Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 20:15, лекция
Данные, содержащиеся в педагогической характеристике, отражают индивидуальные особенности усвоения детьми программного материала детского сада или школы; важные сведения об особенностях взаимодействия ребенка с окружающими; трудности, характерные для ребенка при обучении и развитии; информацию о различных сторонах поведения. и психической деятельности в целом.
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ НА ОБСЛЕДОВАНИЕ НА ПМПК
05.10.2012, 08:21
При решении вопросов, связанных с необходимостью определения профиля обучения дошкольников коррекционных групп при массовых ДОУ и коррекционных детских садов, при необходимости дублирования класса, перевода в другое учебное учреждение и ряде других случаев необходимо комплексное обследование на ПМПК. Большую роль играет педагогическая документация, с которой поступает ребенок на диагностическое обследование.
Для специалистов, проводящих психолого-педагогическое обследование (психолога, логопеда, дефектолога), для врача-психиатра основным документом, отражающим наиболее важную и существенную информацию о ребенке, является педагогическая характеристика/ Этот документ заполняется воспитателем дошкольного учреждения или классным руководителем школы, скрепляется подписью руководителя учреждения и печатью.
Педагогическая характеристика должна составляться объективно и грамотно. В ней должны быть отражены следующие сведения:
· сколько времени находится ребенок в данном детском учреждении;
· особенности адаптации ребенка к детскому учреждению;
· в каком возрасте поступил в школу и какова степень подготовленности;
· как успевает ребенок и в чем заключаются трудности усвоения им программы, характер ошибок (отдельно по математике, письму, чтению и другим предметам);
· особенности поведения на уроках: дисциплина, работоспособность, степень внимания. Более детально необходимо остановиться на тех случаях, когда у ребенка выражена двигательная расторможенность, повышенная утомляемость, рассеянность, несобранность и т.д.;
· взаимоотношение ученика с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети;
· указать, какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и т.д.).
Анализ педагогических характеристик детей, поступающих на диагностическое обследование на ПМПК, показывает, что далеко не всегда этот важный документ составлен полно и грамотно.
Данные, содержащиеся в педагогической характеристике, отражают индивидуальные особенности усвоения детьми программного материала детского сада или школы; важные сведения об особенностях взаимодействия ребенка с окружающими; трудности, характерные для ребенка при обучении и развитии; информацию о различных сторонах поведения. и психической деятельности в целом.
К сожалению, многие педагоги не отражают в педагогических характеристиках той информации, которая дополняет сведения, получаемые специалистами ПМПК, проводящими психолого-педагогическое обследование. Основными недостатками при составлении характеристики становятся следующие:
1. Неполное составление педагогических характеристик,
2. Несоответствие содержания
требованиям, предъявляемым к психолого-
3. Отсутствие в психолого-
4. Излишне подробные
5. Отсутствие в психолого-
Для оказания помощи педагогам дошкольных и школьных образовательных учреждений рекомендуется использовать следующие формы психолого-педагогических характеристик.
Психолого-педагогическое представление на ПМПК (для ребенка дошкольника):
Дата заполнения представления ______ 20_______ года
Фамилия, имя, отчество ребенка
______________________________
Дата рождения ______________________________
ДОУ _____________ тип ____ группа _________ тип группы ________________
Срок пребывания в данном ДОУ
______________________________
В каком возрасте поступил
______________________________
Откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ (причина) ______________________
______________________________
Оценка адаптации ребенка в
группе: а) хорошая; б) удовлетворительная;
в) недостаточная; г)
плохая; д) иное ______________________________
Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер.
Особенности игровой деятельности:
а) игра соответствует возрасту; б) игра
соответствует более раннему возрасту;
в) преобладает манипулятивная игра;
г) игра отсутствует; д) иное ______________________________
Основные трудности, отмеченные
в обучении: а) усваивает программу хорошо;
б) усваивает программу удовлетворительно;
в) программу усваивает с трудом; г) программу
не усваивает; д) иное ______________________________
Восприятие: а) соответствует
возрасту; б) имеются нарушения зрительного
восприятия; в) имеются нарушения слухового
восприятия; г) комплексные
нарушения восприятия; д) иное
______________________________
Внимание: а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое
Память (преобладающая модальность): а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная
Память (проблемы): а) без особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы __________
Мышление: а) соответствуют возрасту;
б) недостаточно сообразителен;
в) грубые нарушения
мышления; г) иное ______________________________
Моторика: а) соответствует возрасту;
б) моторно неловок, неуклюж; в) дефекты
тонкой ручной моторики; г) иное
______________________________
Основные трудности, отмечаемые в общении: а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е) иное _________________
Речевое развитие: а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения; в) бедный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное ___________
Социально-бытовые навыки: а)
соответствуют возрасту; б) недостаточно
сформированы; в) нарушены; г) иное ______________________________
Ориентировка в пространстве и времени: а) соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное ___________________________
Отношение к занятиям, деятельность: а) соответствует возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, детям; д) быстро истощаем; е) иное ________________
Темп деятельности: а) соответствует
возрасту; б) сонлив и вял в течение дня;
в) темп работы на занятиях не равномерен;
г) работает медленно и невнимательно;
д) темп деятельности быстрый, но
деятельность «хаотична и бестолкова»;
е) иное ______________________________
Соматическое здоровье: а) болеет
редко; б) часто болеет; простудными заболеваниями;
в) имеет хронические нарушения здоровья;
г) плохо ест; д) трудно засыпает и беспокойно
спит; е) иное ______________________________
Дополнительные особенности развития ребенка: _________________________
______________________________
Общая оценка развития и поведения ребенка, предложения педагога: ______
______________________________
Педагог
Заверяю: заведующий ДОУ ___________________________
М.П.
Психолого-педагогическое представление на ПМПК (для ребенка школьника)
Фамилия, имя, отчество ребенка
______________________________
Дата рождения « _____ »_______ г.
Образовательное учреждение____________________
Класс (группа) ______ общеобразовательный, КРО, компенсирующий
История обучения: до поступления в школу посещал (не посещал) ДОУ обычного типа (логопедическая, коррекционная группа), ДОУ коррекционного типа
Поступил в _____ класс в ______ месяце______ года.
Оставлялся ли на 2 год (да, нет, в каких классах) ____________________________
Домашний адрес_________________________
Телефон:______________________
Общее впечатление о ребенке:______________________
Общая осведомленность и социально бытовая ориентировка:
Сведения о себе, о своей семье,
ближайшем социальном окружении, уровень
актуального развития:_____________________
Особенности психофизического
развития: работоспособность, развитие
крупной и мелкой моторики, зрительно-пространственной
ориентации, зрительного и слухового восприятия,
особенности внимания, памяти, проявления
левшества ______________________________
Сформированность учебных навыков
Общая оценка учебных навыков
(соответствие знаний, умений и навыков
требованиям программы)____________________
Математика (счетные навыки,
их автоматизация, понимание программного
материала) ______________________________
Характер трудностей при решении
примеров, задач, геометрических построений
______________________________
Чтение (тип, темп, осознанность, возможности пересказа) ____________________
Характерные ошибки чтения ______________________________
Письмо (особенности графики,
аккуратность, устойчивость почерка, особенности
оформления работ) ______________________________
Характер ошибок письменно речи
(при списывании, при письме под диктовку,
в творческих работах) ______________________________
Особенности устной речи (звукопроизношение, темп, плавность, запас слов, грамматическое и интонационно выразительное оформление)_________________
______________________________
Общетрудовые умения________________________
Особенности обучаемости (насколько быстро усваивает новые понятия, способы действия при минимальной помощи педагога, других учащихся)_______________
______________________________
Эмоционально-поведенческие особенности, проблемы коммуникации, взаимоотношения с родителями, учащимися, учителями ______________________
______________________________
Выводы и рекомендации педагога:
______________________________
Подпись педагога (классного
руководителя)
« ___» ___________ ______г.
С педагогическим представлением согласен, подпись педагога заверяю:
Директор школы
______________________ ( _______________________)
М.П.