Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:38, статья
Профессиональная деятельность учителя всегда находится в центре внимания исследователей. Модернизация системы образования влияет на практику реализации профессионально-педагогической деятельности и на исследовательские подходы к её изучению. К особенностям педагогической деятельности, к «вечным» проблемам её реализации добавляются проблемы связанные с изменившимися целями образования, которые задаются требованиями современного общества.
По мнению Марковой А. К. игнорирование понимания затруднений приводит: к снижению эффективности педагогического труда, росту неудовлетворенности работой педагога, чрезмерной психической напряженности, накоплению профессиональных деформации [3,с.89].
Чертенкова В. О.,
г. Барнаул, АлтГПА
Научный руководитель:
Трофимова Г.П.
Трудности в профессиональной деятельности педагога и стратегии их преодоления
Профессиональная деятельность учителя всегда находится в центре внимания исследователей. Модернизация системы образования влияет на практику реализации профессионально-педагогической деятельности и на исследовательские подходы к её изучению. К особенностям педагогической деятельности, к «вечным» проблемам её реализации добавляются проблемы связанные с изменившимися целями образования, которые задаются требованиями современного общества.
По мнению Марковой А. К. игнорирование понимания затруднений приводит: к снижению эффективности педагогического труда, росту неудовлетворенности работой педагога, чрезмерной психической напряженности, накоплению профессиональных деформации [3,с.89].
Целью данной статьи является рассмотрение педагогических трудностей учителя и стратегий их преодоления. Объектом исследования является педагогическая деятельность, а предметом - способы и стратегии преодоления трудностей педагогической деятельности.
Задачи: 1. Раскрыть понятие «трудность». 2. Рассмотреть возможные стратегии решения профессиональных трудностей. 3. Выявить затруднения в деятельности молодого педагога.
Что же такое трудность? Проблема исследования трудностей является комплексной и содержательно в ней можно выделить и рассматривать профессиональные, физиологические, социальные и медицинские аспекты.
Рассмотрим проблему трудностей в профессиональном плане.
Трудности – это отсутствие или недостаточность в развитии психологических структур профессионализма учителя, препятствующие активности личности и приводящие к остановке, разрывам, ошибкам в педагогической деятельности [1, с.5].
В профессиональном плане трудности характеризуются изучением причинно-следственных связей между эффективностью, надежностью, качеством деятельности, ее безопасности и индивидуально-психологическими особенностями субъекта деятельности. Т.е. с данной позиций трудности понимают как преграды, барьеры на пути реализации личностью своей активности, обусловленные, с одной стороны, объективными условиями деятельности, а с другой психологическими особенностями самой личности. Тем самым трудности определяются двумя группами условий:
1 группа - к ней относятся
проблемы вхождения в
2 группа - образует трудности,
имеющие внутренние причины. К
таким причинам относятся:
Относительно педагогической деятельности данный подход наиболее плодотворно разработан в работах А.К. Марковой, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина [3,4,5] .
Проведенный С.В. Малышко анализ теоретических положений по данной проблеме и практики педагогической деятельности позволил выделить характерные трудности педагогической деятельности и общения.[2, с.178]
Например, постановка и решение педагогической задачи (вид пед.деятельности)→ порождает такие затруднения как: нарушение баланса между обучающими, развивающими и воспитывающими задачами. Отсутствие связи между педагогическими задачами.
Педагогическое взаимодействие → фрагментарность в изучении личности ученика. Статичность восприятия. Стремление учителя оценивать учащихся по внешним признакам.
Самоконтроль и самокоррекция → недостаточная полнота и системность психологических знаний. Недостаточная рефлексия.
Обучение → На уроке преобладает доминирующий стиль, который занимает коммуникативное пространство. Избирательное отношение к ученикам. Оценка личности учащегося исходя из его успеваемости.
Воспитание → Неучитывание в своей деятельности мотивов поступков учеников. Стремление навязать ученикам собственные стереотипы поведения, общения.
Педагогическое общение → Неучитывание в деятельности коммуникативных задач. Незнание неформальной структуры класса.
Стратегии, которые возможны при решении педагогических трудностей также рассматривает и предлагает Малышко. Преодоление учителем трудностей по мнению ее может идти по направлениям:
А) профессионального развития (конструктивная стратегия). В основе конструктивной стратегии лежат механизмы профессионального развития, рефлексивные средства самопознания, самосовершенствования, стремление к профессиональному самоутверждению. Итогом разрешения трудностей выступают новообразования в структуре профессионализма педагога, обеспечивающие качественно новый уровень отношения к деятельности.
Б) психологической защиты (защитная стратегия). В основе защитной стратегии лежат процессы психологической защиты. В данном случае трудность не снимается или снимается частично, приобретая отсроченный характер.
В) профессиональной деформации (деструктивная стратегия). В основе деструктивной стратегии – механизмы профессиональной деформации: неадекватные средства деятельности, дефицит в развитии операционного, мотивационного и смыслового компонентов профессионализма, нарушения механизмов саморегуляции в деятельности. Результатом деструктивного пути развития личности являются повышенная агрессия, тревожность, отказ от продуктивной профессиональной деятельности, развитие синдрома «эмоционального сгорания», профессиональная деформация личности педагога.
Я провела опрос среди молодых
педагогов. Опыт проводился на базе
муниципального образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы с
г. Барнаула кадетскими классами.
Я выяснила, с какими трудностями встречается молодой педагог, каковы причины и в какой поддержке нуждается.
Первый вопрос сформулирован так: При проведении каких видов занятий вы испытываете трудности? Наибольшие трудности педагоги группы испытывают при проведении предметных занятий: 6 педагогов, что составляет 60%, Наименьшие трудности возникают в процессе эстетического развития: трудности испытывает 1 педагог, что составляет 10%
Второй вопрос: Какие причины,
по вашему мнению, этих трудностей? Большинство
педагогов считают, что причиной трудностей
является недостаток педагогического
опыта: 8 педагогов - 80%. Второй причиной
для половины молодых педагогов является
большое количество детей: 5 педагогов
– 50%. Недостаточная методическая помощь
и нехватка методической литературы оказались
причинами для 2х педагогов: 2 педагога
– 20%. И последний критерий это материальные
условия, лишь для одного это стало причиной
возникновения трудностей 10%.
Библиографический список
Приложение 1
Анкета
1. При проведении каких видов занятий вы испытываете трудности?
2.
Какие причины, по вашему
3. В какой методической помощи вы нуждаетесь?
Информация о работе Трудности в профессиональной деятельности педагога и стратегии их преодоления