Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:10, курс лекций
Курс лекций выстроен в логике стандарта от изучения особенностей государственной политики в области начального общего образования, исследования методологического аспекта реализации ФГОС начального общего образования и заканчивается анализом педагогического аспекта реализации ФГОС начального общего образования. Каждая лекция рассчитана на изучение теоретического материала и обсуждение его на семинарских, практических занятиях, лабораторных работах, самостоятельную работу студентов, тематика которой представлена в конце пособия.
Введение
Раздел 1. Государственная политика в области начального общего образования
1. Модернизация системы образования в России
2. Государственный стандарт начального образования нового поколения
3. Основные термины образовательного стандарта второго поколения
4. Проект «Наша новая школа»
5. Учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы
Раздел 2. Методологический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Системно - деятельностный подход как основа ФГОС
2. Типология и алгоритм конструирования уроков деятельностной направленности
3. Формирование универсальных учебных действий
4. Контроль и оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Раздел 3. Педагогический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Особенности обучения и воспитания одаренных детей
2. Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении
3. Проектирование развития форм сотрудничества участников образовательного процесса, в том числе учебного сотрудничества
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Заключение
Литература
Как подчеркнул Д.А.Медведев - слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом. А сегодня «с передовых позиций мы откатились» – признал глава государства.
Таким образом, сегодня в обществе в целом по отношению к системе образования сложилась очень непростая ситуация. Особенно непроста сегодня работа в начальной школе. Все изучаемые предметы являются интегрированными, основы предметов даются на современном научном уровне. В начальной школе не только учат читать, но и изучают литературное чтение, в рамках которого развивают литературное творчество учащихся. Если это математика, то она включает изучение и элементов алгебры, геометрии, математической логики. Если это окружающий мир, то учителю нужно знать и историю, и социологию, и зоологию, и ботанику, и астрономию... Если это русский язык, то он не ограничивается фонетикой и орфографией, учителю должны быть хорошо известны разделы: синтаксис, пунктуация, лексика, стилистика, развитие речи, здоровьесбережение, экология, безопасность жизнеобеспечения, экономика и т.д. Учитель начальных классов должен хорошо рисовать и любить рукотворчество, иметь хороший художественный вкус, иметь навыки компьютерной техники. Подавляющее большинство педагогов используют компьютер при подготовке своих методических материалов, проводят уроки в компьютерном кабинете, используют компьютер для фронтальной и индивидуальной работы на всех уроках.
В учебном процессе начальной школы закрепились принципы личностно ориентированного образования. Настоящий расцвет получил деятельностный метод обучения, проявляющийся в применении на каждом уроке проблемного диалога, коллективных форм обучения.
На современном уроке в начальной школе дети сами определяют тему и цель предстоящей работы, сами открывают новое знание, сами выбирают уровень сложности, планируют и оценивают свою деятельность, помогают и проверяют друг друга, и, конечно, придумывают, представляют, инсценируют, защищают работы, выполненные в творческих группах.
Таким образом, главной целью общего образования должно стать формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать свой творческий потенциал в динамичных социально-культурных условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.
Тема 1.5. Учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы
В настоящее время в Российской Федерации существуют традиционная и развивающие системы обучения.
К традиционным относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа2000», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Учебно-методический комплекс «Школа России» (под ред. А. Плешакова)
Издательство «Просвещение».
Сайт: http://school-russia.prosv.ru
Традиционная программа «Школа России» существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах». Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.
Учебно-методический курс «Обучение грамоте и развитие речи» авторов В. Г. Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Виноградской отвечает всем современным требованиям обучения детей в начальной школе.
В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению словаря и развитию речи.
Помимо «Русской азбуки», в комплект входят два вида прописей: прописи авторов В. Г. Горецкого, Н. А. Федосовой и «Чудо-прописи» автора В. А. Илюхиной. Их отличительной особенностью является то, что они не только формируют навыки грамотного, каллиграфического письма, но и дают возможность корректировать почерк на разных этапах обучения и в разных возрастных группах.
Для развития познавательных способностей каждого ребенка в курсе«Математики» обновлена тематика задач, введен разнообразный геометрический материал, даны занимательные задания, развивающие логическое мышление и воображение детей. Большое значение придается сопоставлению, сравнению, противопоставлению связанных между собой понятий, задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.
В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям к современной учебной книге.
Выпускает учебники и учебные пособия УМК «Школа России» издательство «Просвещение».
Система учебников «Школа России»:
1. Азбука - В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др.
2. Русский язык - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
3. Русский язык – Л.М. Зеленина и др.
4. Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.
5. Английский язык - В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др.
6. Английский язык (расширенное
содержание обучения
7. Немецкий язык - .И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л.М.Фомичева.
8. Французский язык - А.С. Кулигина, М.Г. Кирьянова.
9. Испанский язык - А.А. Воинова, Ю.А. Бухарова, К.В.Морено.
10. Математика - М.И.Моро, С.В. Степанова, С.И.Волкова.
11. Информатика - А.Л. Семёнов, Т.А. Рудниченко.
12. Окружающий мир - А.А. Плешаков и др.
13. Основы духовно-нравственных культур народов России - А.В.Кураев, Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин и др.
14. Музыка - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
15. Изобразительное искусство - Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева, Н.А. Горяева.
16. Технология - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова и др.
17. Физическая культура - В.И.Лях.
Учебно-методический комплекс «Перспектива» (под редакцией Л.Ф. Климановой)
Издательство «Просвещение».
Сайт: http://www.prosv.ru/umk/
Учебно-методический комплекс «Перспектива» выпускается с 2006 года. В состав УМК входят линии учебников по следующим предметам: «Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология».
Учебно-методический комплекс «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования.
УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих РФ. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.
В УМК используется единая система навигации для учителей, учеников и родителей, которая помогает работать с информацией, организовывать и структурировать учебный материал, планировать деятельность ученика на уроке, организовывать выполнение домашнего задания, формирует навык самостоятельный работы.
Курс обучения грамоте отличается коммуникативно-познавательной и духовно-нравственной направленностью. Основная цель курса – активное формирование всех видов речевой деятельности: умения писать, читать, слушать и говорить, развитие речевого мышления первоклассников, умения общаться и понимать себя и других. Эффективность новой системы обеспечивается учебным материалом, подобранным в соответствии с уровнем развития познавательных интересов ребенка, игровыми и занимательными упражнениями, структурно-образными моделями слов, которые вписаны в различные коммуникативно-речевые ситуации. В этой связи, слово представлено по-иному, а именно, не только как звукобуквенный комплекс, но как единство смысла, значения и его звукобуквенной формы.
На страницах УМК «Обучение грамоте» созданы все условия для дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем подготовки к школе.
Обучение русскому языку органически связана с обучением грамоте и имеет общую направленность. Особенность курса – целостный взгляд на язык, который обеспечивает изучение языка (его фонетических, лексических и грамматических аспектов), речевой деятельности и текста как речевого произведения.
Основная задача курса «Литературное чтение» - формирование личности младшего школьника, знакомство с культурно-историческим наследием и формирование читательской компетентности. Для этого в учебнике используются высокохудожественные тексты, фольклорные произведения разных народов. Система вопросов и заданий способствует формированию культуры речевого общения, развитию творческих способностей учащихся, приобщает их к духовно-нравственным ценностям, знакомит с этическими и эстетическими нормами, развивает образно-логическое мышление учащихся и формирует у младших школьников интерес к художественному произведению как искусству слова. Рубрики «Самостоятельное чтение», «Семейное чтение», «Идем в библиотеку», «Наш театр», «Читалочка – обучалочка», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мои любимые писатели» предлагают различные формы работы с литературным произведением, систематизируют знания и обогащают практический опыт ребенка, в них представлена система работы с книгой как в урочной так и во внеурочной деятельности.
«Обучение не только математике, но и математикой» - ведущая идея линии УМК по математике, направленная на усиление общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования личности ребенка. Содержание материала ориентировано на формирование у младших школьников умений наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, что позволяет им освоить эвристические приемы рассуждения, их логику, развивает дивергентность мышления, как важнейший компонент мыслительной деятельности, речевую культуру и позволяет расширить представления об окружающем мире средствами математики. Большое внимание уделяется развитию числовой грамотности учащихся, формированию вычислительных навыков на основе рациональных способов действий.
Учебники имеют одинаковую структуру и состоят из 3 разделов: числа и действия с ними, геометрические фигуры и их свойства, величины и их измерение.
Ведущей идеей курса «Окружающий мир» является идея единства мира природы и мира культуры. Окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, человек – как часть природы, создатель культуры и ее продукт.
В курсе раскрывается структура
понятия «окружающий мир» в единстве трех
его составляющих: природа, культура, человек.
Эти три составляющие последовательно
рассматриваются на разных социокультурных
уровнях общества (семья, школа, малая
родина, родная страна и др.), благодаря
чему определяются главные педагогические
подходы к освоению предмета:коммуникативно-
Основной задачей предмета «Технология» является создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия. Младшие школьники овладевают приемами работы с бумагой, пластилином и природными материалами, конструктором, изучают свойства различных материалов и правила работы с ними. Такой подход создает условия для формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий, позволяет формировать конкретные личностные качества (аккуратность, внимательность, готовность прийти на помощь и т.д.), коммуникативные умения (работать в паре, группе), умения работать с информацией и осваивать элементарные приемы работы в компьютере.
Материал в учебниках построен в виде путешествия, которое знакомит учащихся с деятельностью человека в разных сферах: Человек и Земля, Человек и вода, Человек и воздух, Человек и информационное пространство.
В учебник «Технология» введена знаковая система оценивания качества и сложности выполнения изделия, что позволяет формировать мотивацию успеха и самооценку ученика.
В состав УМК «Перспектива» входят:
Учебники по предметам (1-4 класс)
Рабочие тетради
Творческие тетради
Дидактические материалы для ученика: «Читалочка», «Волшебная сила слов», «Математика и информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Методические пособия для учителей: поурочные разработки по предметам, дополнительные учебно-методические материалы, календарно-тематическое планирование, технологические карты.
Календарно-тематическое планирование и технологические карты, обеспечивающие учителю эффективное и качественное преподавание путем перехода от планирования урока к проектированию изучения темы, размещены на страницах Интернет – сайта УМК «Перспектива».
Информация о работе Теоретические основы организации обучения в начальных классах