Теоретические основы методической работы тьютора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 23:12, доклад

Описание работы

Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Британская модель интернатного типа.

Содержание работы

• Тьютор. Историческая справка……………………………………………2
• Содержание деятельности тьютора……………………………………….3
• Структура работы тьютора………………………………………………...3
• Методы и формы работы тьютора………………………………………...4
• Цель и задача деятельности тьютора……………………………………10

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 25.73 Кб (Скачать файл)

Содержание

  • Тьютор. Историческая справка……………………………………………2
  • Содержание деятельности тьютора……………………………………….3
  • Структура работы тьютора………………………………………………...3
  • Методы и формы работы тьютора………………………………………...4
  • Цель и задача деятельности тьютора……………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тьютор. Историческая справка.

Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Британская модель интернатного типа.

Историческая справка

Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах — Оксфорде и несколько позднее — в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.

В то время университет представлял собой братство, исповедующее единые ценности, говорящее на одном языке и признающее одни научные авторитеты. Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты слушали определенные курсы. Студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В этом ему помогал тьютор.

Так как непреходящей ценностью того времени была свобода (преподавания и учения), тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы.

Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.

В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор — ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях.

В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII—XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней.

 

Содержание деятельности тьютора.

В содержание работы тьютора, входят следующие этапы взаимодействия с учащимся:

•  осознание подопечным неопределенности наличной ситуации, необходимости ее достройка из прошлого и будущего;

•  построение временной «растяжки» (мое прошлое — настоящее — будущее);

•  планирование шагов по достижению образа будущего;

•  сохранение независимости от чужих решений;

•  совместный с тьютором анализ и рефлексия решений и действий подопечного;

•  выстраивание партнерства и взаимодействия с другими людьми и структурами под решение своих задач;

•  процедура договаривания с другими о нормах жизни и действия;

•  переформатирование и переозначивание своих результатов и целей.

 

Структура работы тьютора

Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента: руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу в каникулярное время; моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова; собственно, тьюторство, осуществляющее обучение студента в течение триместра или учебного года.

Методы и формы работы тьютора.

Этап

Задачи

Методы решения

Возможные формы

Личностное самоопределение

Активизация самоопределяющегося школьника

Активизирующие методики (Мои жизненные планы) Психологические методики

Индивидуально

Рефлексивные сочинения (по вопросам)

Индивидуально. С группой. С классом

Профессиональное и профильное самоопределение

Расширение представлений школьников о возможных вариантах продолжения образования

Дни открытых дверей, выставки-ярмарки, экскурсии, практики; конкурсы

С группой. С классом

Профориентационные исследования (например, «Мои действия по сбору информации и знакомству со школами и профессиональными учебными заведениями»; «Моя профессиональная карьера»)

Индивидуально

Организация информационной поддержки выбора направления образования

Собственный сайт в Интернете. «Информационная карта». «Путеводитель по профессиям»

Индивидуально. С группой. С классом

Помощь в конкретном выборе

Консультации по анализу проблем, возникающих при выборе (выделение ближних и дальних целей; представление о внешних и внутренних трудностях на пути к выделенным целям и путях их преодоления; адекватность представлений о собственных возможностях и недостатках, их учет)

Индивидуально

Выявление интересов и склонностей подростков

Диагностика профессиональных склонностей («Опросник профессиональных склонностей»)

Индивидуально

Методика «Профиль». Опросник «Тип мышления»

С классом

Подготовка к профильному обучению

Выявление образовательного запроса учащихся и их родителей

Анкетирование учащихся, родителей

С классом

Активизирующие и рефлексивные методики, эссе

Индивидуально. С группой

Информирование о возможных вариантах выбора в муниципальном образовательном пространстве

«Образовательная информационная карта» Консультации (выбор сложности курсов, определение стратегии действий в случае, если образовательный запрос не может быть удовлетворен в рамках предложенного плана школы и др.)

Индивидуально. С классом

Родительское собрание (возможные образовательные маршруты, возможность выбора дисциплин, построения ИУП)

С классом (родители)

Обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности

В рамках проектов (как я выбрал тему проекта) -рефлексивные сочинения с обсуждением в классе, анализ и взаимное рецензирование

Индивидуально. С группой

Технология принятия решения.

Анализ возможных ограничителей свободы выбора

профиля обучения.

Анализ наиболее частых ошибок

Индивидуально. С группой

Оценка готовности к принятию решения о выборе варианта обучения в старшей школе

«Пробы выбора профиля обучения».

«Матрицы» и «Схемы» альтернативного выбора для

соотнесения «за» и «против».

Индивидуально. С группой

Сочинение «Почему я выбрал этот вариант...»

Индивидуально. С группой

Беседы с родителями: о продуктивности обучения по ИУП, новых возможностях выбора дисциплин; о психологических особенностях, приоритетах и ценностях данного возраста

С классом

Анкетные опросы детей и родителей, анализ результатов и дискуссии («Как часто вы общаетесь в вашим ребенком?» «Как вы думаете, что делает ваш ребенок в свободное время?»

С классом. С родителями

Консультация родителей

Индивидуально

Разработка ИУП

Обучение разработке ИУП

Занятие по отработке алгоритма разработки ИУП

С классом

Консультации по проблемам разработки ИУП

Индивидуально

Контроль результатов разработки

Анализ и корректировка ИУП

Индивидуально

Реализация ИУП

Организация и проведение контроля и самоконтроля

Проведение персональной самооценки с использованием различных тестов

Индивидуально

Подготовка отзыва о работе учащегося в течение

четверти

Персонально на каждого ученика

Еженедельные обсуждения-рефлексии всего происходящего

С членами референтной группы

Публичная защита проектов, презентация стендовых докладов, рефератов и результатов творческих работ (с приглашением знакомых и родителей)

С группой

Участие учеников в роли консультантов для младших школьников

Индивидуально

Итоговая аттестация с начислением баллов

 

Организация и поддержка образовательной деятельности учащихся, анализа проблем и затруднений

Консультация, рефлексивная беседа с учащимся

Индивидуально

Активизирующие методики («Какие у меня были цели, выполнил ли я их, причины»)

Индивидуально

Встреча с родителями, имеющими сходные, проблемы

С малой родительской группой

Лекции психолога, врача

С группой родителей

Семейное консультирование

Семья

Родительский почтовый ящик

Анонимно, индивидуально

Образовательные экспедиции (походы, поездки, экскурсии с образовательными целями)

С разновозрастной группой учащихся со сходными интересами

Координация деятельности педагогического коллектива

Организация взаимного согласования

С командой педагогов

Выполнение связующей роли между педагогами

Индивидуально

Корректировка ИУП

Организационная и педагогическая поддержка

Консультация, определение программы действий

Индивидуально


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель и задача деятельности тьютора

Цель работы тьютора - персональное сопровождение каждого обучающегося в образовательном пространстве.

Задача тьютора — построить движение подопечного в поле достижений, где существует идеальное (культурные образцы) и реальное (человеческие желания, интересы). Тьютору необходимо строить пространство опробования. Оно возникнет, если у подопечного есть творчески-продуктивная задача.

Задачи:

  • оказание помощи обучающимся в поисках возможности для удовлетворения и развития личного предметного и профессионального интереса;
  • ориентирование обучающегося относительно способов приобретения нового образовательного, социального, управленческого и коммуникативного опыта;
  • создание условий для социального, образовательного, культурного и профессионального самоопределения обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

http://refdb.ru/look/2562303-p2.html

http://migo.sfedu.ru

 

 


Информация о работе Теоретические основы методической работы тьютора