Технология работы социального
педагога с детьми с ограниченными
возможностями
В настоящее время
отмечается увеличение рождаемости
детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Дети с ограниченными
возможностями - это дети, имеющие
отклонения от нормы, которые
характеризуются ограничением способности
осуществлять самообслуживание, передвижение,
ориентацию, общение, контроль над
своим поведением, обучение и
трудовую деятельность.
К инвалидам, кроме
детей с физическими нарушениями,
относятся дети с умственной
отсталостью, с нарушениями слуха,
зрения, недоразвитием речи, с ранним
детским аутизмом, с комбинированными
нарушениями в развитии.
Цель работы социального
педагога с данной категорией
детей заключается в обеспечении
детям-инвалидам возможности вести
образ жизни, соответствующий
возрасту; максимальном приспособлении
ребенка к окружающей среде
и обществу путем обучения
навыкам самообслуживания, приобретение
знаний профессионального опыта,
участия в общественно-полезном
труде; в помощи родителям детей-инвалидов.
В нашей стране
дети с ограниченными возможностями
воспитываются и обучаются в
домах-интернатах, специальных (коррекционных)
школах, школах- интернатах, а также в домашних
условиях. Таким образом, наблюдаются
элементы изоляции ребенка-инвалида от
общества сверстников. Жизнь детей-инвалидов
протекает в условиях депривации. Социальная
ситуация их развития отличается от образа
жизни и воспитания здорового ребенка.
В результате социальной депривации у
детей появляется недостаток общения
со сверстниками, в результате чего формируется
задержка развития социальных и коммуникативных
навыков, формируется недостаточно адекватное
представление об окружающем мире.
Родители, имеющие ребенка-инвалида,
могут по-разному относиться к
нему. Одни не могут смириться
с тем, что у них родился
нездоровый ребенок, в результате
чего занимают пассивную позицию.
Другие рационально относятся
к появлению ребенка- инвалида, выполняют
все советы врачей, занимаются с детьми.
Третьи воспитывают своего ребенка в условиях
гиперопеки, проявляют гиперактивность
в поиске различных клиник, центров, специалистов.
Для того чтобы
правильно и эффективно оказывать
помощь таким детям и их
семьям, социальный педагог должен
знать, какой позиции придерживаются
родители, должен направить их
усилия по более рациональному
пути.
Большинство родителей,
имеющих детей-инвалидов, хотят,
чтобы их ребенок воспитывался
и обучался в среде здоровых
сверстников, чтобы он по возможности
максимально интегрировался в
общество здоровых людей. Поэтому
в настоящее время возникает
необходимость внедрения такого
образования, которое позволило
бы детям- инвалидам обучаться совместно
со здоровыми сверстниками, получать образование
наравне с ними, т. е. инклюзивного образования.
Инклюзивное образование
предусматривает не только активное
включение и участие детей
с ограниченными возможностями
в образовательном процессе обычной
школы, но и в большей мере
перестройку всего процесса массового
образования, как системы для
обеспечения образовательных потребностей
всех детей.
Цель работы социального
педагога в процессе инклюзивного
образования заключается в обеспечении
равных возможностей в реализации
права на образование детей
с ограниченными возможностями.
Технология работы социального
педагога в данном направлении
должна осуществляться в нескольких
направлениях.
Во-первых, оказание индивидуальной
помощи ребенку-инвалиду. Она включает
в себя помощь в адаптации
к среде здоровых сверстников,
проведение совместно с психологом
диагностики, позволяющей выявить
уровень умственных способностей
ребенка-инвалида, его эмоциональное
напряжение, уровень тревожности,
зону ближайшего развития. Проведение
такой диагностики дает возможность
устранить негативные влияния
в классе, а также оказывает
помощь в индивидуальном подходе
к ребенку. Осуществляя деятельность
в данном направлении, социальный
педагог совместно с классным
руководителем должен привлекать
ребенка с ограниченными возможностями
к участию в школьных концертах, праздниках,
соревнованиях. Это позволит детям-инвалидам
самоутвердиться, поверить в свои силы
и возможности, а в здоровых детях такие
совместные мероприятия воспитывают милосердие,
терпимость, отзывчивость.
Во-вторых, работа с
классным коллективом. Осуществлять
деятельность в данном направлении
социальный педагог может совместно
с психологом и классным руководителем.
Необходимо объяснять здоровым
детям, что ученик с ограниченными
возможностями является равным
участником образовательного процесса.
С детьми, которые не решаются
на работу и взаимодействие
с такими учениками нужно вести
систематическую работу, выяснить
причину такой позиции и постараться
изменить ее в сторону признания
равных прав у каждого ребенка.
В-третьих, работа
социального педагога с семьей
ребенка-инвалида. Технология работы
социального педагога с семьей
ребенка-инвалида включает оказание
психологической помощи, правовое
консультирование родителей, содействие
в оказании материальной и
бытовой помощи, оказание помощи
родителям во взаимодействии
с различными центрами и учреждениями.
Социальный педагог должен стремиться
привлекать родителей ребенка
с ограниченными возможностями к
воспитанию и обучению своих детей активными
и гармоничными личностями.
В-четвертых, взаимодействие
самого социального педагога
с различными субъектами оказания
помощи детям-инвалидам и различными
представителями общественных организаций.
Осуществляя деятельность в данном
направлении, социальный педагог
может оказывать помощь в составлении
планов социальнопедагогической реабилитации,
взаимодействовать с различными специалистами,
в решении проблем данной категории детей.