Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 18:49, реферат
Как известно, отношение общества к системе образования неоднозначно: периоды удовлетворенности сменяются периодами критики, когда поднимаются вопросы качества преподавания, содержания образования, уровня профессионального мастерства имеющихся специалистов и качества их подготовки.
Оценкой качества образования могут быть: академические успехи студентов, результаты государственных экзаменов, достижения учеников и т.д. В результате мы получаем разные оценки одного и того же феномена. Тем не менее, при оценке качества образования необходимо учесть, по крайней мере, три точки зрения. Точку зрения личности, точку зрения государства, точку зрения социума.
Важно, что тестовые технологии коренным образом изменяют роль учителя: от передачи знаний и проведения контроля он должен переходить к сотрудничеству с учащимися в педагогическом процессе и совместному прохождению итогового контроля. В этом случае учитель выступает консультантом и помощником в подготовке к аттестации, соучастником в прохождении внешнего тестирования.
Учитель из контролера превращается в помощника, а ученик из пассивного потребителя информации превращается в самообучающегося субъекта, так как для учителя и ученика появляются одинаковые цели – успешно пройти итоговую аттестацию (в том числе единый государственный экзамен). Традиционная формула обучения учитель – учебник – ученик заменяется на новую: ученик – учитель – учебник – тестовый контроль – самоподготовка, в центр внимания учителя ставится личность ученика. Именно технологии сотрудничества в обучении и контроле позволяют обеспечить совершенствование всего учебного процесса.
Сравнение данных независимого тестирования с оценками учителей в большинстве случаев показывает, что сильные учащиеся, как правило, подтверждают свою репутацию, а слабые не справляются с заданиями. Однако количественные показатели тестирования и обычного оценивания чаще всего расходятся, результаты тестирования в большинсте случаев хуже оценок, выставляемых учителями.
Среди принятых в зарубежной практике образования подходов к оценке качества учебных достижений наиболее перспективным является динамический. Оценка качества учебных достижений при таком подходе строится на выявлении тех изменений в подготовке обучаемых, которые идентифицируются как улучшение знаний и умений. Для этого необходимо прежде всего систематически отслеживать изменения в подготовке обучающихся. Реализация такого подхода невозможна без осуществления эффективного мониторинга учебных достижений. При этом глубинный смысл тестового контроля заключается не в одноразовых процедурах тестирования и получении индивидуальной оценки обучающимся, а в создании целостной системы обучения, развития и контроля, мониторинга и анализа качества образования, основанных на объективных результатах независимого контроля.
Важным является и тот факт, что именно тестовый контроль, проводимый независимо от тех, кто обучает школьников, рассматривается как научно обоснованная система внешних контрольно–оценочных процедур, обеспечивающих объективность результатов, выявление, измерение и оценку основных характеристик как обучающихся, так и факторов, обеспечивающих образовательный процесс.
Одним из положительных моментов использования тестового контроля является снятие конфликтных ситуаций в школе в результате устранения причин для неудовлетворенности оценочным процессом. Учащиеся с завышенной самооценкой, получая по результатам тестирования балл ниже ожидаемого (в одинаковых для всех тестируемых условиях), убеждаются в своей недостаточной подготовке, а учителя с субъективным отношением к ученику обнаруживают неточности в оценивании; независимое массовое тестирование разрешает конфликтные ситуации в обоих направлениях. То же самое можно сказать и о конфликтах учитель – родитель, учитель – администратор и администратор—управленец. Таким образом, при тестировании меняются не только средства и методы контроля, меняется весь процесс аттестации, в том числе и психологическая ситуация, меняются мотивация, готовность к деятельности и появляется индивидуально–личностный подход.
Периодически проводимое в течение учебного года независимое тестирование является наиболее эффективным, экономичным и информативным способом и инструментом, позволяющим одновременно решать ряд задач:
• позволяет учащимся проверить свои знания по широкому спектру вопросов и освоить технологии итоговой аттестации методами независимого тестирования или ЕГЭ;
• обеспечивает всем школьникам равные условия при контроле учебных достижений;
• исключает субъективизм в оценивании результатов;
• ставит учителя в позицию не контролера, а соучастника проверки;
• помогает учителю совершенствовать свои квалиметрические действия;
• облегчает труд учителя; предоставляет объективную статистически и графически оформленную образовательную информацию для составления отчетной документации;
• обеспечивает сопоставимость результатов нескольких классов или образовательных учреждений;
• органам управления образованием
предоставляет объективную
Тестирование в настоящее время становится органической частью современного образовательного процесса, важнейшим средством установления обратной связи, благодаря которому обучение в полном смысле слова превращается в дифференцированный, личностно ориентированный процесс, обеспечивающий индивидуальный темп обучения, устранение субъективизма и авторитаризма в оценке уровня учебных достижений учащихся, средством объективизации экспертизы качества образовательного процесса и его индивидуализации.
Периодически проводимое в течение учебного года независимое тестирование является наиболее эффективным, экономичным и информативным способом и инструментом, позволяющим одновременно решать ряд задач:
• позволяет учащимся проверить свои знания по широкому спектру вопросов и освоить технологии итоговой аттестации методами независимого тестирования или ЕГЭ;
• обеспечивает всем школьникам равные условия при контроле учебных достижений;
• исключает субъективизм в оценивании результатов;
• ставит учителя в позицию не контролера, а соучастника проверки;
• помогает учителю совершенствовать свои квалиметрические действия;
• облегчает труд учителя; предоставляет объективную статистически и графически оформленную образовательную информацию для составления отчетной документации;
• обеспечивает сопоставимость результатов нескольких классов или образовательных учреждений;
• органам управления образованием предоставляет объективную интегральную картину состояния образовательных систем.
Пока новые формы, методы и технологии массового тестирования только начинают входить в структуру сложившегося традиционного контроля знаний учащихся. Как часто, по каким объемам материала, на каких этапах, какими методами и видами тестирования следует пользоваться школе для оптимального контроля знаний учащихся и определения рейтингового места обучающегося и общеобразовательного учреждения в системе образования определяется той пользой, которую получат:
• обучающиеся – стимулирование интереса к учебе, обеспечение условий для самоподготовки, самоконтроля и самоаттестации;
• учителя – корректировка образовательного процесса и совершенствование собственных квалиметрических навыков при оценивании знаний школьников;
• руководители общеобразовательных учреждений и органов управления образованием – принятие объективных управленческих решений;
• родители, получающие информацию об учебных достижениях своих детей и определяющие пути их дальнейшего развития.
Общий подход: тестирование должно задавать единый стандарт требований к подготовке школьников на всем образовательном пространстве школы, конкретной территории, региона и страны.
Информация о работе Тестирование - как объективный метод оценивания качества образования