Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 10:24, курсовая работа
Цель исследования: выявление педагогических условий формирования бережливости у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить психологические механизмы бережного отношения к игрушкам у младших дошкольников.
4. Провести диагностику сформированности бережливости как нравственного качества личности дошкольника, обработать результат.
Введение
Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени ее влияния на психику ребенка, в то время как многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития детской психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения детей к жизни взрослых.
Формирование в ребенке будущего управляющего, человека, умеющего ценить и беречь мир вокруг себя, его моральные и материальные блага – одна из самых главных задач воспитания. В последнее время все больше ученых приходят к выводу о том, что современные требования экономического воспитания не могут быть осуществлены без учета взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. В дошкольном возрасте, особенно в период раннего детства, идет интенсивный процесс развития самосознания ребенка. Важным компонентом самосознания является осознание ребенком себя как представителя современного экономического общества. Важнейшим агентом социализации ребенка была и остается семья, а дошкольное учреждение выступает в роли подспорья семье.
Воспитание бережливости длительный процесс. Часто здесь сталкиваются детские «хочу» с родительским «нельзя». И родители должны проявлять твёрдость, такт и терпение. Настоящая бережливость сочетается с добротой и щедростью.
Бережное отношение дошкольников к игрушкам – очень важная и актуальная проблема. Прививать навыки бережливости, этикета нужно ещё с раннего возраста, ведь это самый благоприятный период в жизни маленького человека для принятия информации. Если не начать прививать ребёнку умение бережно относиться к вещам в раннем детстве, то позже эти навыки будет очень сложно закрепить в сознании дошкольника.
Надо сослаться на некоторые исследования или программные документы. Без них получается голословно.
Объект исследования: бережливое отношение к игрушкам у детей младшего дошкольного возраста
Предмет исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в формировании бережного отношения к игрушкам у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявление педагогических условий формирования бережливости у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить психологические механизмы бережного отношения к игрушкам у младших дошкольников.
4. Провести диагностику сформированности бережливости как нравственного качества личности дошкольника, обработать результат.
5. Создать педагогические
условия для развития и
6. Сравнить результаты
констатирующего и
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, программно - методических и других учебных документов; изучение и обобщение передового педагогического опыта преподавателей; наблюдение за педагогическим процессом; педагогический эксперимент; анализ и оценка полученных данных.
База исследования: Группа №3 (25 детей) младшего дошкольного возраста «ГУО Ясли - сад Ромашка», расположенного по адресу г. Логойск, ул. Строительная 28.
Глава 1 Теоретические основы развития бережного отношения к игрушкам у младших дошкольников в семье и дошкольном учреждении
Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку.
Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.
Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.
Менджерицкая Д.В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.
Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической работы.
Д.Б. Эльконин выделил в игре "реальные отношения детей друг с другом, которые являются практикой их коллективных действий". В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять. Этого требуют сами условия игры. Одним из средств достижения таких целей является игрушка. К двум годам складывается первая форма общения со сверстниками - эмоционально-практическая, где детей привлекает сам процесс совместной деятельности: сооружение построек, убегание, обыгрывание [1] .
Интерес к игрушке сверстника приводит к попыткам установить определенные отношения. Содержание игровой ситуации еще не дает оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу; один, например, может кинуться помочь другому правильно поставить перевернувшуюся машину, а другой, верно понимая его порыв, доброжелательно примет эту услугу. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игровой деятельности дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого [2].
В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловое общение с ровесниками, которое связано с развитие сюжетно-ролевой игры, которая приобретает коллективный характер. В данном возрасте дети стремятся действовать совместно, уступая друг другу игрушки, обмениваясь ими и т.д.В старшем возрасте главным средовом общения является речь. Игрушки остаются важными в жизни ребенка. Дети начинают конкурировать, соревноваться: кто лучше построит, кто дальше кинет и т.д.
Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста общение ребенка направлено на познание окружающего мира. Игрушка является важным предметом в общении ребенка. Дети общаются в игре, по поводу игры или игрушки, различных других предметов.
Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребёнка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребёнок только созерцает её, то она не окажет влияния на его развитие. Следует помнить слова Е.А. Флериной: «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребёнка, тем больше её воспитательные возможности». Поэтому необходима оценка динамичности игрушек при комплектовании их для детей разного возраста.
Дети в младшем дошкольном возрасте верят, что игрушки могут чувствовать, разговаривать, обижаться и т.п. И это тоже можно использовать. Например: у нас в группе дети не берегли книги: рвали их, рисовали на них, бросали. И однажды мы незаметно убрали их с полок. А на утро обратили внимание детей на то, что книги исчезли. Они обиделись на детей за то, что они их не жалеют. Книги ушли к другим деткам. Но они могут вернуться, если мы их будем беречь. Затем напомнили детям правила обращения с книгами. И детей, как подменили. Они просили, чтобы мы уговорили книги вернуться, обещали их беречь. Когда через день книги опять появились в книжном уголке, дети очень обрадовались. И сейчас даже делают друг другу замечания, если кто-то из детей не положил книгу на место.
Роль игры в развитии психики определяется в значительной мере тем, что в ходе осуществления игрового процесса происходит освоение реальности и овладение этой реальностью. Очевидно, что для того чтобы играть, надо вначале понять, что за объект перед тобой и как с ним играть. Поэтому средства игры, то есть игрушки, становятся сначала предметами исследования, а затем уже тем, с чем можно играть. Сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию, содержание и развитие игрового сюжета - это тоже интереснейший предмет для детского изучения [3].
Дети от 5 до 7 лет уже не просто играют вместе, а определяют и описывают роли - период ролевой игры. Роли могут быть различные: персонажи сказок, мультфильмов и комиксов, профессиональные, семейные, социальные. Что с игрушками? В силу вступает символическая функция: похожесть уже не важна. Важны отношения персонажей по поводу игрушки. Вместо термометра теперь может использоваться любая палочка. Нужны игры и игрушки, побуждающие отыгрывать различные социальные роли и ситуации: от кухонь и парикмахерских до "набора полицейских" и рыцарских доспехов. Очень интересны куклы-перчатки и возможность организовать театральное действо [4].
В.А. Сухомлинский писал: "В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств". Канаева Г. Воспитание добрых чувств через игру с куклой. // Дошкольное воспитание, № 1, 1980. - с. 13.Особое место среди игрушек, влияющих на эмоционально-нравственную сферу дошкольников, занимают куклы и мягкие игрушки - изображения, мишки, зайца и других. Кукла - обобщенный образ человека, позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т.д. Эти игрушки имеют значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Сначала ребенку во всем помогает взрослый. Ребенок учится от взрослого наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению. Благодаря воле и воображению ребенка она "ведет себя" таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой события собственной жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию [5].
В возрасте трех лет не следует давать разнообразные типы кукол. Наблюдения психолога Мухиной В.С. показали, что трёхлетний малыш не использует по назначению, а обращает всех кукол в воспитанников детского сада. Малышам нужно давать кукол - мальчиков, девочек, "голышей", целесообразно также ввести куклу - маму, папу, воспитательницу. Её исследованием установлено, что фактура материала которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Мелкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и сострадание, радость. Важное значение имеет такое соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено что определенная пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза - такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств. Играя с куклой или игрушечной зверушкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка. Кукла или мягкая игрушка выступает в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в игрушке возникает у каждого ребенка-дошкольника - не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка - не только дочка или сынок. Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка и др., - объект общения во всех его проявлениях, партнер по общению в игре ребенка.
Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре - подлинном или мнимом. Подлинная игрушкам утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. Игрушка всегда выполняет и психотерапевтическую функцию - помогает овладеть ребенку собственными желаниями, страхами. Страх темноты можно победить с помощью деревянного меча. Иногда ребенок может сам найти "игрушки" - предметы - функционеры, часто неосознанным его потребностям. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик, тряпочка и пр. наделяются особыми свойствами, переживаниями, смыслами [6]. Таким образом, можно сделать вывод, что игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.