Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 23:12, доклад
Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Британская модель интернатного типа.
• Тьютор. Историческая справка……………………………………………2
• Содержание деятельности тьютора……………………………………….3
• Структура работы тьютора………………………………………………...3
• Методы и формы работы тьютора………………………………………...4
• Цель и задача деятельности тьютора……………………………………10
Содержание
Тьютор. Историческая справка.
Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Британская модель интернатного типа.
Историческая справка
Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах — Оксфорде и несколько позднее — в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.
В то время университет представлял собой братство, исповедующее единые ценности, говорящее на одном языке и признающее одни научные авторитеты. Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты слушали определенные курсы. Студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В этом ему помогал тьютор.
Так как непреходящей ценностью того времени была свобода (преподавания и учения), тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы.
Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.
В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор — ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях.
В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII—XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней.
Содержание деятельности тьютора.
В содержание работы тьютора, входят следующие этапы взаимодействия с учащимся:
• осознание подопечным неопределенности наличной ситуации, необходимости ее достройка из прошлого и будущего;
• построение временной «растяжки» (мое прошлое — настоящее — будущее);
• планирование шагов по достижению образа будущего;
• сохранение независимости от чужих решений;
• совместный с тьютором анализ и рефлексия решений и действий подопечного;
• выстраивание партнерства и взаимодействия с другими людьми и структурами под решение своих задач;
• процедура договаривания с другими о нормах жизни и действия;
• переформатирование и переозначивание своих результатов и целей.
Структура работы тьютора
Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента: руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу в каникулярное время; моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова; собственно, тьюторство, осуществляющее обучение студента в течение триместра или учебного года.
Методы и формы работы тьютора.
Этап |
Задачи |
Методы решения |
Возможные формы |
Личностное самоопределение |
Активизация самоопределяющегося школьника |
Активизирующие методики (Мои жизненные планы) Психологические методики |
Индивидуально |
Рефлексивные сочинения (по вопросам) |
Индивидуально. С группой. С классом | ||
Профессиональное и профильное самоопределение |
Расширение представлений школьников о возможных вариантах продолжения образования |
Дни открытых дверей, выставки-ярмарки, экскурсии, практики; конкурсы |
С группой. С классом |
Профориентационные исследования (например, «Мои действия по сбору информации и знакомству со школами и профессиональными учебными заведениями»; «Моя профессиональная карьера») |
Индивидуально | ||
Организация информационной поддержки выбора направления образования |
Собственный сайт в Интернете. «Информационная карта». «Путеводитель по профессиям» |
Индивидуально. С группой. С классом | |
Помощь в конкретном выборе |
Консультации по анализу проблем, возникающих при выборе (выделение ближних и дальних целей; представление о внешних и внутренних трудностях на пути к выделенным целям и путях их преодоления; адекватность представлений о собственных возможностях и недостатках, их учет) |
Индивидуально | |
Выявление интересов и склонностей подростков |
Диагностика профессиональных склонностей («Опросник профессиональных склонностей») |
Индивидуально | |
Методика «Профиль». Опросник «Тип мышления» |
С классом | ||
Подготовка к профильному обучению |
Выявление образовательного запроса учащихся и их родителей |
Анкетирование учащихся, родителей |
С классом |
Активизирующие и рефлексивные методики, эссе |
Индивидуально. С группой | ||
Информирование о возможных вариантах выбора в муниципальном образовательном пространстве |
«Образовательная информационная карта» Консультации (выбор сложности курсов, определение стратегии действий в случае, если образовательный запрос не может быть удовлетворен в рамках предложенного плана школы и др.) |
Индивидуально. С классом | |
Родительское собрание (возможные образовательные маршруты, возможность выбора дисциплин, построения ИУП) |
С классом (родители) | ||
Обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности |
В рамках проектов (как я выбрал тему проекта) -рефлексивные сочинения с обсуждением в классе, анализ и взаимное рецензирование |
Индивидуально. С группой | |
Технология принятия решения. Анализ возможных ограничителей свободы выбора профиля обучения. Анализ наиболее частых ошибок |
Индивидуально. С группой | ||
Оценка готовности к принятию решения о выборе варианта обучения в старшей школе |
«Пробы выбора профиля обучения». «Матрицы» и «Схемы» альтернативного выбора для соотнесения «за» и «против». |
Индивидуально. С группой | |
Сочинение «Почему я выбрал этот вариант...» |
Индивидуально. С группой | ||
Беседы с родителями: о продуктивности обучения по ИУП, новых возможностях выбора дисциплин; о психологических особенностях, приоритетах и ценностях данного возраста |
С классом | ||
Анкетные опросы детей и родителей, анализ результатов и дискуссии («Как часто вы общаетесь в вашим ребенком?» «Как вы думаете, что делает ваш ребенок в свободное время?» |
С классом. С родителями | ||
Консультация родителей |
Индивидуально | ||
Разработка ИУП |
Обучение разработке ИУП |
Занятие по отработке алгоритма разработки ИУП |
С классом |
Консультации по проблемам разработки ИУП |
Индивидуально | ||
Контроль результатов разработки |
Анализ и корректировка ИУП |
Индивидуально | |
Реализация ИУП |
Организация и проведение контроля и самоконтроля |
Проведение персональной самооценки с использованием различных тестов |
Индивидуально |
Подготовка отзыва о работе учащегося в течение четверти |
Персонально на каждого ученика | ||
Еженедельные обсуждения-рефлексии всего происходящего |
С членами референтной группы | ||
Публичная защита проектов, презентация стендовых докладов, рефератов и результатов творческих работ (с приглашением знакомых и родителей) |
С группой | ||
Участие учеников в роли консультантов для младших школьников |
Индивидуально | ||
Итоговая аттестация с начислением баллов |
|||
Организация и поддержка образовательной деятельности учащихся, анализа проблем и затруднений |
Консультация, рефлексивная беседа с учащимся |
Индивидуально | |
Активизирующие методики («Какие у меня были цели, выполнил ли я их, причины») |
Индивидуально | ||
Встреча с родителями, имеющими сходные, проблемы |
С малой родительской группой | ||
Лекции психолога, врача |
С группой родителей | ||
Семейное консультирование |
Семья | ||
Родительский почтовый ящик |
Анонимно, индивидуально | ||
Образовательные экспедиции (походы, поездки, экскурсии с образовательными целями) |
С разновозрастной группой учащихся со сходными интересами | ||
Координация деятельности педагогического коллектива |
Организация взаимного согласования |
С командой педагогов | |
Выполнение связующей роли между педагогами |
Индивидуально | ||
Корректировка ИУП |
Организационная и педагогическая поддержка |
Консультация, определение программы действий |
Индивидуально |
Цель и задача деятельности тьютора
Цель работы тьютора - персональное сопровождение каждого обучающегося в образовательном пространстве.
Задача тьютора — построить движение подопечного в поле достижений, где существует идеальное (культурные образцы) и реальное (человеческие желания, интересы). Тьютору необходимо строить пространство опробования. Оно возникнет, если у подопечного есть творчески-продуктивная задача.
Задачи:
Список литературы
http://refdb.ru/look/2562303-
http://migo.sfedu.ru
Информация о работе Теоретические основы методической работы тьютора