Технология обучения в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:54, реферат

Описание работы

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
рассматривается развитие у обучаемых самостоятельности и способности к самоорганизации Реализация этой цели основывается на трех концептуальных подходах: предметно-информационном, деятельностном и ценностно-ориентационном. Предметно-информационный подход (ответ на вопрос «Чему учить?») – основной в современном образовательном пространстве - осуществляется на базе частных (предметных) методик и является по сути реализацией концепций парадигмы традиционной педагогики.

Файлы: 1 файл

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.docx

— 19.83 Кб (Скачать файл)

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В  ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

рассматривается развитие у  обучаемых самостоятельности и  способности к самоорганизации  Реализация этой цели основывается на трех концептуальных подходах: предметно-информационном, деятельностном и ценностно-ориентационном. Предметно-информационный подход (ответ на вопрос «Чему учить?») – основной в современном образовательном пространстве - осуществляется на базе частных (предметных) методик и является по сути реализацией концепций парадигмы традиционной педагогики.

 

Ценностно-ориентационная составляющая образовательного процесса (ответ на вопрос «Зачем учить?») определяет систему  общечеловеческого культурно-исторического  наследия, подлежащего передаче (в  приемлемых для обучаемых объемах) новому поколению, и, по нашему мнению, не имеет пока адекватных технологий реализации.

 

Деятельностный подход (ответ на вопрос «Как учить?») основан на теории развивающего обучения и главной задачей считает требование «учить учиться». 1.      Методика преподавания учебной дисциплины, или частная дидактика, - наука, отвечающая на вопросы «чему, как и зачем учить?». Как прикладная часть общей дидактики методика может (и должна) рекомендовать (или не рекомендовать) к внедрению в образовательный процесс различные технологий.

 

2.      Методика  преподавания - выполнение конкретных  действий педагогом, совокупность  приемов, реализуемых конкретным  учителем в ходе занятия.

Особенности обучения:  Лекция (от латинского «lection» - чтение) в вузе является ведущей организационной формой обучения. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной. Именно лекция позволяет оперативно актуализировать учебный материал дисциплины и закладывает основу научных знаний. Слушать лекцию - это значит воспринимать информацию лектора, конспектировать и задавать вопросы.  Конспект (от лат. «сonspectus» - обзор) – краткое изложение полученной информации. Суть конспектирования – запись сути. На первом курсе студентам следует учиться записывать мысли преподавателя своими знаковыми системами. В конце первого - начале второго семестра учиться критическому подходу к воспринимаемому материалу, осмысливать информацию и записывать свои мысли своими знаковыми системами.

Студент лучше усвоит лекцию и сэкономит время, если:

- подготовит «орудия труда» (ручку, карандаши, тетрадь с  полями, объемом на весь курс  лекций (с дополнениями) и практических  занятий (расчет: 2-3 листа на час  программного  времени), небольшую  линейку);

- сядет поближе, так,  чтобы видеть все информационное  поле, включающее кафедру, стол, доску,  экран.

- выработает установку  слушать и видеть речь лектора,  воспринимать его мысли;

- не ждет указания «запишите», а работает самостоятельно. Практическое занятие – активная форма учебного процесса, дополняющая теоретический курс или лекционную часть учебной дисциплины и призванная помочь студентам освоиться в «пространстве» (тематике) дисциплины, самостоятельно прооперировать теоретическими знаниями на конкретном учебном материале.

Практические занятия  призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции, и содействовать  выработке навыков профессиональной деятельности. При подготовке к ним  следует обратить внимание на те теоретические  положения в лекциях и учебниках, которые связаны с практикой. После этого выполнить рекомендации и задания преподавателя, данные на самостоятельную подготовку.

 

Семинарское занятие представляет собой комплексную форму и  завершающее звено в изучении определенного раздела, предусмотренных  учебно-тематическим планом проблем (тем) дисциплины. В ходе его проведения сочетаются выступления студентов  и преподавателя; рассмотрение обсуждаемой  проблемы и анализ дискуссионных  позиций; обсуждение мнений обучающихся  и разъяснение преподавателя; углубленное  изучение теории и приобретение навыков  ее использования в практической работе.

Особенность семинарского занятия  – возможность равноправного  и активного участия каждого  студента в обсуждении рассматриваемых  вопросов. Преподаватель - судья и  арбитр, секундант на дуэли.

 

 При подготовке к  семинару необходимо:

- проанализировать рекомендуемую  литературу;

- дополнить конспект по  учебнику;

- решить задачи, выполнить  задания, отработать упражнения;

- подготовить выступление,  доклад;

- подготовить наглядные  материалы (презентацию).

 

Лабораторные занятия (от лат. «labor» - труд, работа, трудность) – один из видов самостоятельной практической работы в вузе. Имеют целью углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельного экспериментирования.

 

Курсовые работы (проекты) выполняются на заключительном этапе  изучения учебного предмета или цикла  дисциплин и позволяют применить  полученные знания в решении комплексных  задач, связанных со сферой деятельности будущего специалиста. Курсовые работы (проекты) студенты выполняют по индивидуальным темам под контролем научного руководителя в течение длительного  времени наряду с ежедневной учебной  работой, что требует особо тщательной организации труда, планирования личного  времени.

 

Консультация - помощь преподавателя студенту в организации самостоятельной работы; ответы на вопросы, возникающие в процессе обучения. Носит индивидуальный или групповой характер Внешне учебный процесс предстает перед нами как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует, стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и оценивает ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, отраженными в программах обучения. Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы - преподавание и учение. Но поскольку все виды деятельности всегда предметны, т.е. направлены на усвоение определенного содержания, нетрудно выделить и третий элемент учебного процесса - содержание изучаемого.. Во время проведения консультации студенту рекомендуется:- смело задавать вопросы преподавателю. Помни: Лучше выглядишь, когда задаешь вопрос преподавателю в семестре, а на экзамене отвечаешь на заданный преподавателем вопрос. Вопрос следует формулировать не размыто: «Я не понял», а конкретно: «Мне не понятна проблема…», «Я не уяснил подходов к решению…».- обозначить проблемы, с которыми приходится встречаться при работе во время лекции и при самостоятельном изучении материала. Контроль. В вузе не существует ежедневного контроля знаний студентов. Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, семинары, курсовые, проектные работы и др. Каждая из форм имеет свои особенности. Во время устного опроса контролируются не только знания, но и тренируется устная речь, развиваются коммуникативные умения. Письменные работы позволяют документально установить уровень знания материала. Курсовые и дипломные работы способствуют формированию творческой личности будущего специалиста. Экзаменационная сессия в вузе состоит из двух этапов. На первом этапе студенты сдают зачеты, предусмотренные учебным планом (зачетная неделя). Второй этап включает непосредственно экзаменационную сессию. Учебным управлением составляется расписание консультаций и экзаменов. На подготовку к экзамену выделяется от трех до пяти дней. Зачеты - форма проверки уровня владения студентом изучаемого материала. При проведении зачета студенту выставляется итоговая оценка "зачтено" или "не зачтено". В качестве основы такой оценки используются результаты текущего контроля по дисциплине (результаты выполнения лабораторных и контрольных работ, результативность работы на практических и семинарских занятиях, итоги выполнения рефератов и домашних заданий). Как итоговая форма контроля зачет применяется и в период проведения практик, по результатам которых студенты получают зачет с дифференцированной оценкой. Студенты, не получившие зачетов, предусмотренных учебным планом, к экзаменам не допускаются. Экзамены (от лат. «examen» – исследование, испытание) – одна из традиционных форм проверки знаний и умений по какому-либо учебному предмету.Год учился – за 10 минут отличился. Экзамен по конкретной дисциплине или ее части преследует цель проверить и оценить работу студента за курс (семестр), полученные им теоретические знания, их прочность и уровень усвоения, умение синтезировать полученные знания и применять их при решении практических задач. Экзамены проводятся в устной или письменной форме по билетам (тестам), утвержденным заведующим кафедрой. При проведении экзаменов могут быть использованы технические средства. Экзаменатору предоставляется право задавать студентам вопросы сверх билета, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи и примеры по программе курса. Во время экзамена студенты могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями.

Концепция модернизации российского  образования на период до 2010 года», утвержденная распоряжением Правительства  Российской Федерации №1756-р (п.2) от 29.12.01г., в качестве одной из важнейших  задач высшего профессионального  образования определяет задачу создания «государственной системы оценки качества образования», которая «должна стать  действенным  и  надежным инструментом повышения эффективности образовательной  деятельности», обеспечения условий  для развития личности, творческих способностей студентов; интенсификации  и  индивидуализации  обучения ; развития у студентов навыков самообразования; разработки современной структуры  учебных дисциплин; реализации современных  информационных  технологий   и  др. [1].

 

Комплексное оценивание качества подготовки специалистов в процессе  обучения  может выполняться с  помощью  рейтинговой  системы [2 – 4], в связи с этим весьма актуальным является пополнение арсенала методов  построения  рейтингов , разработка на этой базе методологии, способствующей более эффективному проведению  обучения . Успешную реализацию этих задач  современные ученые (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков,  И .С. Якиманская  и др.) рассматривают в контексте парадигмы личностно ориентированного образования [2, 4]. При этом особое значение применительно к высшей школе имеет организация самостоятельной познавательной деятельности студентов (аудиторной  и внеаудиторной), которая, придавая личностный смысл получаемому образованию, стимулирует творческие силы  и способности обучающихся, актуализирует внутренние познавательные мотивы учения, способствует развитию навыков самообразования.

 

Перечисленным требованиям  отвечает  модульно-рейтинговая   технология   обучения . Модуль является законченным блоком информации, включающим в себя целевую программу действий  и  методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных целей. Рейтинг  представляет собой метод оценивания, или психологического измерения, основанный на суждениях компетентных судей (Б.Г. Ананьев) [2]. Рейтинг студентов можно  определить как метод упорядочивания студентов по занятым местам в  зависимости от измеряемых учебных  достижений  и  одновременно как  научно обоснованную форму организации  не только контроля знаний, но  и  учебного процесса в целом (В.С.Аванесов) [2].

 

 Рейтинговая  система  представляет собой совокупность  правил, методических указаний  и   соответствующего математического  аппарата, реализованного в программном  комплексе, обеспечивающем обработку  информации как по количественным, так  и  по качественным  показателям индивидуальной учебной  деятельности студентов, позволяющем  присвоить персональный рейтинг  (интегральную оценку, число) каждому  студенту в разрезе любой учебной  дисциплины, любого вида занятий,  а также обобщенно по ряду  дисциплин (М.П. Батура, Л.В. Ломако) [2].  Рейтинговая система оценок призвана стимулировать систематическую учебную работу студентов, повысить их самостоятельную работу с материалом, а также более объективно оценить знания, умения  и навыки обучающихся.  Рейтинговая оценка системы знаний предполагает систему накопления условных единиц (баллов) знаний в течение всего аттестуемого периода. В зависимости от количества баллов, полученных за каждый выполненный вид учебной деятельности, студент по завершении курса получает достаточно адекватную совокупную оценку. Такой подход позволяет в комплексе оценить работу студента, его учебную активность  и  уровень усвоения материала [3].

 

Противоречие между традиционной практикой организации учебного процесса в высшей школе, с одной  стороны, и новыми требованиями к  качеству образования посредством  конструирования и использования  новых технологий, в том числе  модульно-рейтинговых, с другой, определило проблему исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить  модель организации учебного процесса в высшей школе с использованием модульно-рейтинговой технологии. . Провести анализ научной психолого-педагогической литературы с целью расширения представления о модульно-рейтинговой технологии и определения алгоритма реализации данной технологии в учебном процессе.

2. Выявить возможности  организации учебного процесса  в высшей школе с использованием  модульно-рейтинговой технологии.

3. Разработать, теоретически  обосновать и экспериментально  проверить модель организации  учебного процесса в высшей  технической школе с использованием  модульно-рейтинговой технологии.

4. Определить и обосновать  критерии и показатели эффективности  организации учебного процесса  в высшей технической школе  с использованием модульно-рейтинговой  технологии.

5. Выявить, теоретически  обосновать и экспериментально  проверить педагогические условия,  обеспечивающие эффективность разработанной  модели организации учебного  процесса в высшей технической  школе с использованием модульно-рейтинговой  технологии.


Информация о работе Технология обучения в высшей школе