Теория детской игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 11:48, реферат

Описание работы

Термин «игра» в нашем языке употребляется в совершенно различных значениях: игра как противоположность трудовой деятельности; как забава, занятие, приносящее удовольствие; как синоним несерьезности, неважности; игра как некое притворство; игра на сцене, т.е. актерская игра; игра на музыкальном инструменте; игра как пренебрежительное отношение к кому-либо, некое манипулирование.

Файлы: 1 файл

Теории игры.docx

— 34.12 Кб (Скачать файл)

Возникновение и развитие игры в онтогенезе

Игровая деятельность возникает в период дошкольного детства, т.е. примерно в возрасте трех лет. Все предшествующее развитие ребенка подготавливает возникновение игровой деятельности. В младенческом возрасте ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное общение с матерью и предметно-манипулятивные действия. В этот период развиваются все сенсорные системы ребенка. Ребенок учится действовать с предметами, сопоставлять сигналы, поступающие от разных анализаторов со своими движениями. В этот период появляется ряд несколько важнейших новообразований, имеющих значение не только для сюжетно- ролевой игры, но и для всей последующей жизни ребенка: это первый шаг и первое слово. В возрасте 1 года происходит кризис, о время которого происходит физическое отделение от матери, ребенок теперь сам может исследовать мир. Наступает период раннего возраста, который длится с года до трех лет. В раннем возрасте ведущей является орудийно-предметная деятельность. Овладение специфически человеческими способами действования с предметами также имеет большое значение для последующего возникновения и развития сюжетно-ролевой игры.

 

 

Исторически сложившиеся, общественно закрепленные способы действия с предметами становятся доступными ребенку благодаря совместной деятельности со взрослым, т.к. именно взрослый является носителем этих способов. В результате наблюдений за детьми было установлено, что сначала ребенок улавливает смысл действия с предметом, и лишь затем усваивает операционально-техническую сторону действия. Уже в раннем возрасте возникают зачатки игровой ситуации. Ребенок начинает использовать перенос действий с одного предмета на другой, однако, этот перенос несколько отличается от того, который имеет место в сюжетно-ролевой игре. Ребенок уже выполняет действия, которые выполняет взрослый, но он не называет себя именем взрослого. Здесь еще не возникли главные моменты игры, а именно, игровая роль и мнимая ситуация.

 

 

Л.С. Выготский связывал возникновение игры с возникновением большого количества новых желаний и тенденцией к их немедленной реализации, которая не может быть осуществлена. В результате этого противоречия возникает необходимость возникновения сюжетно- ролевой игры.

Структура игры

В отечественной психологии есть 2 взгляда на основной структурный компонент игры: Л.С. Выготский, считает, что это- мнимая ситуация, а Д.Б. Эльконин выделяет как основную единицу игры роль. Все остальные компоненты игры зависят от нее и как бы «подчиняются» ей. Игровые действия представляют собой действия со смыслами, они лишены операционально- технической стороны и носят изобразительный, схематичный характер. В игре происходит перенос значений с одного предмета на другой, т.е. игра имеет свою символику. Однако, существующее мнение, что в игре все может стать всем, ошибочно. Замещающий предмет должен давать возможность воспроизвести хотя бы общий рисунок действия, например, палочка или стул могут изображать лошадь, т.к. дают возможность изобразить верховую езду, в то время как открытка для такой цели не подходит. Также для игры нужен товарищ. Смысл человеческих действий возникает из отношения к другому человеку. Величайшее гуманистическое значение игры, по мнению Д.Б.Эльконина, в том, что в игре в процессе взаимодействия между играющими происходит рождение смыслов человеческих действий. Еще один важный компонент в структуре игры- правила. Подчиняясь правилам, ребенок ограничивает свою свободу, отказывается от того, что ему хочется. Но с другой стороны, подчинение правилами есть путь к максимальному удовольствию. В игре ребенок плачет, как пациент и радуется, как играющий. Таким образом, правило, ставшее аффектом,- существенный признак игры.

Д.Б. Эльконин выделял в игре два основных структурных компонента: сюжет и содержание игры.

 

 

Смирнова и Рябкова в статье «Игра как феномен сознания» предлагают более развернутую структуру ролевой игры. Они включают туда несколько компонентов, каждый из которых представлен в двух планах: реальном и идеальном: предметный план (игрушки и предметы- заместители), пространство и время игры, взаимодействие с партнерами, позиция ребенка в игре. В своей статье они выделют три вида сюжетных игр: ролевая, режиссерская и реальная. В ролевой игре ребенок принимает на себя роль и действует от ее имени. Ребенок при этом одновременно находится в двух позициях- реальной и изображаемой. В режиссерской игре ребенок сам не принимает на себя роли, а действует от имени игрушек и выстраивает между ними отношения. В событийной игре ребенок участвует с позиции «реального Я». Общим для всех видов игры является наличие мнимой ситуации.

Значение игры

В процессе исторического развития общества с тех пор, как возникла сюжетно-ролевая игра, она использовалась как одно из важнейших средств воспитания. Д.Б. Эльконин предлагает не рассматривать дидактическое значение игры, т.е. влияние игры на получение новых знаний или навыков. Если игра проводится с такой целью, как правило, теряется ее специфика, воспроизведение отношений между людьми отходит на второй план. Игра не является упражнением, в ней ребенок не научается пользоваться реальными орудиями труда взрослых. Значение игры рассматривается с точки зрения влияния на развитие психики ребенка. Во-первых, происходят изменения в мотивационно - потребностной сфере ребенка. Если в раннем возрасте центром его мира был предмет, то теперь акцент смещается на взрослого, его действия с этими предметами, смыслы этих действий, взаимоотношения с другими людьми. Возникает новый мотив- действовать, как взрослый, стать взрослым. Также в игре происходит преодоление познавательного эгоцентризма, который заключается в невозможности встать на точку зрения другого. В игре происходит смена позиции ребенком вследствие взятия на себя какой-то роли, также игра требует особого отношения к партнеру, также взявшему на себя роль и к предмету в соответствии с тем значением, которое придается ему в игре. Именно благодаря этому и происходит процесс децентрации. Еще одно важное значение игры - ее роль в развитии умственных действий. В советской психологии считается, что мышление в своем развитии проходит три этапа: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. В игре происходит отрыв действия от пердмета, операции носят сокращенный и обобщенный характер, благодаря этому возникают предпосылки для перехода умственных операций на более высокий уровень, а именно, уровень умственных действий с опорой на речь. Благодаря наличию в игре мнимой ситуации и игровых правил, игра имеет огромное значение для формирования произвольного поведения.

 

 

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это означает, что в ее рамках дифференцируются все остальные виды деятельности и в рамках которой, возникают основные новообразования возраста.

 

 

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, именно в ней возникают и развиваются основные новообразования данного периода детского развития. В игре ребенок познает мир и самого себя, однако, это не является функциями, специфическими именно для игровой деятельности. Д.Б. Эльконин выделяет несколько особенностей, присущих именно игре. Во-первых, сюжетно-ролевая игра особенно восприимчива к с сфере человеческих отношений и сфере деятельности людей. Играя, ребенок сопоставляет свою деятельность с деятельностью взрослых, сравнивает себя с ними и чувствует, что он все еще ребенок. Именно так возникает новый мотив - пойти в школу и стать взрослым, реально участвовать в деятельности взрослых. Также Эльконин говорит о значении игры для преодоления познавательного эгоцентризма, формирования умственных действий и произвольного поведения. Все эти новообразования делают возможным дельнейшее школьное обучение и подготавливают ребенка к нему.

Представление об игре как феномене сознания Берлянд

Берлянд говорит, что Эльконин в своем понимании игры рассматривает макроструктуру игры. Сам же Берлянд предлагает рассмотреть микроструктуру игры и взять для этого в качестве единицы анализа игровое действие, понятое как изображение. При таком подходе специфику игры можно заметить уже в действиях детей раннего возраста, в отличие от подхода Эльконина, который считает, что в подлинном смысле игрой является только сюжетно-ролевая игра дошкольников, и игровые действия детей младшего возраста служат лишь предпосылкой возникновения собственно игры. Берлянд берет другую единицу анализа, и благодаря этому специфика игры обнаруживается уже в поведении детей раннего возраста. Отличия игровых действий от неигровых следующие: во-первых, нерезультативность, которая связана не с неумением выполнения действий, она входит в изначальный замысел действия. Также эти действия отличаются от неигровых внешне: они могут быть заторможены или выполнены схематично. Внешние отличия игровых действий обусловлены тем, что они являются изображающими, они создают образ действия. Предметная игра отличается от предметного серьезного действия тем, что в игре предмет- само действие, оно- предмет изображения. В действиях детей раннего возраста можно заметить некое «кривляние», например, ребенок, уже научившийся ходить, ходит по-особому. Это и есть, по мнению Берлянда, первая игра. В ней предмет действия сдвигается с самого предмета на действие. «В игре есть возможность владеть своим действием, быть субъектом по отношению к нему. Нарочитость игровых действий по сравнению с серьезными- это проявление активности, субъектности, свободы по отношению к этим действиям». Игровые действия отличаются ощутимостью их построения. Игровые действия не могут автоматизироваться, в отличие от навыков, так как цель игровых действий не в какой-то конечной цели, а в самом процессе действия.

 

 

Выводы

Проблема детской игры поднималась и поднимается многими исследователями области различных наук, в числе которых и психология. Каждый исследователь высказывал свой взгляд на детскую игру, свои критерии игровой деятельности. Однако, все они сходились в том, что игра имеет очень большое значение в жизни ребенка. Мы рассмотрели несколько основных, наиболее значимых теорий игры.

 

 

Первая собственно психологическая теория игры принадлежала К. Гроосу. Это была теория упражнения и самовоспитания. В противоположность ей была выдвинута теория игры Бойтендайка. Принципы, которые он положил в основу своей теории противоположны тем, из которых исходил Гроос. Помимо Грооса и Бойтендайка, рассмотрением игры занимались многие исследователи.

 

 

В рамках психоаналитической теории мы рассмотрели взгляд на игру нескольких представителей этой школы: З.Фрейда, А.Фрейд, Э.Эриксона. З.Фрейд рассматривал игру как форму обхода барьеров, существующих в обществе для изначальных явлений. А.Фрейд в основном говорила о практическом применении игры в качестве замены, хоть и неравноценной, методу свободных ассоциаций во взрослом анализе. Э.Эриксон говорил об игре как диагностическом и терапевтическом средстве, имеющим огромное значение в работе психоаналитика.

 

 

Представления об игре психоаналитиков, в особенности З.Фрейда оказали большое влияние на теорию игры Ж.Пиаже. Это одна из наиболее полных и законченных теорий игры. Пиаже высказывает свои представления об игре в рамках общей концепции развития интеллекта. Особое внимание он уделяет символизму игры. Значение игры в развитии ребенка Пиаже видит в том, что в игре происходит преодоление познавательного эгоцентризма.

 

 

В рамках отечественной психологии проблемами игры занимались Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и их сотрудники. Они рассматривают сюжетно- ролевую игру дошкольников как основную, наиболее развернутую форму игры. Основные характеристики игры в отечественной психологии- игровая роль и мнимая ситуация. Сюжетно- ролевая игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, именно в ней возникают все основные образования этого возраста.

Еще одна теория игры принадлежит И.Е. Берлянд. Она во многом соглашается со взглядом на игру Д.Б. Эльконина, однако, по некоторым пунктам их мнения расходятся. В частности, она берет другую единицу игры, а именно, игровое действие.

 

 

Заключение

Тема детской игры очень обширна. Она включает множество аспектов: возникновение игры, как в процессе исторического, так и в процессе индивидуального развития, понятие игры, структура игры, значение игры. Каждый исследователь, обращавшийся в своих работах к проблеме игры, выдвигал свой взгляд на игру. Поэтому, к настоящему времени существует очень много различных подходов к детской игре. Единого и общепринятого представления о детской игре не существует.

В рамках практической психологии игра широко применяется как диагностический и терапевтический метод. Существует множество направлений игровой терапии, которые с каждым годом набирают все большую популярность.

 

 

Список литературы

 

 

Эльконин Д.Б. Психология игры

Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания

Фрейд. А. Детский психоанализ

Фрейд А. Лекции по детскому психоанализу

Эриксон Э. Детство и общество

Обухова Л.Ф. Возрастная психолония

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка

Смирнова Е.О. Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника

 


Информация о работе Теория детской игры