Теоретические основы дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:46, реферат

Описание работы

Понятие «личностно-ориентированное обучение», вошедшее в 90-е годы в педагогический арсенал без своей четкой дефиниции, по-нашему мнению, может быть определено при рассмотрении таких категорий, как: индивид, индивидуальность (индивидуальный подход), личность. При этом в конкретных исторических условиях педагогика и психология эти понятия использовали с различным значением, часто смешивая и употребляя как синонимы. Однако в связи с тем, что обучение является сущностно-человеческим видом деятельности и практика всегда богаче теории, понятие «индивидуальный подход» вошло в педагогику значительно раньше сущностного трактования таких понятий, как «индивидуальность» и «личность».

Файлы: 1 файл

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.docx

— 17.07 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Теоретические  основы дифференцированного подхода  как условия личностно-ориентированного обучения 
 

1.1. Понятие «личностно-ориентированное  обучение» в психолого-педагогической  литературе 
 

Понятие «личностно-ориентированное  обучение», вошедшее в 90-е годы в  педагогический арсенал без своей  четкой дефиниции, по-нашему мнению, может  быть определено при рассмотрении таких  категорий, как: индивид, индивидуальность (индивидуальный подход), личность. При  этом в конкретных исторических условиях педагогика и психология эти понятия  использовали с различным значением, часто смешивая и употребляя как  синонимы. Однако в связи с тем, что обучение является сущностно-человеческим видом деятельности и практика всегда богаче теории, понятие «индивидуальный  подход» вошло в педагогику значительно  раньше сущностного трактования  таких понятий, как «индивидуальность» и «личность». Так, например, уже  в педагогической системе великого чешского педагога Я. А. Коменского явно обозначены положения о том, что  процесс обучения и воспитания необходимо строить с учетом возрастных и  индивидуальных особенностей детей, используя  при этом систему педагогических наблюдений [4, с. 25 - 31]. 

По нашему мнению, с исторической точки зрения развитие данной проблематики в отечественной  педагогике можно отсчитывать уже  со времен деятельности классика русской  педагогики К. Д. Ушинского, который  разработал обширную методику педагогических приемов индивидуального подхода  к детям, основу профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В  своем труде «Человек как предмет  воспитания» он писал, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях [15, с. 56]. Здесь явно идет речь об учёте индивидуальных склонностей и предпочтений в  процессе воспитания и обучения. 

У истоков учета  личностных сторон в обучении также  стоял выдающийся русский психолог и педагог П.Ф. Каптерев, который  в конце ХIХ и начале ХХ веков  разрабатывал вопросы формирования детского мировоззрения, содержание и  методы обучения, развитие ума, характера  и воли. Он попытался психологизировать  процесс обучения и воспитания, по сути один из первых основал отечественную  педагогическую психологию. 

Личностно-ориентированное  обучение - это такое обучение, которое  во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. 

Личностно-ориентированное  обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология  организации условий обучения, которая  предполагает не «учет», а «включение»  его собственно-личностных функций  или востребование его субъективного  опыта. 

Большой вклад в  разработку теоретических и методических основ этого обучения внесли такие  ученые, как Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С. Опираясь на идеи педагогической и философской  антропологии (Ушинский К.Д., Пирогов  Н.И., М.Шелер и др.) и научные  труды отечественных и зарубежных ученых - представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, К.Роджерс, Р. Бернс, Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А. и др.), они предприняли  усилия для становления в России в середине 90-х годов ХХ века теории и практики личностно-ориентированной  педагогической деятельности. 

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы  «заложить в ребенке механизмы  самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления  самобытного личностного образа» [2, с. 126]. 

Функции личностно-оринтированного  образования: 

-гуманитарная, суть  которой состоит в признании  самоценности человека и обеспечении  его физического и нравственного  здоровья, осознание смысла жизни  и активной позиции в ней,  личностной свободы и возможности  максимальной реализации собственного  потенциала. Средствами (механизмами)  реализации данной функции являются  понимание, общение и сотрудничество; 

- культуросозидательная  (культурообразующая), которая направлена  на сохранение, передачу, воспроизводство  и развитие культуры средствами  образования. Механизмами реализации  данной функции является культурная  идентификация как установление  духовной взаимосвязи между человеком  и его народом, принятие его  ценностей в качестве своих  и построение собственной жизни  с их учетом; 

- социализации, которая  предполагает обеспечение усвоения  и воспроизводства индивидом  социального опыта, необходимого  и достаточного для вхождение  человека в жизнь общества. Механизмом  реализации данной функции являются  рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения. 

Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений  учителя к ученикам. В личностно-ориентированном  образовании предполагается иная позиция  педагога [35, с. 352]: 

-оптимистический  подход к ребенку и его будущему  как стремление педагога видеть  перспективы развития личностного  потенциала ребенка и умение  максимально стимулировать его  развитие; 

-отношение к ребенку  как субъекту собственной учебной  деятельности, как к личности, способной  учиться не по принуждению,  а добровольно, по собственному  желанию и выбору, и проявлять  собственную активность; 

-опора на личностный  смысл и интересы (познавательные  и социальные) каждого ребенка  в учении, содействие их обретению  и развитию. 

Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть  рефлексивный мир собственного «Я»  и научиться управлять им. 

Критериями эффективной  организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного  развития. 

В настоящее время  разрабатывается подход к пониманию  и организации личностно-ориентированного обучения. В основе его лежит признание  индивидуальности, самобытности, самооценка каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта» прежде всего как индивида, наделенного  своим неповторимым субъектным опытом [2, с. 126]. 

Реализация личностно-ориентированной  системы обучения требует смены  «векторов» в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса (и в этом смысле жестко регламентированного), к учению, как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки. 

Обучение не столько  задает вектор развития, сколько создает  для этого все необходимые  условия. Тем самым существенно  меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с  учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обучения -- не реализация его конечных целей {планируемых результатов), а раскрытие  индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение  педагогических условий, необходимых  для их удовлетворения. Развитие способностей ученика -- основная задача личностно-ориентированной  педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс. 

Несколько соображений  о проектировании личностно-ориентированной  системы обучения. Исходя из ее специфики, невозможна построить идеальную  модель, как это принято, т.е. наметить общие цели и конечные результаты без учета «сопротивления материала», каким является ученик как носитель субъектного опыта. В этом смысле мы различаем термин «прожектирование» (мысленное, идеальное простраивание  чего-либо} и проектирование (как  создание и практическое воплощение проекта). Эффект создания и управления личностно-ориентированным обучением  зависит не только от организации, но в значительной мере от индивидуальных способностей ученика как основного  субъекта образовательного процесса. Это делает само проектирование гибким, вариативным, многофакторным [24, с. 300]. 

Проектирование личностно-ориентированной  системы обучения предполагает: 

· признание ученика  основным субъектом процесса обучения; 

· определение цели проектирования -- развитие индивидуальных способностей ученика; 

· определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и  структурирования субъектного опыта  ученика, его направленного развития в процессе обучения. 

Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приема и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей). 

Необходимы также  особые процедуры отслеживался характера  и направленности развития ученика; создание благоприятных условий  для формирования его индивидуальности; изменение сложившихся в нашей  культуре представлений о норме  психического развития ребенка (сравнение  не по горизонтали, а по вертикали, т.е. определение динамики развития ребенка  в сравнении с самим собой, а не с другим). 

Что нужно для  того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе? 

Необходимо; во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются. 

Во-вторых, выявить  характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей. 

В-третьих, определить критерии эффективности инновационности  образовательного процесса [36, с. 453]. 

Таким образом, обобщая  вышесказанное, можно дать такое  определение личностно-ориентированного обучения: 

Личностно-ориентированное  обучение - такой тип обучения, в  котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного  моделирования мира. Личностно-ориентированное  обучение особенно важно в начальное  школе, когда складываются предпосылки  дальнейшей учебной деятельности школьников. 

В следующем параграфе  мы рассмотрим психологические особенности  детей младшего школьного возраста.

Информация о работе Теоретические основы дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения