Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:46, реферат
Понятие «личностно-ориентированное обучение», вошедшее в 90-е годы в педагогический арсенал без своей четкой дефиниции, по-нашему мнению, может быть определено при рассмотрении таких категорий, как: индивид, индивидуальность (индивидуальный подход), личность. При этом в конкретных исторических условиях педагогика и психология эти понятия использовали с различным значением, часто смешивая и употребляя как синонимы. Однако в связи с тем, что обучение является сущностно-человеческим видом деятельности и практика всегда богаче теории, понятие «индивидуальный подход» вошло в педагогику значительно раньше сущностного трактования таких понятий, как «индивидуальность» и «личность».
Глава 1. Теоретические
основы дифференцированного подхода
как условия личностно-
1.1. Понятие «личностно-
Понятие «личностно-ориентированное
обучение», вошедшее в 90-е годы в
педагогический арсенал без своей
четкой дефиниции, по-нашему мнению, может
быть определено при рассмотрении таких
категорий, как: индивид, индивидуальность
(индивидуальный подход), личность. При
этом в конкретных исторических условиях
педагогика и психология эти понятия
использовали с различным значением,
часто смешивая и употребляя как
синонимы. Однако в связи с тем,
что обучение является сущностно-человеческим
видом деятельности и практика всегда
богаче теории, понятие «индивидуальный
подход» вошло в педагогику значительно
раньше сущностного трактования
таких понятий, как «индивидуальность»
и «личность». Так, например, уже
в педагогической системе великого
чешского педагога Я. А. Коменского явно
обозначены положения о том, что
процесс обучения и воспитания необходимо
строить с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей, используя
при этом систему педагогических
наблюдений [4, с. 25 - 31].
По нашему мнению,
с исторической точки зрения развитие
данной проблематики в отечественной
педагогике можно отсчитывать уже
со времен деятельности классика русской
педагогики К. Д. Ушинского, который
разработал обширную методику педагогических
приемов индивидуального
У истоков учета
личностных сторон в обучении также
стоял выдающийся русский психолог
и педагог П.Ф. Каптерев, который
в конце ХIХ и начале ХХ веков
разрабатывал вопросы формирования
детского мировоззрения, содержание и
методы обучения, развитие ума, характера
и воли. Он попытался психологизировать
процесс обучения и воспитания, по
сути один из первых основал отечественную
педагогическую психологию.
Личностно-ориентированное
обучение - это такое обучение, которое
во главу угла ставит самобытность
ребенка, его самоценность, субъективность
процесса учения.
Личностно-ориентированное
обучение, это не просто учет особенностей
субъекта учения, это иная методология
организации условий обучения, которая
предполагает не «учет», а «включение»
его собственно-личностных функций
или востребование его
Большой вклад в
разработку теоретических и методических
основ этого обучения внесли такие
ученые, как Бондаревская Е.В., Газман
О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В.,
Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С. Опираясь
на идеи педагогической и философской
антропологии (Ушинский К.Д., Пирогов
Н.И., М.Шелер и др.) и научные
труды отечественных и
Цель личностно-
Функции личностно-оринтированного
образования:
-гуманитарная, суть
которой состоит в признании
самоценности человека и
- культуросозидательная
(культурообразующая), которая направлена
на сохранение, передачу, воспроизводство
и развитие культуры
- социализации, которая
предполагает обеспечение
Реализация этих
функций не может осуществляться
в условиях командно-административного,
авторитарного стиля отношений
учителя к ученикам. В личностно-ориентированном
образовании предполагается иная позиция
педагога [35, с. 352]:
-оптимистический
подход к ребенку и его
-отношение к ребенку
как субъекту собственной
-опора на личностный
смысл и интересы (познавательные
и социальные) каждого ребенка
в учении, содействие их обретению
и развитию.
Содержание личностно-
Критериями эффективной
организации личностно-
В настоящее время
разрабатывается подход к пониманию
и организации личностно-
Реализация личностно-
Обучение не столько
задает вектор развития, сколько создает
для этого все необходимые
условия. Тем самым существенно
меняется функция обучения. Его задача
не планировать общую, единую и обязательную
для всех линию психического развития,
а помогать каждому ученику с
учетом имеющегося у него опыта познания
совершенствовать свои индивидуальные
способности, развиваться как личность.
В этом случае исходные моменты обучения
-- не реализация его конечных целей
{планируемых результатов), а раскрытие
индивидуальных познавательных возможностей
каждого ученика и определение
педагогических условий, необходимых
для их удовлетворения. Развитие способностей
ученика -- основная задача личностно-ориентированной
педагогики, и «вектор» развития строится
не от обучения к учению, а, наоборот,
от ученика к определению
Несколько соображений
о проектировании личностно-ориентированной
системы обучения. Исходя из ее специфики,
невозможна построить идеальную
модель, как это принято, т.е. наметить
общие цели и конечные результаты
без учета «сопротивления материала»,
каким является ученик как носитель
субъектного опыта. В этом смысле
мы различаем термин «прожектирование»
(мысленное, идеальное простраивание
чего-либо} и проектирование (как
создание и практическое воплощение
проекта). Эффект создания и управления
личностно-ориентированным
Проектирование личностно-
· признание ученика
основным субъектом процесса обучения;
· определение цели
проектирования -- развитие индивидуальных
способностей ученика;
· определение средств,
обеспечивающих реализацию поставленной
цели посредством выявления и
структурирования субъектного опыта
ученика, его направленного развития
в процессе обучения.
Реализация личностно-
Необходимы также
особые процедуры отслеживался характера
и направленности развития ученика;
создание благоприятных условий
для формирования его индивидуальности;
изменение сложившихся в нашей
культуре представлений о норме
психического развития ребенка (сравнение
не по горизонтали, а по вертикали, т.е.
определение динамики развития ребенка
в сравнении с самим собой,
а не с другим).
Что нужно для
того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного
обучения в школе?
Необходимо; во-первых,
принять концепцию
Во-вторых, выявить
характер взаимоотношений основных
участников образовательного процесса:
управленцев, учителей, учеников, родителей.
В-третьих, определить
критерии эффективности инновационности
образовательного процесса [36, с. 453].
Таким образом, обобщая
вышесказанное, можно дать такое
определение личностно-
Личностно-ориентированное
обучение - такой тип обучения, в
котором организация
В следующем параграфе мы рассмотрим психологические особенности детей младшего школьного возраста.