Требования к составлению психолого-педагогических характеристик детей, поступающих на обследование на ПМПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 20:15, лекция

Описание работы

Данные, содержащиеся в педагогической характеристике, отражают индивидуальные особенности ус­воения детьми программного материала детского сада или школы; важные сведения об особенностях взаимодействия ребенка с окружающими; трудности, характерные для ребенка при обучении и развитии; информацию о различных сторонах поведения. и психической деятельности в целом.

Файлы: 1 файл

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ НА ОБСЛЕДОВАНИЕ НА ПМПК.docx

— 19.44 Кб (Скачать файл)

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ НА ОБСЛЕДОВАНИЕ НА ПМПК

05.10.2012, 08:21

При решении вопросов, связанных с необходимостью опреде­ления профиля обучения дошкольников коррекционных групп при массовых ДОУ и коррекционных детских садов, при необходимо­сти дублирования класса, перевода в другое учебное учреждение и ряде других случаев необходимо комплексное обследование на ПМПК. Большую роль играет педагогическая документация, с ко­торой поступает ребенок на диагностическое обследование.

 

Для специалистов, проводящих психолого-педагогическое обследование (психолога, логопеда, дефектолога), для врача-психи­атра основным документом, отражающим наиболее важную и су­щественную информацию о ребенке, является педагогическая характеристика/  Этот документ заполняется воспитателем дошколь­ного учреждения или классным руководителем школы, скрепляется подписью руководителя учреждения и печатью.

 

Педагогическая характеристика должна составляться объективно и грамотно. В ней должны быть отражены следующие сведения:

 

·        сколько времени находится ребенок в данном детском уч­реждении;

 

·        особенности адаптации ребенка к детскому учреждению;

 

·        в каком возрасте поступил в школу и какова степень подготовленности;

 

·        как успевает ребенок и в чем заключаются трудности усво­ения им программы, характер ошибок (отдельно по мате­матике, письму, чтению и другим предметам);

 

·        особенности поведения на уроках: дисциплина, работос­пособность, степень внимания. Более детально необходи­мо остановиться на тех случаях, когда у ребенка выражена двигательная расторможенность, повышенная утомляе­мость, рассеянность, несобранность и т.д.;

 

·        взаимоотношение ученика с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как отно­сятся к нему другие дети;

 

·        указать, какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и т.д.).

 

Анализ педагогических характеристик детей, поступающих на диагностическое обследование на ПМПК,  показывает,  что далеко не всегда этот важный документ составлен полно и грамотно.

 

Данные, содержащиеся в педагогической характеристике, отражают индивидуальные особенности ус­воения детьми программного материала детского сада или школы; важные сведения об особенностях взаимодействия ребенка с окружающими; трудности, характерные для ребенка при обучении и развитии; информацию о различных сторонах поведения. и психической деятельности в целом.

 

К сожалению, многие педагоги не отражают в педагогических характеристиках той информации, которая дополняет сведения, получаемые специалистами ПМПК, проводящими психолого-педагогическое обследование. Основными недостатками при составлении характеристики становятся следующие:

 

 

 

1. Неполное составление  педагогических характеристик,

 

2. Несоответствие содержания  требованиям, предъявляемым к психолого-педагогической  характеристике.

 

3. Отсутствие в психолого-педагогических  характеристиках анализа усвоения  ребенком программного материала.

 

4. Излишне подробные характеристики, содержащие большое количество  ненужных деталей, лишней информации.

 

5.  Отсутствие в психолого-педагогических  характеристиках обобщенных и  обоснованных выводов педагога.

 

Для оказания помощи педагогам дошкольных и школьных образовательных учреждений рекомендуется использовать следующие формы психолого-педагогических характеристик.

 

 

 

Психолого-педагогическое  представление  на   ПМПК (для ребенка дошкольника):

 

 

 

Дата заполнения представления ______ 20_______ года

 

Фамилия, имя, отчество ребенка __________________________________________

 

Дата рождения _________________________________________________________

 

ДОУ _____________ тип ____    группа _________ тип группы ________________

 

Срок пребывания в данном ДОУ ________________________________________

 

В каком возрасте  поступил ____________________________________________

 

Откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ (причина) ______________________

 

______________________________________________________________________

 

Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная;   в)   недостаточная;   г)   плохая;   д)  иное ______________________________________

 

Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер.

 

Особенности игровой деятельности: а) игра соответству­ет возрасту; б) игра соответствует более раннему возрасту; в) пре­обладает манипулятивная игра; г) игра отсутствует; д) иное ________________________________________________

 

Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усва­ивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетвори­тельно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваи­вает; д) иное __________________________________________

 

Восприятие: а) соответствует возрасту; б) имеются наруше­ния зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового вос­приятия;  г)  комплексные  нарушения  восприятия;  д)  иное _________________________________________

 

Внимание: а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое

 

Память (преобладающая модальность): а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная

 

Память (проблемы): а) без особенностей; б) медленно запо­минает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забыва­ет; г) иные проблемы __________

 

Мышление: а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен;   в)   грубые   нарушения   мышления;   г)   иное _________________________________

 

Моторика: а) соответствует возрасту; б) моторно неловок, неуклюж;  в) дефекты тонкой ручной моторики;   г) иное ________________________________________

 

Основные трудности, отмечаемые в общении: а) труд­ностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е) иное _________________

 

Речевое развитие: а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения; в) бедный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное ___________

 

Социально-бытовые навыки: а) соответствуют возрасту; б) недостаточно    сформированы; в) нарушены; г) иное ______________________________________

 

Ориентировка в пространстве и времени: а) соответ­ствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное ___________________________

 

Отношение к занятиям, деятельность: а) соответствует возрасту;  б) не способен  контролировать свою деятельность; в)  неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, де­тям; д) быстро истощаем; е) иное ________________

 

Темп деятельности: а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях не равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности быстрый,   но деятельность «хаотична и бестолкова»;  е) иное __________________________________________________________________

 

Соматическое здоровье: а) болеет редко; б) часто болеет; простудными заболеваниями; в) имеет хронические нарушения здоровья; г) плохо ест; д) трудно засыпает и беспокойно спит; е) иное ________________________________

 

Дополнительные особенности развития ребенка: _________________________

 

______________________________________________________________________

 

Общая оценка развития и поведения ребенка, предложения педагога: ______

 

______________________________________________________________________

 

 

 

Педагог                                                  ___________________________

 

Заверяю: заведующий ДОУ                           ___________________________

 

М.П.

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическое представление на ПМПК (для ребенка школьника)

 

 

 

Фамилия, имя, отчество ребенка __________________________________________

 

Дата рождения « _____ »_______ г.

 

Образовательное учреждение_____________________________________________

 

Класс (группа) ______ общеобразовательный, КРО, компенсирующий

 

История обучения: до поступления в школу посещал (не посе­щал) ДОУ обычного типа (логопедическая, коррекционная груп­па), ДОУ коррекционного типа

 

Поступил в _____ класс в ______ месяце______ года.

 

Оставлялся ли на 2 год (да, нет, в каких классах) ____________________________

 

Домашний адрес________________________________________________________

 

Телефон:______________________________________________________________

 

Общее впечатление о ребенке:____________________________________________

 

Общая осведомленность и социально бытовая ориентировка:

 

Сведения о себе, о своей семье, ближайшем социальном окружении, уровень актуального развития:___________________________________________________

 

Особенности психофизического развития: работоспособность, развитие крупной и мелкой моторики, зрительно-простран­ственной ориентации, зрительного и слухового восприятия, осо­бенности внимания, памяти, проявления левшества ______________________________________________________________________

 

Сформированность учебных навыков

 

Общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, уме­ний и навыков требованиям программы)________________________________________________                

 

Математика (счетные навыки, их автоматизация, понима­ние программного материала) ____________________________________________________________

 

Характер трудностей при решении примеров, задач, геометрических построений ______________________________________________________________________

 

Чтение (тип, темп, осознанность, возможности пересказа) ____________________

 

Характерные ошибки чтения _____________________________________________

 

Письмо (особенности графики, аккуратность, устойчивость почерка, особенности оформления работ) _____________________________________________________

 

Характер ошибок письменно речи (при списывании, при письме под диктовку, в творческих работах) ____________________________________________________

 

Особенности устной речи (звукопроизношение, темп, плав­ность, запас слов, грамматическое и интонационно выразитель­ное оформление)_________________

 

______________________________________________________________________

 

Общетрудовые умения___________________________________________________

 

Особенности обучаемости (насколько быстро усваивает но­вые понятия, способы действия при минимальной помощи педа­гога, других учащихся)_______________

 

______________________________________________________________________

 

Эмоционально-поведенческие особенности, проблемы коммуникации, взаимоотношения с родителями, учащимися, учителями ______________________

 

______________________________________________________________________

 

Выводы и рекомендации педагога:      _____________________________________

 

 

 

Подпись педагога (классного руководителя)                            ____________________

 

« ___» ___________  ______г.

 

 

 

С педагогическим представлением согласен, подпись педаго­га заверяю:

 

 

 

Директор школы

 

______________________   ( _______________________)

 

М.П.


Информация о работе Требования к составлению психолого-педагогических характеристик детей, поступающих на обследование на ПМПК