Теория обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 03:05, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы определяется необходимостью изучения теории и практики обучения (дидактики) как звена системы педагогических наук.
Объектом исследования являются процессы обучения.
Предметом исследования выступают закономерности обучения.

Содержание работы

Введение
Обучение в целостном педагогическом процессе
Обучение как способ организации педагогического процесса
Функции обучения
Методологические основы обучения
Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
Закономерности и принципы обучения
Закономерности обучения
Принципы обучения
Современные дидактические концепции
Характеристики основных концепций развивающего обучения
Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения
Формы и методы обучения
Организационные формы и системы обучения
Виды современных организационных форм обучения
Методы обучения
Дидактические средства
Контроль в процессе обучения

Файлы: 1 файл

контр работа по педагогике.docx

— 57.74 Кб (Скачать файл)

Метод деятельности - это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбирая верный метод, мы уверенно и кратчайшим путем получаем желаемый результат.

В педагогике до настоящего времени нет более  важной категории для развития педагогической теории и образовательной практики, какой является категория "метод обучения".

Методы обучения - это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой - учения (В. И.Андреев). Методы преподавания - это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного типа педагогических (дидактических) задач.

Методы учения - это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа учебных задач.

 

 

Перцептивный подход, при котором за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия, предполагает выделение словесных, наглядных и практических методов обучения, отражающих как деятельность учителя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия) (Е.Я.Голант, Н. М. Верзилин, С. Г. Шаповаленко и др.).

Управленческая концепция имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с таким основанием выделяются методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков (М.А.Данилов, Б.П.Есипов).

Логический подход в качестве основания предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися, которая может быть индуктивной и дедуктивной, отсюда и соответствующие методы обучения (А. Н.Алексюк).

При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).

Кибернетический подход, при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т.А.Ильина, Л. Н.Ланда и др.).

С нашей  точки зрения, более рациональной и обоснованной является классификация  методов обучения, предложенная И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным.   Выделили две группы: репродуктивные (информационо-рецептивные и собственно репродуктивные) и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские).

    1. Дидактические средства

Методы обучения применяются в  единстве с определенными средствами обучения (дидактические средства). Под ними чаще всего понимаются учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. Однако нужно иметь в виду, что "средства обучения" имеют и более широкий смысл. В этом случае это все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Мы остановимся на первом значении.

Дидактическими  средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими  на органы чувств учащихся и облегчающими им непосредственное и косвенное  познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую  и развивающую функции, а также  выступают средством побуждения, учебно-познавательной деятельности учащихся, а также управления и контроля.

    1. Контроль в процессе обучения

Управление  любым процессом предполагает осуществление  контроля, т.е. определенной системы  проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного  протекания процесса обучения, что  вполне объяснимо с психологической  точки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно  теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных результатах.

Контроль  бывает разных видов и форм, а  также может осуществляться с  помощью разнообразных методов. Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя. Наиболее доступным методом контроля является проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся. В связи с тем, что результаты наблюдений за поведением и деятельностью учащихся нелегко удержать в памяти, целесообразно вести специальные записи в дневниках, отражая как общие, так и конкретные факты, касающиеся отдельных учащихся.

Контроль за учебно-познавательной деятельностью. Контроль в процессе обучения - наиболее отработанная процедура как в теоретическом, так и в методическом отношениях. Как относительно самостоятельный этап он выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции.

 Образовательно-развивающее значение проверки знаний, умений и навыков выражается в том, что учащиеся не только получают пользу, выслушивая ответы товарищей, но и сами активно участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент.

 Обучающая роль проверки и в том, что учащиеся слушают дополнительные объяснения или комментарии учителя по поводу плохого ответа ученика или плохо усвоенного ранее изученного материала.

Воспитательная функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинировании и выработке воли.

Регулярный  контроль повышает ответственность  за выполняемую работу не только учащихся, но и учителя, приучает к аккуратности, формирует положительные нравственные качества и коллективистические  отношения. Кроме того, контроль помогает ученику самому разобраться в  своих знаниях и способностях, т.е. способствует формированию самооценки.

 

Теорией и практикой обучения установлены  следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

 

• индивидуальный характер контроля, требующий осуществления  контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;

• систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание  его с другими сторонами учебной  деятельности учащихся;

• разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и  воспитывающей функции, повышение  интереса учащихся к его проведению и результатам;

• всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной  программы, обеспечивать проверку теоретических  знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;

• объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном  изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;

• дифференцированный подход, учитывающий специфические  особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а  также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического  такта, адекватной методики контроля;

• единство требований учителей, осуществляющих контроль, за учебной работой учащихся в данном классе (Н. А. Сорокина).

Соблюдение  указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.

 

Виды контроля и формы его  организации. На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.

 

Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. В V и X классы приходят учащиеся с различным уровнем подготовленности. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен выяснить, кто что умеет и знает. Это поможет ему определить, на чем следует акцентировать внимание учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чем следует только остановиться, поможет индивидуально подойти к каждому ученику.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.

Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям - устным и письменным зачетам.

Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе. По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

 

Методы контроля обучения. В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.

Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного, или уплотненного, контроля. Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Его особенность заключается в том, что к доске для ответа вызывается сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу на классной доске, часть выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе. Достоинства этого метода в том, что он позволяет провести основательную проверку нескольких учащихся за небольшой промежуток времени. Этот вид контроля применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

 

 

 

 

Список литературы

 

Древелов X. и др. Домашние задания: Кн. для учителя: Пер. с нем. - М., 1989.

Дьяченко  В. К. Организационная структура  учебного процесса. - М., 1989.

Коллективная  учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б.Первина. - М., 1985.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики: Пер. с польск. - М., 1986.

Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М., 1987.

Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1985.

Обучение  в малокомплектной сельской школе: 5 - 9 классы: Кн. для учителя / Г.Ф.Суворова и др. - М., 1990.

Педагогический  поиск/Сост. И.Н.Баженова. - М., 1990.

Теоретические основы процесса обучения в советской  школе / Под ред. В. В. Краевского, И.Я.Лернера. - М., 1989.

Чередов И. М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. - М., 1987.

Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. - М., 1999.

Яковлев Н.М., Сохор A.M. Методика и техника урока. - М., 1985.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теория обучения