Технология проектного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 23:46, реферат

Описание работы

Цель проектного обучения – овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдается самостоятельной учебе в группах (командах), а также развитию социального сознания.
Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также и само мотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиа презентация, творческий отчет.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..…………………….3
Современный образовательный проект……………………..……….……….6
Типология проектов………………………………………………..…………..9
Этапы работы над проектом……………………………………....………….13
Заключение……………………………………………………..……….………..15
Список использованной литературы……………………………………...……16

Файлы: 1 файл

Технология проектного обучения».doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования языкового, литературоведческого, исторического характера; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в системе языка; справочный материал; словарь, например, обиходной школьной лексики)

Такой проект требует  хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определение функций каждого из них, четких результатов совместной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.

В зависимости от предметно-содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты:

1.МОНОПРОЕКТЫ

Как правило, такие проекты  проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний и умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

2.МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие  проекты, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта Такие проекты требуют квалифицированной координации действий со стороны учителей-предметников, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. Данные проекты могут вполне быть применимы и в младшей школе, если речь идет о межпредметных связях предметов одного цикла. Помимо двух приведенных выше классификаций проектов можно упомянуть также типы проектов по их характеру координации: носящие непосредственный или скрытый характер; дифференциацию проектов по характеру контактов (среди участников одного класса, школы, города, региона); по количеству участников проекта (личностные, парные и групповые) и по продолжительности проектной деятельности (от краткосрочных, которые могут быть реализованы в рамках одного урока, до долгосрочных, рассчитанных, например, на реализацию в течение всего учебного года).

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этапы работы над проектом

 

Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:

  1. Подготовка к работе над проектом:

 - определение темы и целей проекта;

 - формирование групп для работы над проектом;

 - планирование этапов работы.

2. Работа над проектом  в группах:

 - планирование работы;

 - исследование;

 - оформление выводов и результатов.

3. Представление –  защита проекта.

4. Оценка проекта (несколько  уровней оценки):

 - самооценка;

 - оценка других групп;

 - оценка учителя;

 - оценка специально созданной группы экспертов.

5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:

 - Что мы делали?

 - Как мы делали?

 - Каковы результаты?

 - Каков мой личный вклад в решение проблемы?

Данная последовательность работы над разными типами и видами проектов является универсально-схематичной. Более широко можно развернуть эту схему можно следующим образом:

1. Подготовительный или  вводный этап (погружение в проект).

1.1. Выбор темы и  ее конкретизация (определение  жанра проекта).

1.2. Определение цели, формулирование задач.

1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

1.4. Выдача письменных  рекомендаций участникам проектных  групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).

1.5. Утверждение тематики  проекта и индивидуальных планов  участников группы.

1.6. Установление процедур и критериев проекта и формы его представления.

2. Поисково-исследовательский  этап.

2.1. Определение источников  информации.

2.2. Планирование способов  сбора и анализа информации.

2.3. Подготовка к исследованию  и его планирование.

2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.

2.5. Организационно-консультационные  занятия. Промежуточные отчеты  учащихся, обсуждение альтернатив,  возникших в ходе реализации  проекта.

  1. Трансляционно-оформительский этап.

3.1. «Предзащита» проекта.

3.2. Доработка проекта  с учетом замечаний и предложений.

3.3. Подготовка к публичной  защите проекта:

3.3.1. определение даты  и места;

3.3.2. определение программы  и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и т.д.);

3.3.3. стендовая информация  проекта.

  1. Заключительный этап.

4.1. Публичная защита  проекта.

4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной  работы.

 

Заключение

 

Проектная деятельность учащихся помогает развитию важнейших  компетенций для современной  жизни: способность делать выбор, брать  на себя ответственность, участвовать  в совместном принятии решения, владеть  устным и письменным обобщением.

Но в наши дни умение обучающихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь.             Но мне бы хотелось  отметить и то,  что  ни  один  метод  обучения  не  является  универсальным.  Использование  метода  проектов  не  поможет  решению   всех  проблем  в  обучении.

 Сущность  метода  проектов  заключается  в   стимулировании  интереса  участников  проекта  к  их  самостоятельной   исследовательской  деятельности,  постановке  перед  ними  целей   и  проблем,  решение  которых   ведет  к  появлению  новых   знаний  и  умений.  Метод  проектов  является  одним  из  эффективных  средств,  которое  способствует  творческому  развитию  учащихся,  формированию  их  собственного  мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. – Мн.: «Сэр-Вит», 2003.
  2. Круглова О.С. Технология проектного обучения. //Завуч. 1999. №6
  3. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Школьные технологии. 2002. №2.
  4. Орлова Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. – Мн.: «Технопринт», 2002.

Информация о работе Технология проектного обучения