Тестирование - как объективный метод оценивания качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 18:49, реферат

Описание работы

Как известно, отношение общества к системе образования неоднозначно: периоды удовлетворенности сменяются периодами критики, когда поднимаются вопросы качества преподавания, содержания образования, уровня профессионального мастерства имеющихся специалистов и качества их подготовки.
Оценкой качества образования могут быть: академические успехи студентов, результаты государственных экзаменов, достижения учеников и т.д. В результате мы получаем разные оценки одного и того же феномена. Тем не менее, при оценке качества образования необходимо учесть, по крайней мере, три точки зрения. Точку зрения личности, точку зрения государства, точку зрения социума.

Файлы: 1 файл

Реферат Тестирование.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

       Важно, что тестовые технологии коренным образом изменяют роль учителя: от передачи знаний и проведения контроля он должен переходить к сотрудничеству с учащимися в педагогическом процессе и совместному прохождению итогового контроля. В этом случае учитель выступает консультантом и помощником в подготовке к аттестации, соучастником в прохождении внешнего тестирования.

      Учитель из контролера превращается в помощника, а ученик из пассивного потребителя информации превращается в самообучающегося субъекта, так как для учителя и ученика появляются одинаковые цели – успешно пройти итоговую аттестацию (в том числе единый государственный экзамен). Традиционная формула обучения учитель – учебник – ученик заменяется на новую: ученик – учитель – учебник – тестовый контроль – самоподготовка, в центр внимания учителя ставится личность ученика. Именно технологии сотрудничества в обучении и контроле позволяют обеспечить совершенствование всего учебного процесса.

      Сравнение данных независимого тестирования с оценками учителей в большинстве случаев показывает, что сильные учащиеся, как правило, подтверждают свою репутацию, а слабые не справляются с заданиями. Однако количественные показатели тестирования и обычного оценивания чаще всего расходятся, результаты тестирования в большинсте случаев хуже оценок, выставляемых учителями.

      Среди принятых в зарубежной практике образования подходов к оценке качества учебных достижений наиболее перспективным является динамический. Оценка качества учебных достижений при таком подходе строится на выявлении тех изменений в подготовке обучаемых, которые идентифицируются как улучшение знаний и умений. Для этого необходимо прежде всего систематически отслеживать изменения в подготовке обучающихся. Реализация такого подхода невозможна без осуществления эффективного мониторинга учебных достижений. При этом глубинный смысл тестового контроля заключается не в одноразовых процедурах тестирования и получении индивидуальной оценки обучающимся, а в создании целостной системы обучения, развития и контроля, мониторинга и анализа качества образования, основанных на объективных результатах независимого контроля.

      Важным является и тот факт, что именно тестовый контроль, проводимый независимо от тех, кто обучает школьников, рассматривается как научно обоснованная система внешних контрольно–оценочных процедур, обеспечивающих объективность результатов, выявление, измерение и оценку основных характеристик как обучающихся, так и факторов, обеспечивающих образовательный процесс.

      Одним из положительных моментов использования тестового контроля является снятие конфликтных ситуаций в школе в результате устранения причин для неудовлетворенности оценочным процессом. Учащиеся с завышенной самооценкой, получая по результатам тестирования балл ниже ожидаемого (в одинаковых для всех тестируемых условиях), убеждаются в своей недостаточной подготовке, а учителя с субъективным отношением к ученику обнаруживают неточности в оценивании; независимое массовое тестирование разрешает конфликтные ситуации в обоих направлениях. То же самое можно сказать и о конфликтах учитель – родитель, учитель – администратор и администратор—управленец. Таким образом, при тестировании меняются не только средства и методы контроля, меняется весь процесс аттестации, в том числе и психологическая ситуация, меняются мотивация, готовность к деятельности и появляется индивидуально–личностный подход.

       Периодически проводимое в течение учебного года независимое тестирование является наиболее эффективным, экономичным и информативным способом и инструментом, позволяющим одновременно решать ряд задач:

• позволяет учащимся проверить  свои знания по широкому спектру вопросов и освоить технологии итоговой аттестации методами независимого тестирования или  ЕГЭ;

• обеспечивает всем школьникам равные условия при контроле учебных достижений;

• исключает субъективизм в оценивании результатов;

• ставит учителя в позицию не контролера, а соучастника проверки;

• помогает учителю совершенствовать свои квалиметрические действия;

• облегчает труд учителя; предоставляет объективную статистически и графически оформленную образовательную информацию для составления отчетной документации;

• обеспечивает сопоставимость результатов  нескольких классов или образовательных  учреждений;

• органам управления образованием предоставляет объективную интегральную картину состояния образовательных  систем.

Заключение.

      Тестирование в настоящее время становится органической частью современного образовательного процесса, важнейшим средством установления обратной связи, благодаря которому обучение в полном смысле слова превращается в дифференцированный, личностно ориентированный процесс, обеспечивающий индивидуальный темп обучения, устранение субъективизма и авторитаризма в оценке уровня учебных достижений учащихся, средством объективизации экспертизы качества образовательного процесса и его индивидуализации.

Периодически проводимое в течение  учебного года независимое тестирование является наиболее эффективным, экономичным  и информативным способом и инструментом, позволяющим одновременно решать ряд задач:

• позволяет учащимся проверить  свои знания по широкому спектру вопросов и освоить технологии итоговой аттестации методами независимого тестирования или  ЕГЭ;

• обеспечивает всем школьникам равные условия при контроле учебных достижений;

• исключает субъективизм в оценивании результатов;

• ставит учителя в позицию не контролера, а соучастника проверки;

• помогает учителю совершенствовать свои квалиметрические действия;

• облегчает труд учителя; предоставляет объективную статистически и графически оформленную образовательную информацию для составления отчетной документации;

• обеспечивает сопоставимость результатов  нескольких классов или образовательных  учреждений;

• органам управления образованием предоставляет объективную интегральную картину состояния образовательных систем.

        В том случае, если тесты сопровождаются соответствующими системными средствами инструментального обеспечения процесса контроля, они превращаются в эффективное средство формирования практических навыков самоконтроля и самокоррекции у учеников и закладывают основу эффективной организации внут–ришкольной контрольно–оценочной системы.

       Системное проведение различных видов тестирования расширяет возможности практической реализации методов личностно ориентированного обучения, основанного на дифференциации уровней подготовленности школьников и информационной доступности результатов тестирования, в том числе и среднестатистических, сравнение с которыми обеспечивает условия самоанализа и самооценки, в результате чего у школьников складывается ценностно–смысловое отношение к полученному знанию, осуществляется интерпретация информации на индивидуально–личностном уровне, формируются общеучебные компетенции и развиваются способности универсально использовать и применять полученные знания и навыки

       Пока новые формы, методы и технологии массового тестирования только начинают входить в структуру сложившегося традиционного контроля знаний учащихся. Как часто, по каким объемам материала, на каких этапах, какими методами и видами тестирования следует пользоваться школе для оптимального контроля знаний учащихся и определения рейтингового места обучающегося и общеобразовательного учреждения в системе образования определяется той пользой, которую получат:

• обучающиеся – стимулирование интереса к учебе, обеспечение условий  для самоподготовки, самоконтроля и  самоаттестации;

• учителя – корректировка  образовательного процесса и совершенствование  собственных квалиметрических навыков  при оценивании знаний школьников;

• руководители общеобразовательных  учреждений и органов управления образованием – принятие объективных  управленческих решений;

• родители, получающие информацию об учебных достижениях своих  детей и определяющие пути их дальнейшего развития.

 

      Общий подход: тестирование должно задавать единый стандарт требований к подготовке школьников на всем образовательном пространстве школы, конкретной территории, региона и страны.


Информация о работе Тестирование - как объективный метод оценивания качества образования