Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 09:04, доклад

Описание работы

Цель работы социального педагога с данной категорией детей заключается в обеспечении детям-инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретение знаний профессионального опыта, участия в общественно-полезном труде; в помощи родителям детей-инвалидов.

Файлы: 1 файл

Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями.docx

— 20.83 Кб (Скачать файл)

Технология работы социального  педагога с детьми с ограниченными  возможностями

 

  В настоящее время  отмечается увеличение рождаемости  детей с ограниченными возможностями  здоровья.

  Дети с ограниченными  возможностями - это дети, имеющие  отклонения от нормы, которые  характеризуются ограничением способности  осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над  своим поведением, обучение и  трудовую деятельность.

  К инвалидам, кроме  детей с физическими нарушениями,  относятся дети с умственной  отсталостью, с нарушениями слуха,  зрения, недоразвитием речи, с ранним  детским аутизмом, с комбинированными  нарушениями в развитии.

  Цель работы социального  педагога с данной категорией  детей заключается в обеспечении  детям-инвалидам возможности вести  образ жизни, соответствующий  возрасту; максимальном приспособлении  ребенка к окружающей среде  и обществу путем обучения  навыкам самообслуживания, приобретение  знаний профессионального опыта,  участия в общественно-полезном  труде; в помощи родителям детей-инвалидов.

  В нашей стране  дети с ограниченными возможностями  воспитываются и обучаются в  домах-интернатах, специальных (коррекционных)  школах, школах- интернатах, а также в домашних условиях. Таким образом, наблюдаются элементы изоляции ребенка-инвалида от общества сверстников. Жизнь детей-инвалидов протекает в условиях депривации. Социальная ситуация их развития отличается от образа жизни и воспитания здорового ребенка. В результате социальной депривации у детей появляется недостаток общения со сверстниками, в результате чего формируется задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире.

  Родители, имеющие ребенка-инвалида, могут по-разному относиться к  нему. Одни не могут смириться  с тем, что у них родился  нездоровый ребенок, в результате  чего занимают пассивную позицию.  Другие рационально относятся  к появлению ребенка- инвалида, выполняют все советы врачей, занимаются с детьми. Третьи воспитывают своего ребенка в условиях гиперопеки, проявляют гиперактивность в поиске различных клиник, центров, специалистов.

  Для того чтобы  правильно и эффективно оказывать  помощь таким детям и их  семьям, социальный педагог должен  знать, какой позиции придерживаются  родители, должен направить их  усилия по более рациональному  пути.

  Большинство родителей,  имеющих детей-инвалидов, хотят,  чтобы их ребенок воспитывался  и обучался в среде здоровых  сверстников, чтобы он по возможности  максимально интегрировался в  общество здоровых людей. Поэтому  в настоящее время возникает  необходимость внедрения такого  образования, которое позволило  бы детям- инвалидам обучаться совместно со здоровыми сверстниками, получать образование наравне с ними, т. е. инклюзивного образования.

  Инклюзивное образование  предусматривает не только активное  включение и участие детей  с ограниченными возможностями  в образовательном процессе обычной  школы, но и в большей мере  перестройку всего процесса массового  образования, как системы для  обеспечения образовательных потребностей  всех детей.

  Цель работы социального  педагога в процессе инклюзивного  образования заключается в обеспечении  равных возможностей в реализации  права на образование детей  с ограниченными возможностями.  Технология работы социального  педагога в данном направлении  должна осуществляться в нескольких  направлениях.

  Во-первых, оказание индивидуальной  помощи ребенку-инвалиду. Она включает  в себя помощь в адаптации  к среде здоровых сверстников,  проведение совместно с психологом  диагностики, позволяющей выявить  уровень умственных способностей  ребенка-инвалида, его эмоциональное  напряжение, уровень тревожности,  зону ближайшего развития. Проведение  такой диагностики дает возможность  устранить негативные влияния  в классе, а также оказывает  помощь в индивидуальном подходе  к ребенку. Осуществляя деятельность  в данном направлении, социальный  педагог совместно с классным  руководителем должен привлекать  ребенка с ограниченными возможностями к участию в школьных концертах, праздниках, соревнованиях. Это позволит детям-инвалидам самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности, а в здоровых детях такие совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.

  Во-вторых, работа с  классным коллективом. Осуществлять  деятельность в данном направлении  социальный педагог может совместно  с психологом и классным руководителем.  Необходимо объяснять здоровым  детям, что ученик с ограниченными  возможностями является равным  участником образовательного процесса. С детьми, которые не решаются  на работу и взаимодействие  с такими учениками нужно вести  систематическую работу, выяснить  причину такой позиции и постараться  изменить ее в сторону признания  равных прав у каждого ребенка.

  В-третьих, работа  социального педагога с семьей  ребенка-инвалида. Технология работы  социального педагога с семьей  ребенка-инвалида включает оказание  психологической помощи, правовое  консультирование родителей, содействие  в оказании материальной и  бытовой помощи, оказание помощи  родителям во взаимодействии  с различными центрами и учреждениями. Социальный педагог должен стремиться  привлекать родителей ребенка  с ограниченными возможностями к воспитанию и обучению своих детей активными и гармоничными личностями.

  В-четвертых, взаимодействие  самого социального педагога  с различными субъектами оказания  помощи детям-инвалидам и различными  представителями общественных организаций.  Осуществляя деятельность в данном  направлении, социальный педагог  может оказывать помощь в составлении  планов социально­педагогической реабилитации, взаимодействовать с различными специалистами, в решении проблем данной категории детей.


Информация о работе Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями