Тест как основной инструмент психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 10:06, реферат

Описание работы

Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях чело¬веческой психики. Современная психологическая диагнос¬тика определяется как психологическая дисциплина, разраба¬тывающая методы выявления и изучения индивидуально-пси¬хологических и индивидуально-психофизиологических особен¬ностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психо¬лога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Содержание работы

1.Введение.
2.Понятие теста, виды текста.
3.Классификация тестов по Розенцвейгу.
4. .Психологический диагноз.
5.Заключение.
6.Литература.

Файлы: 1 файл

Психодиагностика 2011.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)


 

                                      

Реферат

Тест как основной инструмент психодиагностики

 

 

 

 

                                

Содержание:

 

           1.Введение.

2.Понятие теста, виды текста.

           3.Классификация тестов по Розенцвейгу.

           4. .Психологический диагноз.

5.Заключение.

           6.Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Введение

 

Одно из значений термина «диагноз» в переводе с гре­ческого языка — «распознание». Диагностика понимается как распознание чего-либо (например, болезни в медици­не, отклонения от нормы в дефектологии, неисправности в работе какого-либо технического средства и т. д.).

Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях чело­веческой психики. Современная психологическая диагнос­тика определяется как психологическая дисциплина, разраба­тывающая методы выявления и изучения индивидуально-пси­хологических и индивидуально-психофизиологических особен­ностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психо­лога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

Теоретические основы психодиагностики задаются со­ответствующими областями психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская психология и др.). К методическим средствам психодиагностики отно­сятся конкретные приемы изучения индивидуально-пси­хологических особенностей, способы обработки и интер­претации получаемых результатов. Направления теорети­ческой и методической работы в области психодиагности­ки определяются главным образом запросами психологи­ческой практики. В соответствии с этими запросами фор­мируются специфические комплексы средств, соотноси­мые со сферами работы практических психологов (образо­вание, медицина, профотбор и т. д.).

В компетенцию психодиагностики входят конструиро­вание и апробация методик, разработка требований, кото­рым они должны удовлетворять, выработка правил прове­дения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты будут либо соотноситься с опреде­ленной системой отсчета, либо сравниваться между собой.

Таким образом, диагностика предполагает обязательное сопоставление получаемых данных, на основе которого и мо­жет быть сформулировано заключение об отдельном испы­туемом или группе лиц, по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических или индивидуально-пси­хофизиологических особенностей.

 

                                         Тесты

«Тесты (от англ, test — испытание, проверка, проба) — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологи­ческих различий между людьми». Их отличительная особен­ность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный от­вет. В вопросниках, в проективных и психофизиологических методиках правильных ответов не существует.

Индивидуальные и групповые (коллективные) тесты.

Инди­видуальные тесты — это такой вид методик, когда взаимо­действие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преиму­щества: психолог имеет возможность наблюдать за испытуе­мым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слы­шать и фиксировать непредусмотренные инструкцией выс­казывания, что позволяет оценить отношение к обследова­нию, отмечать функциональное состояние испытуемого и др. Кроме того, в зависимости от уровня подготовленности испытуемого можно по ходу эксперимента заменить один тест другим. Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинической психологии — для тестирования лиц с сома­тическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т. д. Необходима она и в тех случаях, когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности. Одна­ко индивидуальные тесты требуют, как правило, много вре­мени на проведение эксперимента и в этом смысле менее экономичны по сравнению с групповыми.

Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек). Посколь­ку инструкции и процедура проведения детально разрабо­таны, экспериментатор должен неукоснительно их выпол­нять. При групповом тестировании особенно строго соблю­дается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов объективизирована и не требует высокой квалификации. Результаты большинства группо­вых тестов могут обрабатываться на ЭВМ.

Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуаль­ные тесты, письменными — групповые. Устные ответы в од­них случаях могут формулироваться испытуемым самосто­ятельно (открытые ответы), в других он должен из несколь­ких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным (закрытые ответы). В письменных тес­тах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Пись­менные ответы также могут носить открытый или закры­тый характер.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные те­сты. Эти тесты различаются по материалу, который исполь­зуется при тестировании. Бланковые тесты (другим широ­ко известным названием является «тесты «карандаш и бу­мага») представлены в виде отдельных бланков или тетра­дей, брошюр, в которых содержится инструкция по при­менению, примеры решения заданий, сами задания и гра­фы для ответов. Для старших подростков предусмотрены формы, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при группо­вом тестировании.

В предметных тестах: материал тестовых задании пред­ставлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов тех­нических устройств и т. п. Наиболее известны кубики Косса. Тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выгот­ского—Сахарова. Предметные тесты чаще проводятся ин­дивидуально.

Аппаратурные тесты — это тип методик, требующий применения специальных технических средств или специ­ального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны при­боры для исследования показателей времени реакции (ре-актометры, рефлексометры), устройства для изучения осо­бенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы в аппаратурных тестах широко используют компьютерные устройства. В большинстве случаев аппаратурные тесты про­водятся индивидуально.

Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тес­тирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испы­туемый вводит в память ЭВМ с клавиатуры. Таким обра­зом, протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистические паке­ты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

Вербальные и невербальные тесты.

Эти тесты различают­ся по характеру стимульного материала. В вербальных тес­тах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительных»- действия, осуще­ствляемые в словесно-логической форме. Задания, состав­ляющие эти методики, апеллируют к памяти, воображе­нию, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специ­альных способностей.

Невербальные тесты — такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т. п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции. Самым известным невербальным те­стом являются прогрессивные матрицы Равена. Невербаль­ные тесты уменьшают влияние языковых различий на ре­зультат испытания. Они также облегчают процедуру тести­рования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низ­ким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбина­торного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специаль­ных способностей, тесты достижений.

    По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы, или направления:

        тесты интеллекта;

        тесты способностей;

        тесты личности;

        тесты достижений            

Интеллект и интеллектуальные тесты

    Неудачные попытки определить сущность интеллекта привели к стремлению понять его через интеллектуальное выполнение. Интеллектуаль­ный тест представляет собой модель того типа проблем, где возможно интеллектуальное выполнение. Поэтому некоторые психологи (А. Бине, Ч. Спирмен, Л. Термен и др.) стали называть интеллектом то, что измеряется интеллектуальными тестами. Коэффициент интеллекту­альности (IQ) стал синонимом интеллекта.  В тесте испытуемым предлагается выполнить некоторое количество задач, требующих установления логико-функциональных отношений между заданными объектами (словами, графическими изображениями и пр.). По сумме выполненных заданий определяется первичный (сырой) балл каждо­го индивида, который затем переводят в стандартную (шкальную) оценку. Это и есть IQ. Стандартный IQ является соотнесением инди­видуального показателя со статистической нормой, полученной на однородной репрезентативной выборке испытуемых. Он отражает ме­сто (точку), которое занимает индивид по своим показателям выпол­нения на оси континуума результатов тестирования группы.

            Классификация тестов по Розенцвейгу

Наиболее интересной и завершенной представляется теория Сола Розенцвейга. В 1934 году Розенцвейг опубликовал «эвристическую» классификацию типов реакций фрустрации, которую он намеревался сделать базой для измерений проекции личности. Более совершенная формулировка теории появилась в 1938 году.

В ситуации фрустрации Розенцвейг рассматривает три уровня психологической защиты организма.

1. Клеточный (иммунологический) уровень, психобиологическая защита основана здесь на действии фагоцитов, антител кожи и т. д. и содержит исключительно защиту организма против инфекционных воздействий.

2. Автономный уровень, называемый также уровнем немедленной необходимости (по типологии Кеннона). Он заключает защиту организма в целом против общих физических агрессий. В психологическом плане этот уровень соответствует страху, страданию, ярости, а на физиологическом – биологическим изменениям типа «стресса».

3. Высший кортикальный уровень (защита «я») заключает в себе защиту личности против психологической агрессии. Это – уровень, включающий главным образом теорию фрустрации.

Это разграничение, конечно, схематично; Розенцвейг подчеркивает, что в широком смысле теория фрустрации покрывает все три уровня и все они взаимно проникают друг в друга. Например, серия психических состояний: страдание, страх, беспокойство, – относясь в принципе к трём уровням, на деле представляют колебания; страдание относится одновременно к уровням 1 и 2, страх – к 2 и 3, только беспокойство – исключительно к уровню 3.

Розенцвейг различает два типа фрустрации:

1. Первичная фрустрация, или лишение. Она образуется в случае, если субъект лишен возможности удовлетворить свою потребность. Пример: голод, вызванный длительным голоданием.

2. Вторичная фрустрация. Она характеризуется наличием препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетворению потребности.         Данное уже определение фрустрации относится главным образом к вторичной, и именно на ней основано большинство экспериментальных исследований. Примером вторичной фрустрации может служить: субъект, голодая, не может поесть, поскольку ему мешает приход посетителя.        Было бы естественно классифицировать реакции фрустрации, следуя природе пресеченных потребностей. Розенцвейг считает, что современное отсутствие классификации потребностей не создает препятствий для изучения фрустрации, препятствует больше отсутствие знаний о самих реакциях фрустрации, что могло бы стать основой классификации.

Рассматривая пресеченные потребности, можно различать два типа реакций:

Информация о работе Тест как основной инструмент психодиагностики