Тенденция развития современных технологий профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 06:34, реферат

Описание работы

В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.
На смену отдельным формам и методам активного обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения, в частности. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие технологии 4
2. Технология полного усвоения 5
3. Технология концентрированного обучения 12
4. Технология коллективной мыследеятельности 16
5. Инновационные технологии 19
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Тенденция развития современных технологий профессионального образования.docx

— 50.11 Кб (Скачать файл)

6.  Вспомогательная работа завершается проверкой (диагностическим тестом), после которого возможна дополнительная коррекционная работа с теми, кто всё ещё не достиг требуемого уровня (полного усвоения). Класс переходит к изучению новой учебной единицы лишь тогда, когда все или почти все учащиеся на требуемом уровне усвоили содержание предыдущей учебной единицы. Что касается оценочных суждений (не выставление отметок), то все формулировки результатов промежуточного (диагностического) контроля относятся к типу: «усвоил» — «не усвоил» («зачёт» — «не зачёт»). Однако это не означает, что высказывания учителя будут сводиться именно к такого рода лапидарным (лаконичным) и сухим оценкам. Оценочные суждения обычно носят содержательный характер и поддерживают, подбадривают ученика.

Оценка же в виде традиционной отметки выставляется по результатам  контрольных работ, охватывающих либо весь курс, либо материал крупного раздела, куда входят несколько учебных единиц.

После проверки контрольных работ  учитель готовит для каждого  ученика обзорную информацию, которая  конкретизирует данные итоговой проверки, привязывая их к разделам курса (учебным  единицам). Для такой конкретизации  применяется уже составленная учителем таблица спецификации целей по всему  курсу; крестики, отмечающие запланированные  цели полного усвоения, заменяются условными обозначениями того результата, который достигнут учеником по отношению  к этим целям, например: «у» —  полное усвоение, «н/у» — неполное усвоение.

Такие данные дают ученику возможность  самостоятельно ориентироваться в  полученных знаниях и эффективно восполнять имеющиеся пробелы как  при подготовке к пересдаче разделов курса (при необходимости), так и  в ходе дальнейшего обучения.

3. Технология концентрированного обучения

 

Данная технология представляет собой  интерпретацию широко известного активного  метода погружения. Погружение — метод  обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Этот метод с  той или иной глубиной использовался  В. Ф. Шаталовым, Ш. А. Амонашвили, А. Тубельским и др. В 1995 году Г. Ибрагимов успешно  систематизировал модифицированные методы и дал им точное психологическое  обоснование.

Замысел создания метода концентрированного обучения был актуализирован отсутствием  у большинства учащихся системы  знаний и умений по отдельным учебным  дисциплинам, отсутствием мотивации  и привязанностей к изучаемым  предметам, быстрое забывание изученного материала, невостребованность знания на практике, повышенная утомляемость в процессе изучения разных предметов. Этому положению вещей было одно объяснение — в соответствии с  классно-урочной системой организации  обучения содержание обучения в учебных  программах и учебниках искусственно разбито на логически завершённые  разделы, темы, параграфы.

Усвоение учебной дисциплины строится следующим образом: ежедневно изучается  по 3—6 разнородных предметов на уроках по 45 минут. При такой организации  обучения усвоение учебного предмета растягивается на длительное время. «Есть факты», — отмечает Д. Левитес, — «когда предметы, рассчитанные на 34 часа, изучаются в течение целого учебного года потому, что уроки  по ним включаются в расписание не более одного раза в неделю».

Понятно, что подобная организация  обучения не способствует прочному усвоению, знания быстро забываются.

Г. Ибрагимов убедительно доказывает, что подобное, сильно рассредоточенное во времени изучение предметов —  неэффективный, противоречащий закономерностям  физиологии и психологии восприятия и запоминания информации человеком способ организации учебного материала.

Учащиеся в течение дня изучают  несколько разнохарактерных предметов. Во второй половине дня они вынуждены  готовиться к урокам на завтра, а  это ещё четыре-пять дисциплин. А  это не менее десяти разнородных  интересов, порой никак не связанных  между собой, десять эмоциональных  впечатлений. И так изо дня  в день, в течение почти всех лет обучения в школе.

Постоянная смена предметов  не позволяет учащимся полностью  погрузиться в предмет, не даёт возможности  на чём-то остановиться, задуматься и  осмыслить заинтересовавший вопрос, погрузиться в понравившийся  предмет. На переключение с одного предмета на другой тратится масса энергии  — ведь в течение дня каждый следующий урок как бы стирает предыдущий, обесценивая его значимость. Каждый урок — это новая доминанта для учащихся, а значит, и необходимость соответствующим образом настраиваться и осуществлять учебную деятельность. Подобная частая смена доминант, их неустойчивость, невозможность сосредоточиться на чём-то одном, постоянная смена кабинетов, педагогов приводит в итоге к тому, что школа ежечасно, по определённому алгоритму, заложенному в расписании, рассеивает внимание учащихся, служит одной из главных причин их повышенной нервозности, быстрой утомляемости, раздражительности, низкой эффективности учебного труда.

Г. Ибрагимов особо подчёркивает, что недостаток сложившейся организации  учебного процесса состоит и в  том, что она не в состоянии  учитывать закономерности динамики работоспособности педагогов и  учащихся в течение дня, недели и  т. д. Мешает многообразие одновременно изучаемых дисциплин, стремление каждого  педагога максимально активизировать учебную деятельность независимо от места урока в расписании, дня  недели и т. д.

Сторонники методики «погружения  в предмет» полагают, что классно-урочная  система организации обучения является одной из главных причин дробления  личности, воспитания старательных посредственностей.  

Задача: чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, необходимо провести работу по закреплению в день его восприятия.

Возможное решение: переход к такой системе организации обучения, которая бы максимально сближала учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.  

Концентрированное обучение— особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредотачивается на более глубоком изучении каждого предмета за счёт объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели. 

Цель концентрированного обучения — повышение качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими закономерностями воспитания.

Сущность концентрированного обучения— непрерывность процесса познания и его целостность (начиная с первичного восприятия и кончая формированием умений пользоваться полученной информацией); единовременная продолжительность изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины, обеспечивающая их прочное усвоение; сокращение числа одновременно изучаемых дисциплин; ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности учащихся; вариативность и комплексность применяемых форм и методов обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала и учитывающих особенности динамики работоспособности учащихся и педагогов; сотрудничество педагогов и учащихся, учащихся между собой.

Преимущества  концентрированного обучения

1.  Построение учебного процесса обеспечивает преодоление разобщённости содержания и увязывает элементы обучения в единое целое.

2.  Обеспечивает восприятие, углублённое и прочное усвоение учащимися целостных завершённых блоков изучаемого материала.

3.  Благотворно влияет на мотивацию учения.

4.  Формируется благоприятный психологический климат (установка на длительное взаимодействие и сотрудничество друг с другом в процессе обучения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Технология коллективной мыследеятельности

 

Технология коллективной мыследеятельности  — непрерывный процесс управления развитием потребностей, способностей у обучаемых.

Технология состоит из системы  проблемных ситуаций, которая обеспечивается системой модулей. Именно модули позволяют  дозировать технологический процесс  и делать его непрерывным.

В данной модели обучения преобладают  индивидуальные формы работы, которые  не создают оптимальных условий  для развития. Ученик в ходе познания всегда остаётся один на один со своими затруднениями и сложностями. А непреодолимые трудности в учебной деятельности вызывают у него нежелание учиться, что, в свою очередь, порождает интеллектуальную, социальную пассивность, нередко и безнравственность поступков.

Эта модель обслуживается в основном вербальными средствами обучения: знания передаются путём объяснения нового материала, а не организацией поисков  деятельности ученика, многочисленными  сентенциями, не осознанием учеником своих  поступков.

В вузе, техникуме, профтехучилище обучение по такой модели чревато профессиональной некомпетентностью выпускников. В  настоящее время именно она является серьёзным тормозом перестройки  в нашей стране.

Стержнем другой модели является как  раз управление процессом усвоения учеником культуры, в ходе которого развиваются внутренние потребности, способности, сознание каждого. Цели, содержание, способы развития определяются педагогом  и учащимся совместно, с учётом их интересов и способностей.

Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог  организует взаимодействие обучаемых  в познавательном процессе, сознательно  создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у  них необходимость действовать  по нормам общественных отношений (каждый имеет право высказывать любую точку зрения, отстоять её убедительной аргументацией, но обязан выслушать и понять другого, терпимо относиться к чужому мнению» извлекать из него рациональное, нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела). Равноправное, демократическое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество. При этом существенно меняется отношение к другому человеку как к личности: отчуждённость, равнодушие уступают место заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности.

Данная модель воплощается в  режиме коллективной деятельности, где  все функционально связаны друг с другом общим познавательным интересом. Коллектив становится механизмом развития личности. Успех общего поиска определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственными усилиями каждого.

Сущность же технологии коллективной мыследеятельности заключается  именно в том, чтобы развивать  ученика, его потребности, и тем  самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно.

Разработка технологии обучения деятельности потребовала, прежде всего, создания инвариантной модели деятельности, содержание которой  состоит из трёх основных блоков:

— деятельность как универсальная  форма познания действительности (включает виды, структуру, механизмы деятельности);

— деятельность как метод и средство взаимодействия (включает конструкцию, социотехнические процедуры обучения);

— деятельность как функция (включает социальные роли, их права и обязанности  в системе общественных отношений).

Основная идея, положенная в организацию  рабочего процесса в режиме коллективной мыследеятельности, состоит в том, что обучение ведется в активном взаимодействии обучаемых с педагогом  и между собой с того уровня (развитие потребностей — способностей), на котором находятся обучаемые.

Технология коллективной мыследеятельности  состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых разделяется на четыре основных такта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Инновационные технологии

 

 

К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.

Интерактивные технологии обучения:

В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.

При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые  учатся общаться, взаимодействовать  друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные  проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.

В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора — роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта  воздействия — субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).

Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. В основу классификации положен  признак воссоздания (имитации) контекста  профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении.

Неимитационные  технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т. е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

Рассмотрим некоторые формы  и методы технологий интерактивного обучения.

Проблемная  лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

Информация о работе Тенденция развития современных технологий профессионального образования