Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:30, реферат
Теория воспитания - часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы содержания, методики и организации воспитательного процесса.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Первый Московский Государственный Медицинский Университет имени И. М. Сеченова
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра педагогики и медицинской психологии
Предмета: Педагогика.
Теория воспитания
Выполнил:
1 Курс. Л.Ф. 73. Гр
ОНЬЕМАЕЧИ ОНЬИНЬЕ ДЖЕЙН
Преподаватель: Петрова В.Н.
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Введение
Теория воспитания - часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы содержания, методики и организации воспитательного процесса.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.
Уже давно педагогической
аксиомой является положение о том,
что ребенок не только объект воспитания,
но и его субъект. Однако на практике
педагоги редко создают условия
для полноценной реализации указанной
закономерности воспитательного процесса.
Ребенок, конечно, проявляет себя как
субъект воспитательной деятельности,
когда он "относится" к тем
или иным факторам, воздействиям на
него. Мы имеем в виду, что внешне
он может вести себя так, как от
него ожидают педагоги, родители, но
внутренне его отношение к
тому, что и как он делает, может
не совпадать с внешним
1. Цель воспитания
Современная педагогика исходит из понимания процесса воспитания как социального взаимодействия педагога и воспитуемых, их развивающихся отношений.
Таким образом, воспитание -
процесс целенаправленного
Воспитание, как процесс и как система, имеет ряд особенностей:
- целенаправленность;
- многофакторность;
- сложность;
- длительность;
- непрерывность;
- комплексность;
- вариативность и
- двусторонний характер.
Одним из важнейших принципов воспитания в педагогике является учет возрастных особенностей. На нем построены все известные педагогические системы. Возрастная периодизация в современной педагогической теории несколько отличается от периодизации в психологии, поскольку связана с различными типами педагогических систем.
Эффективность воспитательных
воздействий находится в
1) внушаемый, с высокой чувствительностью ко всяким воздействиям;
2) с высокой избирательной чувствительностью;
3) с низким уровнем
восприимчивости к любым
Воспитание как
- наличием разнообразнейших
влияний на ребенка, часто
- наличием у детей определенных, уже сложившихся взглядов, стремлений, привычек, вкусов;
- трудностью изучения
внутреннего состояния
- вариативностью результатов
одного и того же
Цель воспитания - результат, будущее, на достижение которого направлены усилия различных людей и организаций.
Цели подчиняются содержание, организация, формы и методы воспитания.
Выделяются цели общие и индивидуальные. При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных, решаемых воспитанием задач. Задач может быть много: общих и частных, перспективных и ближайших.
В рамках одной воспитательной системы цель воспитания одна. Именно цель и средства ее достижения отделяют одну систему воспитания от другой.
Цель воспитания зависит от ряда объективных причин: закономерностей физиологического развития организма, психического развития, достижений философской и педагогической мысли, уровня общей культуры, идеологии и политики государства. В любом государстве цели воспитания в школе направлены на укрепление существующих общественных отношений.
В настоящее время делается попытка реализовать идею независимости воспитания от идеологии, выведения целей воспитания из общечеловеческих
ценностей и норм жизни. Практически воспитание исключается из образовательных учреждений и перекладывается полностью на семью.
История педагогики - это история зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания и педагогических систем. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.
Таким образом, цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебно-воспитательных учреждений, самих учителей и учащихся.
Воспитание осуществляется в определенных условиях, которые должны учитываться при комплексном подходе к формированию личности. Среди способствующих или противодействующих воспитанию факторов можно выделить сложившийся образ жизни, средства массовой информации, особенности коллектива, нормы взаимоотношений, индивидуальные особенности.
Воспитание как одна из подсистем целостного педагогического процесса подчиняется его общим закономерностям:
- зависимость воспитания от объективных и субъективных факторов общественной среды;
- единство и взаимосвязь воспитания с общим развитием личности:
- признание деятельности
и общения основой и главным
источником формирования
- связь между воспитательным
воздействием, взаимодействием и
активной деятельностью
Итак, воспитание - длительный и противоречивый процесс, результаты которого имеют отдаленный характер. Оно начинается с рождения и продолжается всю жизнь. С определенного возраста воспитание сочетается с самовоспитанием.
2. Понятие о содержании воспитания
Содержание воспитания -
составляют научные факты, понятия,
теории о природе, обществе, человеке,
то есть знания, на которых базируется
общественный опыт, ценности, нормы, идеалы,
а также способности, навыки, умения,
привычки поведения. Иначе говоря, предметом
формирования являются чувства, сознание,
отношения, оценки, поведение школьника.
В настоящее время смена
Под культурой жизненного самоопределения понимается осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умение принимать решения и нести ответственность за действия, умения по самовоспитанию.
Программа формирования базовой
культуры школьника во многом совпадает
с содержанием воспитания в бывшей
советской школе. Это естественно,
поскольку процесс воспитания не
может быть резко перестроен по причинам
теоретическим и
Например, Тезаурус ЮНЕСКО по образованию содержит термины, говорящие о содержании элективных курсов для учеников, которые носят
прежде всего формирующий,
воспитывающий характер. Вот некоторые
термины и курсы: нравственное, трудовое,
религиозное, эстетическое, музыкальное
воспитание, воспитание в духе мира.
Санитарное просвещение, куда входит антинаркоманное
и антиалкогольное воспитание, физическое,
половое воспитание, обучение домоводству
и оказанию первой помощи, обучение
домоводству и технике
В Российских школах в настоящее время имеются курсы "Основы безопасности жизни", "Граждановедение", ориентированные на выработку знаний и норм поведения, необходимых в обществе, в семье, на улице, в быту.
3. Результаты воспитательного процесса
Результаты воспитательного
процесса - достигнутый личностью
или коллективом уровень
Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированное™ различных качеств личности. Данная проблема в педагогике разработана слабо и является дискуссионной.
По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:
1) связанные с проявлением
результатов воспитанности во
внешней форме: суждениях,
2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя: мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.
Содержание воспитания - система знаний, убеждений, умений и навыков, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
В основе современной теории воспитания, которая должна привести к новому качеству личности, лежат следующие идеи:
- реализм целей воспитания;
- совместная деятельность детей и взрослых;
- самоопределение;
- личностная направленность;
- коллективизм.
Содержание воспитания отражает в единстве его общую цель, задачи и направления.
Каждое направление воспитания, как имеющее собственную цель, методы, организацию, реализуется в его результатах.
Основными направлениями в содержании воспитания являются: умственное, нравственное, трудовое, экономическое, экологическое, правовое, политическое, эстетическое, физическое и пр. воспитание.
Результатом воспитательной и учебной работы является сформированное научное мировоззрение. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных и пр. взглядов на мир.
Мировоззрение определяет социальную ориентацию, тип поведения и деятельности. С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение.
Субъективным отражением
объективной действительности, результатом
усвоения коллективного и
Проблема воспитания личности,
способной решать на высоком научном
уровне современные задачи, тесно
связана с развитием
В отечественной педагогике
вопросами умственного
Умственную деятельность активизируют познавательные потребности или мотивы, формируемые у учащихся под влиянием педагогов, средств массовой информации, художественной и научно-популярной литературы. Познавательные мотивы имеют свою градацию и характеризуют личностный
смысл учения, действенность
мотива, самостоятельность
Задачи идейно-нравственного, политического, правового воспитания взаимосвязаны и решаются в комплексе. Идейно-нравственное сознание личности - форма психического отражения человеком действительности, выражающаяся в его представлениях, убеждениях, которые перерастают в принципы. Данными принципами руководствуются люди, принимая решения и выбирая способы поведения.