) методик и является по сути реализацией концепций парадигмы традиционной педагогики.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
рассматривается развитие у обучаемых самостоятельности и способности к самоорганизации Реализация этой цели основывается на трех концептуальных подходах: предметно-информационном, деятельностном и ценностно-ориентационном. Предметно-информационный подход (ответ на вопрос «Чему учить?») – основной в современном образовательном пространстве - осуществляется на базе частных (предметных) методик и является по сути реализацией концепций парадигмы традиционной педагогики.
Ценностно-ориентационная составляющая
образовательного процесса (ответ на
вопрос «Зачем учить?») определяет систему
общечеловеческого культурно-
Деятельностный подход (ответ на вопрос «Как учить?») основан на теории развивающего обучения и главной задачей считает требование «учить учиться». 1. Методика преподавания учебной дисциплины, или частная дидактика, - наука, отвечающая на вопросы «чему, как и зачем учить?». Как прикладная часть общей дидактики методика может (и должна) рекомендовать (или не рекомендовать) к внедрению в образовательный процесс различные технологий.
2. Методика
преподавания - выполнение конкретных
действий педагогом,
Особенности обучения: Лекция (от латинского «lection» - чтение) в вузе является ведущей организационной формой обучения. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной. Именно лекция позволяет оперативно актуализировать учебный материал дисциплины и закладывает основу научных знаний. Слушать лекцию - это значит воспринимать информацию лектора, конспектировать и задавать вопросы. Конспект (от лат. «сonspectus» - обзор) – краткое изложение полученной информации. Суть конспектирования – запись сути. На первом курсе студентам следует учиться записывать мысли преподавателя своими знаковыми системами. В конце первого - начале второго семестра учиться критическому подходу к воспринимаемому материалу, осмысливать информацию и записывать свои мысли своими знаковыми системами.
Студент лучше усвоит лекцию и сэкономит время, если:
- подготовит «орудия труда» (ручку, карандаши, тетрадь с полями, объемом на весь курс лекций (с дополнениями) и практических занятий (расчет: 2-3 листа на час программного времени), небольшую линейку);
- сядет поближе, так,
чтобы видеть все
- выработает установку
слушать и видеть речь лектора,
- не ждет указания «запишите», а работает самостоятельно. Практическое занятие – активная форма учебного процесса, дополняющая теоретический курс или лекционную часть учебной дисциплины и призванная помочь студентам освоиться в «пространстве» (тематике) дисциплины, самостоятельно прооперировать теоретическими знаниями на конкретном учебном материале.
Практические занятия
призваны углублять, расширять, детализировать
знания, полученные на лекции, и содействовать
выработке навыков
Семинарское занятие представляет собой комплексную форму и завершающее звено в изучении определенного раздела, предусмотренных учебно-тематическим планом проблем (тем) дисциплины. В ходе его проведения сочетаются выступления студентов и преподавателя; рассмотрение обсуждаемой проблемы и анализ дискуссионных позиций; обсуждение мнений обучающихся и разъяснение преподавателя; углубленное изучение теории и приобретение навыков ее использования в практической работе.
Особенность семинарского занятия – возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении рассматриваемых вопросов. Преподаватель - судья и арбитр, секундант на дуэли.
При подготовке к семинару необходимо:
- проанализировать
- дополнить конспект по учебнику;
- решить задачи, выполнить
задания, отработать
- подготовить выступление, доклад;
- подготовить наглядные материалы (презентацию).
Лабораторные занятия (от лат. «labor» - труд, работа, трудность) – один из видов самостоятельной практической работы в вузе. Имеют целью углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельного экспериментирования.
Курсовые работы (проекты)
выполняются на заключительном этапе
изучения учебного предмета или цикла
дисциплин и позволяют
Консультация - помощь преподавателя студенту в организации самостоятельной работы; ответы на вопросы, возникающие в процессе обучения. Носит индивидуальный или групповой характер Внешне учебный процесс предстает перед нами как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует, стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и оценивает ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, отраженными в программах обучения. Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы - преподавание и учение. Но поскольку все виды деятельности всегда предметны, т.е. направлены на усвоение определенного содержания, нетрудно выделить и третий элемент учебного процесса - содержание изучаемого.. Во время проведения консультации студенту рекомендуется:- смело задавать вопросы преподавателю. Помни: Лучше выглядишь, когда задаешь вопрос преподавателю в семестре, а на экзамене отвечаешь на заданный преподавателем вопрос. Вопрос следует формулировать не размыто: «Я не понял», а конкретно: «Мне не понятна проблема…», «Я не уяснил подходов к решению…».- обозначить проблемы, с которыми приходится встречаться при работе во время лекции и при самостоятельном изучении материала. Контроль. В вузе не существует ежедневного контроля знаний студентов. Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, семинары, курсовые, проектные работы и др. Каждая из форм имеет свои особенности. Во время устного опроса контролируются не только знания, но и тренируется устная речь, развиваются коммуникативные умения. Письменные работы позволяют документально установить уровень знания материала. Курсовые и дипломные работы способствуют формированию творческой личности будущего специалиста. Экзаменационная сессия в вузе состоит из двух этапов. На первом этапе студенты сдают зачеты, предусмотренные учебным планом (зачетная неделя). Второй этап включает непосредственно экзаменационную сессию. Учебным управлением составляется расписание консультаций и экзаменов. На подготовку к экзамену выделяется от трех до пяти дней. Зачеты - форма проверки уровня владения студентом изучаемого материала. При проведении зачета студенту выставляется итоговая оценка "зачтено" или "не зачтено". В качестве основы такой оценки используются результаты текущего контроля по дисциплине (результаты выполнения лабораторных и контрольных работ, результативность работы на практических и семинарских занятиях, итоги выполнения рефератов и домашних заданий). Как итоговая форма контроля зачет применяется и в период проведения практик, по результатам которых студенты получают зачет с дифференцированной оценкой. Студенты, не получившие зачетов, предусмотренных учебным планом, к экзаменам не допускаются. Экзамены (от лат. «examen» – исследование, испытание) – одна из традиционных форм проверки знаний и умений по какому-либо учебному предмету.Год учился – за 10 минут отличился. Экзамен по конкретной дисциплине или ее части преследует цель проверить и оценить работу студента за курс (семестр), полученные им теоретические знания, их прочность и уровень усвоения, умение синтезировать полученные знания и применять их при решении практических задач. Экзамены проводятся в устной или письменной форме по билетам (тестам), утвержденным заведующим кафедрой. При проведении экзаменов могут быть использованы технические средства. Экзаменатору предоставляется право задавать студентам вопросы сверх билета, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи и примеры по программе курса. Во время экзамена студенты могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями.
Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года»,
утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации №1756-р (п.2) от
29.12.01г., в качестве одной из важнейших
задач высшего
Комплексное оценивание качества подготовки специалистов в процессе обучения может выполняться с помощью рейтинговой системы [2 – 4], в связи с этим весьма актуальным является пополнение арсенала методов построения рейтингов , разработка на этой базе методологии, способствующей более эффективному проведению обучения . Успешную реализацию этих задач современные ученые (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, И .С. Якиманская и др.) рассматривают в контексте парадигмы личностно ориентированного образования [2, 4]. При этом особое значение применительно к высшей школе имеет организация самостоятельной познавательной деятельности студентов (аудиторной и внеаудиторной), которая, придавая личностный смысл получаемому образованию, стимулирует творческие силы и способности обучающихся, актуализирует внутренние познавательные мотивы учения, способствует развитию навыков самообразования.
Перечисленным требованиям отвечает модульно-рейтинговая технология обучения . Модуль является законченным блоком информации, включающим в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных целей. Рейтинг представляет собой метод оценивания, или психологического измерения, основанный на суждениях компетентных судей (Б.Г. Ананьев) [2]. Рейтинг студентов можно определить как метод упорядочивания студентов по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и одновременно как научно обоснованную форму организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом (В.С.Аванесов) [2].
Рейтинговая система
представляет собой
Противоречие между
2. Выявить возможности
организации учебного процесса
в высшей школе с
3. Разработать, теоретически
обосновать и экспериментально
проверить модель организации
учебного процесса в высшей
технической школе с
4. Определить и обосновать
критерии и показатели
5. Выявить, теоретически
обосновать и экспериментально
проверить педагогические