Традиционное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 16:22, контрольная работа

Описание работы

Характерной чертой традиционного обучения является его обращенность в прошлое, к тем кладовым социального опыта, где хранятся знания, организованные в специфическом виде учебной информации. Отсюда ориентация обучения на запоминание материала. При этом предполагается, что в результате обучения как сугубо индивидуализированного процесса присвоения информации последняя приобретает статус знания. Информация, знаковая система выступает при этом началом и концом активности школьника, а будущее представляется лишь в виде абстрактной перспективы применения знаний.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие педагогические технологии……………………………………………4
Дидактические технологии……………………………………………………….7
Взаимосвязь теории, методики и технологии в образовательном процессе….8
Сравнительная характеристика методики и технологии в образовательном процессе……………………………………………………………………………9
Структурные элементы педагогической технологии, ее основные свойства…………………………………………………………………………..10
Классификация педагогических технологий…………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литература……………………………………………15

Файлы: 1 файл

Традиционное обучение.docx

— 35.51 Кб (Скачать файл)

 

 

Структурные элементы педагогической технологии, ее основные свойства

Структура педагогической технологии (по Г.К. Селевко):

I. Концептуальные основы – теоретические идеи, составляющие основу технологии.

II. Содержательная часть:

- цели обучения (общие и конкретные);

- содержание учебного материала.

III. Процессуальная часть:

- организация учебного процесса;

- методы и формы работы учителя;

- методы и формы деятельности  учащихся;

- деятельность учителя по управлению  процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса.

По В.П. Беспалько:

1. Диагностика обученности детей;

2. Целеполагание – цель ставится диагностично (очень точно); детальное писание прогнозируемого результата и критериеа его оценки;

3. Проектирование дидактического  взаимодействия – мысленное представление  и фиксирование на бумаге его  хода и деталей.

4. Организация взаимодействия.

5. Анализ его результативности.

6. Коррекция процесса и результатов  дидактического взаимодействия  – деятельность по устранению  пробелов в обученности школьников; внесение изменений в проект. 

Критерии технологичности:

1. Концептуальность – опора  на определенную научную концепцию (философское, психологическое, дидактическое  и социально-педагогическое достижение  образовательных целей).

2. Системность – целостность, логика  процесса, взаимосвязь всех частей.

3. Управляемость – возможность  целеполагания, планирования, проектирования, диагностики с целью коррекции результатов.

4. Эффективность – гарантированность  достижения образовательного стандарта, оптимальность по затратам и  эффективность по результатам.

5. Воспроизводимость – возможность применения др. субъектами, в других образовательных учреждениях.

Источники педагогических технологий:

- социальные преобразования и  новое педагогическое мышление;

- наука;

- передовой педагогический опыт;

- опыт прошлого;

- народная педагогика.

 

Классификация педагогических технологий

Существуют различные классификации технологий. Например, М.В. Кларин на основе анализа инновационных моделей обучения в зарубежной педагогической практике выделяет четыре модели учебно-воспитательного процесса:

 

 - обучение как усвоение заданных образцов;

-  обучение как дискуссия;  обучение как игра;  

- обучение как исследование.

Этим моделям соответствуют технологии: полного усвоения, коммуникативные, игровые и исследовательские.

Г.К. Селевко выделил классы педагогических технологий, которые имеют различную концептуальную основу:  

- личностную ориентацию педагогического процесса;  

- активизацию и интенсификацию деятельности учащихся;  

- эффективное управление и организацию учебного процесса;         - дидактическое совершенствование и реконструирование материала;

а также следующие виды технологий:  

    - технологии современного традиционного обучения;  

    - частнопредметные;  

    - альтернативные;  

    - природосообразные;  

    - развивающего обучения;  

    - авторских школ.

В современной образовательной практике выделяются две ведущие тенденции модернизации педагогического процесса:

1) реализация технологического  подхода к его проектированию  и осуществлению;

2) гуманизация отношений учителя и учащихся (преподавателя и студентов или слушателей). В соответствии с этим Д.Г. Левитес предложил различать предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии. Предметно-ориентированные технологии еще называют знаниевыми или обучения, а личностно-ориентированные – способностными, развивающими, гуманитарными. Можно назвать несколько оснований для такого разделения:

а) по ведущей деятельности на уроке – преподавание или познание,

 б) по содержанию образования  – знания, умения и навыки или, помимо них, еще и опыт мышления  и деятельности,

в) по «продуктам» применения технологий – человек, умеющий работать по готовым нормам, в стандартных ситуациях или способный к успешной деятельности в нетипичных ситуациях, в условиях быстрых перемен и множественных вариантов для ответственного выбора и т.д. Вполне очевидно, что в каждой из технологий заключен как знаниевый, так и развивающий потенциалы. Если рассматривать понятие «технология» как деятельностную категорию, как инструментарий упорядочения и повышения эффективности деятельности педагога, а саму педагогическую деятельность определять как целостную, полифункциональную, полиструктурную, которая в динамике представляется как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система, то целесообразнее всего вести речь не о педагогических (образовательных) технологиях или технологиях обучения, а о более широком понятии – технологиях профессиональной деятельности педагога.

В связи с этим выделяются 3 основания, по которым можно классифицировать технологии педагогической деятельности:  

- по основанию реализации базовых процессов образования;  

- по основанию управления деятельностью;  

- по основанию профессиональных функций педагога.

Тогда педагогические (образовательные) технологии – это технологии профессиональной деятельности педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации проекта педагогического процесса как системы, необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.

Функция технологии - в переносе опыта, использовании его другими, поэтому она изначально должна лишаться личностного оттенка ее разработчика. Состав технологии - не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату, что возможно при опоре на объективные устойчивые связи сторон педагогического процесса. Чтобы сделать возможным перенос опыта, шаги деятельности педагога и обучаемого должны быть прописаны не только конкретно-предметно, но и абстрагировано, в обобщенном виде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литература

  1. Атутов П. Р. Технология и современное образование //Педагогика. - 1996. - №2.
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М., 1977.
  3. Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
  4. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
  5. Бордовский Г.Л., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. -1993. - № 5.
  6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985.
  7. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. - Киев, 1986.
  8. ЗанковЛ.В. Избранные педагогические труды. - М., 1990.
  9. Ильясов ИИ Структура процесса учения. — М., 1986.
  10. Кларин М.В. Педагогическая технология. - М., 1989.
  11. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.
  12. ЛихачевБ.Т. Педагогика. - М., 1992.
  13. Пидкасистпый П.И. Педагогика. - М.: Роспедагентство, 1996.
  14. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 1997.
  15. Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / / Школьные технологии. -1996. - N3.
  16. Теоретические основы процесса обучения /Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. -М., 1989.
  17. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. - М.: Логос, 1993.
  18. Юдин В.В. Педагогическая технология. - Ярославль, 1997.

 

 

 


Информация о работе Традиционное обучение