Трудности в профессиональной деятельности педагога и стратегии их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:38, статья

Описание работы

Профессиональная деятельность учителя всегда находится в центре внимания исследователей. Модернизация системы образования влияет на практику реализации профессионально-педагогической деятельности и на исследовательские подходы к её изучению. К особенностям педагогической деятельности, к «вечным» проблемам её реализации добавляются проблемы связанные с изменившимися целями образования, которые задаются требованиями современного общества.
По мнению Марковой А. К. игнорирование понимания затруднений приводит: к снижению эффективности педагогического труда, росту неудовлетворенности работой педагога, чрезмерной психической напряженности, накоплению профессиональных деформации [3,с.89].

Файлы: 1 файл

Трудности в профессиональной СТАТЬЯ.docx

— 26.94 Кб (Скачать файл)

Чертенкова В. О.,

 г.  Барнаул, АлтГПА

Научный руководитель:

Трофимова Г.П.

 

Трудности в профессиональной деятельности  педагога и стратегии их преодоления

 

Профессиональная деятельность учителя всегда находится в центре внимания исследователей.  Модернизация системы образования    влияет на практику реализации профессионально-педагогической деятельности и  на исследовательские  подходы  к её изучению.  К особенностям педагогической деятельности, к  «вечным»  проблемам её реализации добавляются   проблемы    связанные с изменившимися целями образования, которые задаются требованиями современного общества.

  По мнению Марковой А. К. игнорирование понимания затруднений приводит: к снижению эффективности педагогического труда, росту неудовлетворенности работой педагога, чрезмерной психической напряженности, накоплению профессиональных деформации [3,с.89].

Целью данной статьи является рассмотрение педагогических трудностей учителя и стратегий их преодоления. Объектом исследования является педагогическая деятельность, а предметом - способы и стратегии преодоления трудностей педагогической деятельности.

 Задачи: 1. Раскрыть понятие «трудность». 2. Рассмотреть возможные стратегии решения профессиональных трудностей. 3. Выявить затруднения в деятельности молодого педагога.

Что же такое трудность? Проблема исследования трудностей является комплексной и содержательно в ней можно выделить и рассматривать профессиональные, физиологические, социальные и медицинские аспекты.

Рассмотрим проблему трудностей в профессиональном плане.

Трудности – это отсутствие или недостаточность в развитии психологических структур профессионализма учителя, препятствующие активности личности и приводящие к остановке, разрывам, ошибкам в педагогической деятельности [1, с.5].

В профессиональном плане  трудности характеризуются изучением причинно-следственных связей между эффективностью, надежностью, качеством деятельности, ее безопасности и индивидуально-психологическими особенностями субъекта деятельности. Т.е. с данной позиций трудности понимают как преграды, барьеры на пути реализации личностью своей активности, обусловленные, с одной стороны, объективными условиями деятельности, а с другой психологическими особенностями самой личности.  Тем самым трудности определяются двумя группами условий:

1 группа - к ней относятся  проблемы вхождения в профессию,  недостаточность методического  обеспечения труда учителя, формализм  в оценке деятельности педагога, отвлечение на второстепенные  задачи.

2 группа - образует трудности,  имеющие внутренние причины. К  таким причинам относятся: отсутствие  средств педагогической деятельности, нарушение внутренних механизмов саморегуляции, негативные психологические состояния (неуверенность, тревожность, страх, фрустрация, неудовлетворенность).[1, c.5]

Относительно педагогической деятельности данный подход наиболее плодотворно разработан в работах  А.К. Марковой, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина [3,4,5] .

  Проведенный С.В. Малышко анализ теоретических положений по данной проблеме и практики педагогической деятельности позволил выделить характерные трудности педагогической деятельности и общения.[2, с.178]

Например, постановка и решение педагогической задачи (вид пед.деятельности)→ порождает такие затруднения как: нарушение баланса между обучающими, развивающими и воспитывающими задачами. Отсутствие связи между педагогическими задачами.

Педагогическое взаимодействие → фрагментарность в изучении личности ученика. Статичность восприятия. Стремление учителя оценивать учащихся по внешним признакам.

Самоконтроль и самокоррекция → недостаточная полнота и системность психологических знаний. Недостаточная рефлексия.

Обучение → На уроке преобладает доминирующий стиль, который занимает коммуникативное пространство. Избирательное отношение к ученикам. Оценка личности учащегося исходя из его успеваемости.

Воспитание → Неучитывание в своей деятельности мотивов поступков учеников. Стремление навязать ученикам собственные стереотипы поведения, общения.

Педагогическое общение → Неучитывание в деятельности коммуникативных задач. Незнание неформальной структуры класса.

   Стратегии, которые возможны при решении педагогических трудностей также рассматривает и предлагает Малышко. Преодоление учителем трудностей по мнению ее может идти по направлениям:

А) профессионального развития (конструктивная стратегия). В основе конструктивной стратегии лежат механизмы профессионального развития, рефлексивные средства самопознания, самосовершенствования, стремление к профессиональному самоутверждению. Итогом разрешения трудностей выступают новообразования в структуре профессионализма педагога, обеспечивающие качественно новый уровень отношения к деятельности.

Б) психологической защиты (защитная стратегия). В основе защитной стратегии лежат процессы психологической защиты. В данном случае трудность не снимается или снимается частично, приобретая отсроченный характер.

В) профессиональной деформации (деструктивная стратегия). В основе деструктивной стратегии – механизмы профессиональной деформации: неадекватные средства деятельности, дефицит в развитии операционного, мотивационного и смыслового компонентов профессионализма, нарушения механизмов саморегуляции в деятельности. Результатом деструктивного пути развития личности являются повышенная агрессия, тревожность, отказ от продуктивной профессиональной деятельности, развитие синдрома «эмоционального сгорания», профессиональная деформация личности педагога.

Я провела опрос среди молодых педагогов.  Опыт проводился на базе муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с г. Барнаула кадетскими классами.                                                                          На начало 2012/2013 учебного года в школе 29 классов-комплектов, в которых обучается 606 учащихся, из них: 12 кадетских классов, 1 мариинский, 1 художественно-эстетический, 8 коррекционных и 7 общеобразовательных классов. В школе работают 42 педагога, 8 офицеров-воспитателей, социальный педагог, 2 логопеда, психолог, хореограф, тренер по рукопашному бою, педагоги дополнительного образования.                                                                            Характеристика кадрового состава. Всего - 52 педагогических работников (на 01.09.2012), Высшее образование имеют 52 педагога, высшая квалификационная категория у 14, первая квалификационная категория – 18, без категории - 12 (из них 11 молодые специалисты разных предметов), ветераны педагогического труда – 8, грамотой Министерства РФ награждены 6 педагогов.

Я выяснила, с какими трудностями  встречается молодой педагог, каковы причины и в какой поддержке  нуждается.

Первый вопрос  сформулирован  так: При проведении каких видов занятий вы испытываете трудности? Наибольшие трудности педагоги группы испытывают при проведении предметных занятий: 6 педагогов, что составляет 60%, Наименьшие трудности возникают в процессе эстетического развития: трудности испытывает 1 педагог, что составляет 10%

Второй вопрос: Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей? Большинство педагогов считают, что причиной трудностей  является недостаток педагогического опыта: 8 педагогов - 80%. Второй причиной для половины молодых педагогов является большое количество детей: 5 педагогов – 50%. Недостаточная методическая помощь и нехватка методической литературы оказались причинами для 2х педагогов: 2 педагога – 20%. И последний критерий это материальные условия, лишь для одного это стало причиной возникновения трудностей 10%.                                                                   Третий вопрос: В какой методической помощи вы нуждаетесь? Молодые педагоги нуждаются в просмотре открытых занятий у опытных педагогов: 10 человек (100%), это говорит о том, что педагоги нуждаются во взаимопомощи педагогического коллектива. многое зависит от поведения наставников, методиста и завуча. Следовательно, чем больше помощи и поддержки со стороны коллег, чем чаще молодой педагог будет переживать успех в деятельности, тем быстрее у него возникнет желание самосовершенствоваться, проявлять активную заботу о детях и качественно готовится к занятиям. Прослушивание лекций выбрали 6 педагогов (60%). 6 человек (60%) хотели бы получить помощь в виде методических консультаций по отдельным разделам.          Я считаю, что студенты педагогических вузов должны обращать особое внимание на проблему затруднений. Нужно изучать статьи, где бы опытные педагоги делились своим опытом, рассматривать как можно больше конкретных ситуаций и  вариантов ее решения, для того, чтобы «вооружиться» и не совершать грубых ошибок.                                                                                        В заключении можно сделать вывод о том, что важным в работе является решение проблемы преодоления затруднений в деятельности педагога, что способствует, в свою очередь, формированию профессиональной компетентности педагога на качественно новой основе. Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как профессиональные затруднения и их нерациональное разрешение оказывают негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это ученики, на которых могут сказаться грубые педагогические ошибки. Поэтому, очень важно на наш взгляд, продолжить начатую работу.

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Варганян, М. В. Психологические условия преодоления учителем трудностей в педагогической деятельности: дис.....канд. псих. наук / Варганян Марина Викторовна. – Москва, 2000. -  125с.
  2. Малышко С.В. Педагогические трудности современного учителя и стратегии их преодоления / Малышко С.В. // Вестник Ставропольского государственного университета.-2008.-№59. -  с. 175-180.
  3. Маркова, А.К. Психология труда учителя. / Маркова А.К. – М.: Просвещение -1993.-192с. - с.80-89, с.100-102.
  4. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Л. С. Подымова, Л. И. Духова, Е. А. Ларина, О. А. Шиян; под редакцией В. А. Сластенина. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 224 с. 
  5. Сластенин В.А. Учитель и время / Сластенин В.А. // Советская педагогика.- 1990. - №9.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета

1. При проведении каких видов занятий вы испытываете трудности?

  • Познавательное развитие
  • Эстетическое развитие
  • Обучение предмету

2. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?

  • Материальные условия
  • Большое количество детей в группе
  • Недостаточная методическая помощь со стороны руководства
  • Недостаток педагогического опыта
  • Нехватка методической литературы

3. В какой методической помощи  вы нуждаетесь?

  • В прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам
  • В методических консультациях по отдельным разделам
  • В просмотре открытых занятий у опытных воспитателей

 

 

 


Информация о работе Трудности в профессиональной деятельности педагога и стратегии их преодоления