Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Гражданское и патриотическое воспитание детей чрезвычайно актуально в условиях современного общества. Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Воспитание — для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение — передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению.

Содержание работы

Введение. 3
1.Теоретические основы патриотического воспитания
дошкольников. 6
1.1 Патриотическое и нравственное воспитание
Дошкольников. 6
1.2Аспекты воспитательной работы по
формированию у детей любви к родному краю. 9
1.3. Работа воспитателя детского сада по формированию начал
патриотизма у старших дошкольников. 12
1.4 Семья, как специфическая среда для воспитания
патриотических чувств. 17
2. Методическое обеспечение
Заключение. 22
Список литературы. 24

Файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Нередко родители помогают школьникам в организации и проведении походов: содействуют в выборе маршрута походов, проводят беседы-воспоминания о своих боевых друзьях, дарят священные реликвии (письма, дневники, фотографии и др.), а также сами отправляются с классом, где учатся их дети, по фронтовым и партизанским дорогам.

Для воспитания детей убеждёнными патриотами нужна целенаправленная и вдумчивая работа родителей в семье. Патриотические чувства у детей надо своевременно вызвать (пробудить), надо знать, в каком возрасте и как их лучше всего формировать. [3, c. 154]

Одно из направлений - выработка нравственно-психологической настроенности и готовности детей к труду, укреплению и защите своей Родины.

Динамика социокультурных преобразований в Республике Беларусь актуализировала гуманистическую парадигму воспитания - формирование социально и нравственно зрелой личности, которой присущи лучшие качества гражданина, труженика и семьянина. Повышенная требовательность общества к нравственному облику, сознанию и поведению граждан ставит перед педагогической наукой и практикой задачу патриотического воспитания подрастающего поколения.

Для воспитания патриотических чувств дошкольников важно, чтобы дети в своей жизненной практике больше сталкивались с образцами и примерами высокой нравственности воспитателей и родителей, видели доказательства любви к Родине, стремление трудом крепить её могущество, защищать от врагов, крепить мир на земле.

Семейное воспитание - это процесс сознательного формирования родителями духовных и физических качеств детей в соответствии с идеалами социалистического общества. Интересы общества и семьи совпадают.

Государство и семья в процессе воспитания ставят перед собой единую цель и общие задачи и несут равную ответственность за формирование каждого ребёнка.

Органическое сочетание общественного и семейного воспитания обеспечивается тесным взаимодействием семьи, детских дошкольных учреждений, школы, детских и юношеских организаций, трудовых коллективов и общественности.

Современная семья является семьёй нового, высшего типа, так как возникла на новой общественно-экономической основе. Она строится на новых брачных отношениях между мужчиной и женщиной, на чувстве взаимной любви, взаимного уважения и доверия, на основе равноправного союза, свободного от материальных расчётов и предрассудков, на основе моральной и юридической ответственности перед обществом за воспитание своих детей. Характерной чертой семьи является связь её интересов с интересами общества, с трудовой, созидательной деятельностью народа во всех областях знаний. Трудовой стиль в семейной жизни оказывает положительное воспитательное влияние на детей. Посильное участие их в ведении семейного хозяйства воспитывает чувства собственного достоинства и трудовой семейной чести, приучает к взаимопомощи, бережливости в быту, умению хозяйствовать.

Новой чертой семьи на современном этапе является использование в воспитании детей трудовых традиций нашего народа.

Современная семья отличается также новым характером взаимоотношений между её членами. Если в 6уржуазной семье в силу своего экономического положения главенствующим был мужчина и приниженными - женщина и дети, зависящие от него материально и морально, которые рассматривались как его собственность, как вещь «при своем хозяине», то в семье на данном этапе развития общества все члены равноправны.

Положение родителей в семье отличается от положения детей тем, что родители руководят семьей, а дети воспитываются в ней. Родители обязаны заботиться о детях, но вместе с тем они должны так воспитывать детей, чтобы дети (когда это потребуется) также проявляли заботу о своих близких, чтобы у них были сформированы прочные гуманные чувства, потребность и готовность оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Родители должны уважать личность и права ребёнка как члена семейного коллектива, должны понимать, что они не бесконтрольные хозяева в семье, а старшие, ответственные за воспитание люди. Воспитательная роль семьи в том и состоит, чтобы оказывать взаимовлияние на поведение детей, всех её членов и формировать у них комплекс чувств, потребностей, интересов, черт характера, отвечающих идеалам социалистического образа жизни.

Недостатки семейного воспитания являются следствием неправильных взаимоотношений между родителями и детьми: излишняя суровость или чрезмерная любовь к ребёнку, отсутствие или недостаточность надзора за ним, низкая общая культура родителей, дурной пример с их стороны в быту и т. п.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

-корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

-семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

-счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д. [11, c. 46]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методическое обеспечение по  формированию бережного отношения  к природе

 

Использование методов экологического воспитания в комплексе (совместная деятельность; наблюдения; метод моделирования; исследования) позволяют успешно решить задачи экологического воспитания младших школьников.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

 В нашей работе по формированию  экологического опыта у младших  школьников я предлагаю использовать  не отдельное мероприятие, а целый  тематический период, который может  проходить примерно в течение  месяца или более.

Его цель – воспитывать у детей желание беречь и охранять природу.

Педагог вместе с детьми и родителями может выбрать и обдумать дела, которые будут проходить в данный период.

Предлагаются следующие формы и методы работы:

      1. Прогулка в зимний лес. (Приложение 1)
      2. Поездка в Березинский заповедник. (Приложение 2)
      3. Конкурс плакатов в защиту природы. (Приложение 3)
      4. Внеклассное мероприятие «Береги свою планету» (Приложение 4)
      5. Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей младшего школьного возраста.  (Приложение 5)
    • “Экологический светофор”

    • “Письмо зелёному другу”

    • “Радости и огорчения”

    • “Секретный разговор”

    • “Лес благодарит и сердится”

Также предлагаются правила поведения в природе для младших школьников, некоторые из них кратко прокомментированы. (Приложение 6).

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог по данной работе следует сказать, что в настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Это не просто сведения, которые получают дети. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Работа эта требует творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний.

Патриотическое воспитание начинается в дошкольные годы, но для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка-дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному  городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае и расширением круга знаний ребенка о своей стране. 

Воспитание любви к своей Родине – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам педагог не может пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте и являются составляющими гражданского воспитания. Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений. И мне хотелось передать ее частички детям, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного города, его настоящей жизни.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». – Мн., 2004. – С. 18-20

2. Авдеева Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве/ Н. Авдеева; Н. Авдеева // Дошкольное воспитание.-2005.-N 3 - С. 101-106

3. Блонский П.П. Педология:Книга для преподавателей и студентов высш. учеб. заведений/ П.П. Блонский; Под ред. В.А. Сластенина. - М.:Владос,1999. - 288 с.

4. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И.Логиновой, Т. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1980. – 288с.

5. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников/ Е. Евдокимова; // Дошкольное воспитание.-2005.-N 3 - С. 6-13.

6. Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. – М.: Просвещение, 1990. – 238с.

7. Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств.// Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1980. – 45-74 с.

8. Козлова С. А.. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Светлана Акимовна, Козлова; Татьяна Абрамовна, Куликова. - 4-е изд., стер. - М.:Академия,2002. - 416 с.

9. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». – Мн.: Народная асвета, 1989. – 67с.

10. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - Мн.: Народная асвета, 1991. – 112с.

11. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания/ И. Рыбалова;// Дошкольное воспитание.-2003.-N6 - С.45-55.

12. Стратаненко Л. Как пробудить интерес к истории Отечества/ Л. Стратаненко, Н. Акопян; // Дошкольное воспитание.-2003.-N2 - С.127.

13. Усова А.П. «Обучение в детском саду». – М.: Просвещение, 1981. – 176с.

14. Чечет В.В. «Воспитание патриотических чувств». – Мн.: народная асвета, 1997. – 62с.

15.Харламов И. Ф.  Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец./ Иван Федорович, Харламов. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.:Гардарики,1999. - 514 с.

16. Ясева Н.Ю. «Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников». – Могилёв, 2000. – 96с.


Информация о работе Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников