Технология развивающей деятельности детей. Технология организации коллективной творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Универсальным исходным методом и основой технологии организации развивающих видов деятельности является педагогическое требование. Оно не утрачивает своего назначения в связи с изменением самой философии образования, поскольку всецело согласуется с принципом приоритета субъект-субъектных отношений в общем объеме отношений педагогического процесса. Однако оно является действенным средством в руках педагога только в том случае, если отвечает условиям педагогической целесообразности: соответствия тем основным нравственным принципам, основу которых они закладывают, действительным возможностям детей, ранее усвоенным более конкретным требованиям

Файлы: 1 файл

Kontrolnaya.doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Контрольная работа

 

                                               по дисциплине

 

                              «Педагогика»

 

 

                                                      на тему:

 

 

Технология  развивающей деятельности детей. Технология организации коллективной творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Выполнила: студентка 11 группы

                                                                                        факультета СПиП

                                                                                          Гребенкина Дарья

 

 

                                       

 

 

                                        Москва 2013 г.

Технология организации  развивающих видов деятельности школьников

 

Универсальным исходным  методом  и основой технологии организации  развивающих видов деятельности является  педагогическое требование. Оно не утрачивает своего назначения в связи с изменением самой философии  образования,  поскольку  всецело  согласуется  с принципом  приоритета субъект-субъектных отношений в общем объеме отношений педагогического процесса. Однако оно является действенным средством в руках педагога только в том случае, если отвечает условиям педагогической целесообразности: соответствия тем основным нравственным принципам, основу которых они закладывают, действительным возможностям детей,  ранее усвоенным более конкретным требованиям;  охвата  всех необходимых в данной ситуации действий детей и предотвращения вредных и нежелательных поступков,  привычек, традиций'.

 Кроме того, требование должно  быть конкретным. Это открывает  возможности его доведения до  логического завершения,  т.е. делает исчерпывающим по своей словесной формулировке.  Оно должно быть и позитивным,  т.е. вызывать совершенно определенный поступок, а не просто запрещать,  тормозить те или иные действия; инструктивным, т.е.  однозначным, ясным, четким и на первых порах по возможности детализирующим предполагаемое действие;  доступным (посильным) на данный  момент.  Значимость педагогического требования,  если оно удовлетворяет названным условиям,  при  организации  деятельности трудно переоценить,  поскольку в нем изначально заложено уважение к личности воспитанника.

 Важно иметь  в  виду,  что педагогическое требование  в своем развитии должно проходить  закономерный ряд ступеней от  первичного к  исходному,  от  него  к  требованию-правилу,  далее к требованию-норме и  в завершение перерастать в требование принцип. Подчеркивая  особую  роль педагогического требования как универсального метода организации деятельности детей,  нужно отметить, что извне предъявляемые требования,  без внутренней опоры в том, к кому они обращены,  могут вызвать отпор,  более или менее решительный протест. В этой связи они не всегда могут быть приемлемы'. Это означает,  что в условиях педагогического процесса требование  должно рассматриваться  только в контексте так называемого рефлексивного управления.

 Технология организации   развивающей  деятельности школьников  по типу рефлексивного управления  в отличие от авторитарного  предполагает  постановку  воспитанника  в  позицию активного субъекта  познания, общения, труда и социального  оценивания, осуществляемых в общей системе коллективной работы; развитие способности ученика к самоуправлению  (саморегуляции,  самоорганизации,  самоконтролю собственной  деятельности);  организацию педагогического процесса как решение учебно-познавательных и других задач (проблем) на основе творческого взаимодействия (диалога) педагогов и воспитанников.

 При рефлексивном управлении  речь должна идти не о прямом  управляющем воздействии,  а о  передаче субъекту  деятельности  "тех оснований",  из которых  он мог бы выводить собственные решения. В то же время рефлексивное управление не  может  быть  реализовано, если педагог не будет отражать картину внутреннего мира воспитанника,  понимать его ожидания и интересы,  разделять его заботы  и радости. Оно не может быть реализовано и в том случае, если педагог не будет регулировать деятельность воспитанника с точки зрения его самого,  с точки зрения его развития в процессе активного взаимодействия с другими людьми,  с точки зрения  формирования  у него личностных механизмов саморегуляции'.

 Таким образом,  главное в технологии  организации   различных видов развивающей деятельности школьников не регламентация их деятельности, не жесткая опека и диктат, а побуждение к творческому саморазвитию,  формирование потребности в нем,  вооружение средствами самовоздействия и всестороннее стимулирование активности  и самостоятельности. Педагог же в этом процессе выполняет две взаимосвязанные функции:  строит предметное  содержание  деятельности детей и организует их совместную коллективную деятельность.

 

  Технология организации коллективной творческой деятельности

 

Поскольку основной формой  функционирования  педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности (КТД).

  Технология коллективного  творческого воспитания  -  это,  по  существу,  продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря  целенаправленной  деятельности  педагогов  направлены  на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим,  чтобы многообразная школьная  жизнь  действительно  стала важнейшим воспитывающим фактором,  силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса. Цель любого мероприятия с позиций педагогов -  формирование  того или иного отношения личности (к труду,  обществу,  учению и т.п.).  В технологии коллективного  творческого воспитания совместные действия педагогов и воспитанников реализуются в таких мероприятиях,  как разведка дел,  совет дела,  общие сборы и "огоньки",  коллективное планирование,  подготовка,  осуществление,  обсуждение и оценка сделанного и др. Непременным условием  успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий. Первые три (предварительная работа  воспитателей,  коллективное планирование КТД и коллективная подготовка КТД) рассмотрены в главе  "Технология  конструирования педагогического процесса".

 Подготовка мероприятия  (КТД)  предполагает  на  завершающем этапе строгое распределение ролей (кто за что отвечает, что делает каждый);  определение места и времени его проведения.  Само же проведение мероприятия связано уже с четвертой стадией. Она предполагает,  в свою очередь,  три этапа:  начало,  основную часть и окончание.

 Начало мероприятия  как организационный момент (по  аналогии с уроком)  должно  вызвать определенный психологический  настрой воспитанников. В качестве  средств здесь могут выступать  песня, вступительное слово педагога  или ведущего, музыка и др.

 Основная часть  мероприятия отдается осуществлению  запланированной предметной деятельности, объем которой должен соответствовать  возрасту воспитанников и поставленным  задачам. Применительно к этой  части не может быть никаких  других регламентаций и ограничений.

 Окончание так же,  как  и начало мероприятия,  - обязательный  этап в его проведении. Здесь  могут использоваться те же  средства. Главное,  чтобы  они   упрочили  вызванное основной  частью чувство удовлетворенности  фактом причастности к коллективу,  а также личностной значимости переживаний.

 Пятая стадия в проведении  КТД - коллективное подведение  итогов.  Это  может  быть  общее собрание коллектива или  специальный сбор -."огонек",  посвященный результатам данного  дела. Во многих случаях  после  проведения мероприятия достаточно простого обмена мнениями: что получилось, а что не совсем, что учесть на будущее.

 КТД не  завершается  подведением   итогов.  На шестой стадии, тесно  сливающейся по времени и содержанию  с предыдущей, определяются ближайшие перспективы,  выполняются те решения, которые были приняты на общем  собрании,  вносятся  изменения  в  чередующиеся творческие поручения микрогруппам и отдельным учащимся, задумывается и подготавливается новое коллективное творческое дело.

 Коллективные творческие дела,  в которых аккумулированы коллективные требования к личности, нельзя абсолютизировать, тем более  уповать  на них как универсальное средство,  когда коллектив еще не сформирован. Если большие мероприятия могут быть три-четыре  раза в году,  то ежедневно педагог проводит те или иные малые мероприятия,  решает множество более или менее сложных  педагогических задач,  выражая в той или иной форме требования общества к личности.


Информация о работе Технология развивающей деятельности детей. Технология организации коллективной творческой деятельности