Творческие способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:16, реферат

Описание работы

В практикуемой методике преподавания, к сожалению, до сих пор мало внимания уделяется развитию творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. Деятельность носит в основном воспроизводящий характер: учитель показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия. Данный стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся. На протяжении 15 лет свою педагогическую деятельность планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета.

Файлы: 1 файл

kak_vyyavit_i_razvit_talant.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

В практикуемой методике преподавания, к сожалению, до сих пор мало внимания уделяется  развитию творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. Деятельность носит  в основном воспроизводящий характер: учитель показывает, как и что  делать, а ученики копируют его действия. Данный стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся. На протяжении 15 лет свою педагогическую деятельность планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета. Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Я успешно реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. В нашей школе есть все условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета: хорошая материально-техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, множество наглядных средств, творчество учителя.

        Время, в которое мы живем,  выдвинуло перед школой задачу  воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной  личности. Актуальной проблемой  является проблема развития творческих  способностей человека. Большая  роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.

Тема «Развитие  творческих способностей учащихся средствами предмета» является актуальной  т.к. в любое время необходимы   люди, способные активно, творчески  решать стоящие перед ними задачи.                                                                                                                      

В массовой практике в школе встречаются следующие  противоречия: между стремлением  личности к творчеству, самовыражению  и узкими рамками программных  требований. Для устранения данного противоречия необходимо ориентировать содержание учебных программ на творчество. Работая по программе «Технология» я составила тематическое планирование так, чтобы максимально развить творческий потенциал учащихся. Поурочное планирование составляет систему, позволяющую обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим.

 Своей ведущей  педагогической идеей считаю  – развитие творческих способностей  учащихся. В процессе преподавания  предмета решаю следующие задачи: привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, формирование политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи, обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения, воспитание трудолюбия и культуры труда, развитие эстетического чувства и художественной инициативы. Исходя из поставленных задач, своими идеями считаю:

1)творчеству  нужно и можно учить;

2) творческое  начало не является природным  качеством ума;

Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию использую следующее:

              -   развиваю творческую активность  учащихся;

-        включаю учащихся в творческую  деятельность;

-        вношу проблемность в учебный  процесс;

-        развиваю качества творческого мышления: самостоятельность, критичность и т.п.

Развитие творческих способностей учащихся осуществляю, опираясь на принципы:

1)принцип развития  мотивации к творческой деятельности;

2)принцип развития  умений самообразования и самовоспитания;

3)принцип приоритета творческой деятельности;

4)принцип согласования  педагогического процесса и индивидуальных  особенностей учащихся;

5)принцип выбора  форм обучения, обеспечивающих самостоятельность  и творчество учащихся;

 В начале 80-х годов советские исследователи Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин поставили перед собой проблему,– какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное воспитание. К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие способности передаются по наследству от родителей к детям и их невозможно воспитать. Для решения этой проблемы Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин проанализировали свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:

-умение поставить  творческую цель и подчинить  свою деятельность ее достижению;

-умение планировать,  самоконтролировать свою деятельность;

-умение находить  и решать проблему;

Именно эти  качества необходимо развивать для  раскрытия творческого потенциала учащихся.

 

Так, например, в разделе «Основы проектирования»  наилучшим образом создаются  условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения нетиповых задач.

Выбирая тему проекта  и выполняя, его учащиеся находят  область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный  метод позволяет  не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта я предлагаю учащихся минимальное количество примерных тем. Упор делаю на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.

Проект выполняется  по определенному плану. Я предлагаю  подойти к каждому пункту проекта  творчески.

Пример: В пункте проекта «Разработка идей, вариантов» включила подпункт «Фантазии от …….(имя  девочки)». В нем уч-ся придумывают  только свои модели, рецепты и т.п.

 

 

В пункте проекта  «Составление схемы обдумывания» предлагаю  не просто перечислить составляющие схемы, а оформить схему творчески.

 

 

 

При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делаю на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Большое внимание уделяю оформлению проектов. Поощряю любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.

В своей работе опираюсь на разделы «Культура дома», «Технология обработки ткани  и пищевых продуктов» из программы «Технология». При составлении тематического планирования учитываю возрастные особенности учащихся, а также возрастные особенности детей. На уроках использую различный уровень обучения, применяю дифференцированные задания.

Например, при выборе модели фартука в 5-м классе, я предлагаю учащихся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения – цельнокроёный фартук с простейшими элементами отделки; средний уровень – цельнокроёный фартук с накладными карманами и отделкой; высокий уровень – цельнокроёный фартук с изменением деталей (например, карман в форме сердечек с оборкой, фартук в форме матрёшки и т.п.), внесение более сложных элементов отделки: аппликация, вышивка, рюши и т.д.

В основе творческих   способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то я это только поддерживаю.

Особое внимание уделяю самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность  проявить творческую инициативу и применить  знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в  ходе изучения других предметов (истории, математике, черчения, ИЗО и другие).

Если у девочки  при выполнении работы возникает  вопрос, то я не даю ей ответа, а  сначала спрашиваю: «А как ты думаешь?».

При выполнении работ у учащихся формируются  и совершенствуются практические знания и умения, необходимые при ведении домашнего хозяйства, воспитывается привычка к сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.

К каждой теме составляю  учебно-методический комплекс, в который  входят инструкционные карты по выполнению задания и пооперационных обработок, образцы изделий, задания для самостоятельных, творческих, контрольных работ, наглядные пособия и др. В зависимости от темы, стараюсь, как можно чаще давать детям творческие работы.

Примеры.  При  изучении темы «Производство ткани» в 5-ом классе предлагаю выполнить схему получения ткани творчески. Учащиеся не просто пишут схему: волокно ®нити ®ткань, а придумывают форму изображения данных слов (например, волокно представлено в виде котёнка из ваты и т.д.).

          

 

 

 В 6-ом классе при изучении темы «Получение хлопчатобумажных и льняных тканей» даю учащимся задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить творческую работу «Русская изба». В коробке из-под обуви учащиеся выполняют макет русской избы, в которой элементы выполнены из хлопчатобумажной и льняной ткани (например, занавески, подушки, скатерти и т.п.). Эта творческая работа вызывает большой интерес у учащихся. Получив оценку за выполненную работу, девочки отдают эти макеты в группу продлённого дня для того, чтобы младшие школьники пользовались ими во время игры. Тем самым учащиеся находят практическое применение своей работе.

В 7-8 классах  предлагаю представить коллекцию  шерстяных, шёлковых, химических тканей не в виде приклеенных образцов, а в виде творческой композиции.

 

 

 

При объяснении теоретического материала использую  различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даю задания  учащимся подготовить сообщение  по той или иной теме и заранее  придумать вопросы по сообщению  для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему.

На занятиях использую проблемный метод. Суть его  заключается в следующем: перед  учеником ставлю проблему, а ученики  при непосредственном участии учителя  или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Пример. При  изучении темы «Моделирование» в 5-9 классах я включила в тематическое планирование творческую работу «Я разрабатываю модель …….».

Фрагмент урока  в 5-ом классе (объяснение творческой работы).

1. Сегодня на уроке  мы с вами будем творить.  Сегодня вы модельеры, создатели  своего будущего изделия.

2. Перед вами стоит  задача: необходимо разработать  модель своего фартука, которая  будет только у вас. Вспомните, пожалуйста, всё, о чём мы с вами говорили на последних уроках и попытайтесь создать свою неповторимую модель фартука.

3. Процесс создания своей  модели опишите по плану: а)  эскиз; б) техническое моделирование;  в) описание;

4.  Подумайте, как ваша модель будет украшена, какие виды отделки вы сможете применить, придумайте ей название.

5. Я ожидаю увидеть,  как вы отнесетесь к этой  работе творчески. Если потребуется  помощь, обращайтесь ко мне.

В процессе работы создаю на уроке проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по раскрою ставлю перед девочками проблему: предлагаю самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.

При изучении раздела «Кулинария»  формирую у девочек навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола и т.д. На данных уроках применяю элементы творчества.

Примеры. В 5-ом классе даю  учащимся задание придумать свою форму нарезки овощей, свой рецепт приготовления бутерброда и т.п.

Творческие способности  хорошо проявляются при оформлении блюд. Я показываю некоторые приёмы изготовления украшений блюд и даю  учащимся задание придумать свои варианты украшения блюд, украсить приготовленное блюдо.

В течение прохождения  кулинарных работ даю девочкам следующее  домашнее задание: приготовить изученное  на уроке блюдо для своей семьи  дома, его украсить, выполнить сервировку стола. На следующий урок учащиеся приносят отзывы родителей в письменной форме с оценкой за работу. Это задание вызывает у девочек большой интерес, способствует проявлению активности, творчества, позволяет сплотить родителей и детей.

Информация о работе Творческие способности