Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 23:17, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое обоснование возможности успешного воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс воспитания гуманных чувств у старших дошкольников в игровой деятельности.
Высокий уровень: ребенок осознает важность проявления гуманизма по отношению друг к другу, понимают эмоциональное состояние другого человека и стремиться проявлять гуманные чувства по отношению к сверстнику и ценит это чувство в других людях; у него сформированы коммуникативные навыки; он владеет правилами поведения в кругу сверстников. Он подчиняется правилам, самостоятельно разрешает возникшие вопросы и разногласия в игре, соблюдает нормы, товарищеского поведения в игре.
На этапе констатирующего эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста нами была проведена следующая работа:
Во-первых, организация хронометрированного наблюдения за взаимоотношениями в группе.
Цель: выявление особенностей проявления гуманных чувств у детей в группе.
Организация: срезовое наблюдение проводилось в игровой комнате во 2-й половине дня.
Объектом наблюдения был один ребенок (наблюдение проводилось по графику за всеми детьми экспериментальной и контрольной группы по очереди).
Процедура наблюдения: экспериментатор (знакомое детям лицо) размещается неподалеку от испытуемого (ребенка, который в данных момент подвергался наблюдению). Фиксировались взаимоотношения в группе, эмоциональные состояния детей.
Обработка данных:
Наблюдение за взаимоотношениями в экспериментальной группе показало, что, дети достаточно дружелюбны по отношению друг к другу. Стараются играть все вместе, не делиться на малые подгруппы. Отвечают на вопросы сверстников спокойно. В группе царит взаимопонимание.
В результате наблюдения за взаимоотношениями в контрольной группе было выявлено, что гуманные чувства проявляются на высоком уровне у Артура, Веры и Софии. Одним из приемов индивидуального подхода является создание проблемной ситуации, требующей от ребенка нравственного выбора в результате самостоятельного поиска и принятия решения.
Цель нашей работы по созданию проблемной ситуации: выявление уровня сформированности осознания детьми нравственных норм.
При подготовке к исследованию мы придумали 2-5 незаконченных ситуации, описывающих выполнение и нарушение нравственных норм с учетом возраста ребенка; подготовили 10-12 картинок, на которых изображены положительные и отрицательные поступки детей, стихотворение Е. Благининой «Подарок», новую яркую игрушку. Составили и выучили наизусть вопросы для беседы.
Все серии проводились индивидуально с интервалом в 2-3 дня.
Первая серия. Детям раздавали картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников и говорили: «Разложите картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой плохие. Просили, раскладывая объяснить, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Вторая серия включала 2 подсерии.
Подсерия I - ребенку читали стихотворение Е. Благининой «Подарок», а потом задавали вопросы: «Какая игрушка была любимой у девочки? Жалко или нет ей было отдать игрушку подруге? Почему же она отдала игрушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?
Подсерия II - участвовали те же дети. Создавали ситуацию, в которой дети должны поделиться игрушками. В комнату, где проводили исследование, приглашали сначала одного ребенка, показывали ему новую яркую игрушку, и предлагали поиграть с ней. В момент, когда ребенок был наиболее увлечен игрой, приглашали второго ребенка. Затем, в протоколе фиксировали поведение, речь и эмоциональные реакции детей.
Затруднения вызвало первое задание третьей серии, с ним справилось 30% детей из двух групп.
Полученные результаты позволили нам определить количественные показатели уровня осознания нравственной нормы.
0-39% - низкий уровень
Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формирует.
40-69% - средний уровень
Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
69-100% - высокий уровень
Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Для более глубокого изучения сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста нами была проведена методика «Секрет» (приложение 1). Целью, которой явилось выявление межличностных отношений и их влияния на развитие гуманных чувств между детьми. Она проводилась следующим образом: в форме игры детям было предложено подарить картинки выбранным сверстникам. Следует отметить, что дети, выполняли задание с интересом.
На основании проведения методики получены следующие данные: детей с низким уровнем взаимоотношений - 35%, со средним - 56%, с высоким- 9%.
На основании полученных данных детей можно разделить по условным статусным подгруппам:
Группа «звезды» получила наибольший выбор (10 выборов). Артур, Вера, Кристина, Лиза и Сергей, это активные вожаки, лидеры, охотно вступающие в контакт с детьми, умеющие оказать помощь, выразить сочувствие, проявить отзывчивость, чуткость, инициативные в деятельности, общении. Артур и Лиза пользуются наибольшим авторитетом в группе, симпатией среди сверстников.
Группа «предпочитаемые» - самая многочисленная: Таисия, Кирилл, Кристина, Никита, Сергей и София, это также общительные, активные дети, но проявляющие организаторские способности в меньшей степени. Дети охотно вступают в контакт с «предпочитаемыми», стремятся к взаимодействию с ними.
К «изолированным» отнесены Вероника и Александра. В эту группу отнесены дети, которые имеют трудности в общении со сверстниками, не умеют выстраивать нужные взаимоотношения, держатся изолированно.
Таким образом, большинство детей контактируют друг с другом, хотя число взаимных выборов (8) очень низко, что создает трудность формирования отзывчивых отношений между детьми.
Проводя анализ мотивировок, мы выявили, что все мотивы выбора, в зависимости от содержания, разделены на четыре типа.
При 1 типе мотивировок выборы обосновывались общим положительным эмоциональным отношением к сверстнику, без достаточного осознания этого отношения. При 2 типе выборы обосновывались тем или иным положительным качеством сочувствие и сопереживание сверстника. В 3 типе выборы обосновывались интересом совместной деятельности. Выборы на основе отзывчивых отношений не получили развития в данной группе детей старшего дошкольного возраста. Дети объясняли свой выбор такими качествами сверстника:
- Дарья З.: «Он добрый, умеет дружить»;
- Артур С.: «Он даёт мне играть свои игрушки»
- Кристина Л.: «Она всегда мне помогает»
- Вера С.: «Она умная и красивая»
- Сергей З.: «Он играет со мной в конструктор»
- Таисия А.: «Я боюсь, что Вероника не будет со мной дружить из-за того, что я не поделюсь с ней конфеткой»
Исследование показало, что уровень у детей развития гуманных чувств достаточно высокий, т.к. преобладают благоприятные категории 1 и 2.
Важным показателем сформированности уровня развития гуманных чувств является «индекс изолированности», то есть процент членов группы, оказавшихся в 3 статусной категории - индекс равен 1 % и индекс 4 статусной категории - 0%.
С целью выявления уровня сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста мы также провели методики «Сделай выбор» (приложение 2) и «Маски» (приложение 3).
Методика «Сделай выбор» представляла собой ряд серий, позволяющих изучить проявление отзывчивости к другому человеку (сверстнику).
Первая серия: «Сделай выбор» (индивидуальная работа). Ребенку предлагалось закрасить рисунок, сделав выбор:
Ситуации:
Затем дети, нуждающиеся в помощи и тот, «кто справился с рисунком», уходили в другую комнату. Экспериментатор объяснял ребенку, что они «вышли за карандашами» и исследуемый должен был сделать свой выбор.
Вторая серия: «Вербальный выбор» (цель: проявить отзывчивость): Ребенка ставили в условия выбора с помощью рассказа, в котором фигурировали двое детей. У одного из них работа (постройка из песка) шла успешно, а у другого - нет. Испытуемый ребенок должен был сделать выбор.
Третья серия: «Зрительный выбор» (цель: проявить отзывчивость): Ребенку (испытуемому) предлагали картинки с изображением ситуаций (для разрешения - выбора ситуации):
Методика «Маски» проводилась в форме игры. Каждому ребенку раздавали набор из 4-х, нарисованных на бумаге, масок и «по секрету» от остальных просили выбрать себе:
а) маску, которая соответствует твоему лицу, когда он смотрит на ребят своей группы;
б) маску, которая показывает, как на тебя чаще смотрят ребята.
Результаты проведенных методик таковы: методика «Сделай выбор»: с низким уровнем сформированности оказались в I серии - 11 детей, во 2-й -10 детей, в 3-й - 10 детей; со средним уровнем: в I серии - 6 детей, во 2-й серии - 7 детей, в 3-й — 5 детей; с высоким уровнем: в I серии - 3 ребенка, во 2-й серии - 3 ребенка, в 3-й серии - 2 ребенка.
Результаты проведения методики «Маски» показали уровни сформированности у детей отзывчивых отношений: у 2 детей присутствует маска «злость», у 1 - «гнев», у 4-х - «грусть», у 13 - «радость».
В ходе проведения бесед с воспитателями и детьми нами были поставлены следующие вопросы:
а) в беседе с воспитателями: «Оказывает ли ребенок вашей группы помощь сверстникам?», «Проявляет ли ребенок старшего дошкольного возраста сочувствие во взаимоотношениях с другими детьми?»;
б) в беседе с детьми: «Если ты узнаешь, знакомому тебе сверстнику плохо, - окажешь ли ты ему помощь?», «Если твоему знакомому сверстнику плохо, сможешь ли ты оказать ему сочувствие?».
Из проведенных бесед нами было обнаружено, что у большинства детей (70%) уровень сформированности гуманных отношений к сверстнику - средний и низкий.
Таким образом, после проведения ряда исследований нами сделан вывод о том, что отзывчивые отношения между детьми старшего дошкольного возраста находятся на среднем и низком уровне, однако преобладает средний уровень. Полученные результаты констатирующего эксперимента мы занесли в таблицу 1.
Таблица 1 - Уровни сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста к концу констатирующего эксперимента
Уровни
|
Экспериментальная группа
|
Контрольная группа | ||
Абсолютное число |
Относительное число |
Абсолютное число |
Относительное число | |
Высокий |
4 |
2 |
||
Средний |
6 |
7 |
||
Низкий |
9 |
11 |
Результаты констатирующего эксперимента показали преобладание у детей старшего дошкольного возраста среднего и низкого уровня отзывчивых отношений, что обусловливает необходимость формирующего эксперимента путем реализации определенных нами педагогических условий.
Таблица 4 - Общий уровень сформированности любознательности у детей старшего дошкольного возраста
Список детей |
Методика «Секрет» |
Методика «Сделай выбор» |
Методика «Маски» |
Общий уровень сформирован- ности |
Абрамова Таисия |
+ |
= |
+ |
Высокий |
Бозгалев Кирилл |
= |
= |
= |
Средний |
Борисова Вероника |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Зайчикова Даша |
= |
+ |
= |
Средний |
Заикин Никита |
_ |
= |
- |
Низкий |
Кунева Маша |
= |
+ |
+ |
Высокий |
Кузьмина Даша |
- |
= |
= |
Средний |
Кемайкин Сергей |
= |
+ |
+ |
Высокий |
Колмагорова Лиза |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Лисенкова Кристина |
- |
= |
- |
Низкий |
Осипова София |
= |
+ |
+ |
Высокий |
Сайдяшев Артур |
= |
= |
+ |
Средний |
Суворова Вера |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Сяткина Катя |
= |
+ |
= |
Средний |
Сёмина Саша |
= |
= |
= |
Средний |
Тенькина Аня |
+ |
= |
+ |
Высокий |
Терентьев Назар |
- |
- |
= |
Низкий |
Честнов Максим |
= |
+ |
- |
Средний |
Чураков Артур |
+ |
+ |
+ |
Высокий |
Юнязов Сергей |
= |
= |
= |
Средний |