Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 19:01, реферат
В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.
Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республике пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы к республиканской.
РЕФЕРАТ
по курсу «Теория государства и права»
по теме: Типология государств
1. Исторические типы государства
В процессе исторического развития
формы правления различных
Рабовладельческая государственность
существовала в форме монархий и
республик. Причем их развитие и совершенствование
шло неоднозначно. Так, в Риме на
смену рабовладельческой
Среди монархий значительное распространение
получили восточные деспотии, которые,
будучи прообразом неограниченной монархии,
представляли собой такую форму
правления, при которой вся полнота
власти принадлежала наследственному
монарху, деспоту, единолично управляющему
страной при опоре на сильный
военно-бюрократический
Особо следует сказать и об империях,
которые явились такой сложной
формой государственного устройства,
которая создавалась
Республиканская форма правления существовала в виде аристократической и демократической республик.
В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов государственной власти. Таковыми были Спарта и Римская республика У–П вв. до н.э. В Риме вся реальная власть была сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.
В демократической республике к формированию высших органов осударственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах У–1У вв. до н.э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы осударственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции.
При феодализме также существовали
монархические и
Раннефеодальная монархия создавалась
в процессе завоевания и передела
территорий, формирования крупных земельных
собственников. В результате разрушительных
войн, при опоре на народное ополчение,
сердцевину которого составляла господствующая
этническая Группа (монголы у Чингисхана),
монархами создавались огромные
раннефеодальные империи с
Монархия периода феодальной раздробленности завершала процесс феодализации земель и населения. В этих условиях некоторые крупные земельные собственники приобретали значительное экономическое, политическое и военное влияние. Поэтому монарх вынужден был довольствоваться положением «первого среди равных». Его власть г отношении крупных феодалов носила номинальный, иллюзорный характер.
Развитие товарно-денежных отношений, консолидация средних и мелких земельных собственников, а затем и горожан в борьбе против феодальной раздробленности привели к созданию единой, централизо-ипнной сословно-представительной монархии, в которой формально полновластный монарх осуществлял управление, опираясь на собрание представителей господствующих сословий (Земской собор в России, Генеральные штаты во Франции).
Укрепление экономически и политически независимой центральой власти, создание единого, иерархически построенного государственного аппарата, сильной армии, подчиненной монарху, привели к формированию абсолютной монархии, основным признаком которой являлось отсутствие каких-либо органов, ограничивающих царскую власть.
Республики при феодализме носили городской характер. Они создавались по мере роста могущества и независимости некоторых крупных городов, устанавливающих господство не только над прилегающей сельской территорией, но и над некоторыми мелкими городами, а порой и колониями (Новгород, Псков, Венеция, Генуя, Флоренция).
Развитие буржуазной государственности
шло на основе провозглашения демократических
прав и свобод, разделения властей (на
законодательную, исполнительную, судебную),
при котором законодательная
власть осуществлялась органом народного
представительства (парламентом) при
опоре на широкое местное
Монархия как форма
Республика стала наиболее распространенной
формой государственности. Она представлена
двумя ее основными разновидностями
– парламентской и
2. Типология государств по их отношению к церкви
Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:
а) наличие государственной
б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.
Статус государственной церкви
предполагает, кроме привилегий, тесное
сотрудничество государства и церкви
в разных областях общественной жизни.
В дореволюционной России такой
статус принадлежал Русской
Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:
1. За церковью признается право собственности на широкий круг объектов – землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.
2. Церковь получает от
3. Церковь наделяется рядом
4. Имеет право участвовать в
политической жизни, в
5. Обладает широкими
Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) характерно следующее:
1. Государство регулирует
2. Государство не оказывает
3. Церковь не выполняет
4. Отношения между государством
и церковью строятся на основе
юридически закрепленного
Нормальное состояние
Статья 14 Конституции современной России гласит: «1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
На основе этих положений Конституции
государственно-
Теократическая модель общественно-политического устройства предполагает:
1. Признание верховного божества,
передающего полномочия
2. Вселенское государство
3. Примат государства над
4. Примат религии над правом:
регламентация основных сторон
жизни общества производится
не правом, а системой религиозных
норм, которая обеспечивается силой
теократического государства.
5. В теократически
6. Жесткую иерархию и
7. Отсутствие разделения властей
и системы сдержек и
8. Деспотические и
9. Религиозное начало, которое исключает
идеалы свободы и прав
10. Особое положение женщины,
которое, в частности,
11. Неправовые (внеправовые) способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и т. д.
12. Запрет на создание
Таким образом,
теократические тенденции в организации
общества и государства следует
в основном оценивать негативно.
Положительные результаты сотрудничество
государства и церкви дает лишь на
основе принципа свободы совести, светской
организации государственной
3. Государство полицейского типа
Государство полицейского типа –
тоталитарное государство. Если тоталитаризм
характеризовать как
Вместе с тем политологи отмечают, что тоталитаризм – это не просто политический режим как характеристика власти, а практически способ организации общества. И в этом смысле тоталитаризм – это политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии.
Тоталитаризм как способ организации общественной жизни и политический режим характеризуют следующие моменты:
монизм (отсутствие плюрализма) во всех сферах общественной и государственной жизни: тоталитарная политическая система основана на монизме власти;
претензия тоталитарной системы на монопольное обладание истиной;
коллективистско-
идеологизацця всей общественной жизни, введение на государственном уровне единой для всех идеологии;
крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, запрет всяких других идеологий, демагогия и догматизм
монополия на информацию;
полный контроль над средствами массовой информации;
полное устранение гражданского общества, всякой частной жизни;
распространение на все сферы жизни уравнительного принципа, подавление человеческой индивидуальности;
систематический массовый террор против своего населения;
прикрытие, маскировка атрибутами правовой формы: конституцией, писаным законом, законностью, правосудием;
отсутствие публично-властной суверенности государства, поглощение государственного аппарата партийным;
вся полнота власти принадлежит аппарату одной «партии», которая на самом деле представляет собой систему тоталитарной бюрократии, осуществляющую свое господство и контролирующую всю общественно-политическую систему;