Творческое развитие на уроках математики в 6 классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 06:37, научная работа

Описание работы

Цель исследовательской работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления связи творческого и математического развития обучающихся 6 классов на уроках математики.
Были определены следующие задачи:
изучить литературу ведущих педагогов, методистов, посвященную вопросам творческого развития учащихся при обучении математике.
раскрыть условия, необходимые для формирования творческого мышления учащихся в процессе обучения математике.
осуществить опытно-экспериментальную проверку выявленных условий обучения математике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..………….….…..…….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
1.1. Возможности обучения творчеству ……………………………..………….6
1.2. Формирование творческого мышления при обучении математике…………………………………………………………………………...…7
Выводы по главе I………………………………………………….……………..9
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССАХ
2.1. Экспериментальная оценка внедрения творческих заданий на уроках математики в 6 классах ……………………………..………………………………..10
2.2. Педагогические условия реализации внедрения творческих заданий учащихся при обучении математике в 6 классах ………………………..…………12
Выводы по главе II………………………...………………………………….…15
Заключение…………………………………………...……………..……....…..16
Список литературы ………………………….………………..……………........17
Понятийный аппарат …………………………………………………………….18
Приложение……………………………………………..………..……..………..19

Файлы: 1 файл

Творческое развитие на уроках математики в 6 классах.doc

— 1,006.50 Кб (Скачать файл)

УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН 
                   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
                                    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

 

 

 

Творческое развитие на уроках математики в 6 классах

 

 

 

 

                                                          Выполнила:

                                                                     Мулюкова Гузель

                                                           Нурулловна

                                                                          учитель математики

 

 

 

 

 

 

 

Туймазы, 2012 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..………….….…..…….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

1.1. Возможности обучения творчеству ……………………………..………….6

1.2. Формирование творческого мышления при обучении математике…………………………………………………………………………...…7

Выводы по главе I………………………………………………….……………..9

ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССАХ

2.1. Экспериментальная оценка внедрения творческих заданий на уроках математики в 6 классах ……………………………..………………………………..10

2.2.  Педагогические условия реализации внедрения творческих заданий учащихся при обучении математике в 6 классах ………………………..…………12

Выводы по главе II………………………...………………………………….…15

Заключение…………………………………………...……………..……....…..16

Список литературы ………………………….………………..……………........17

Понятийный  аппарат …………………………………………………………….18

Приложение……………………………………………..………..……..………..19

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

        Как известно творческие задания вызывают у учащихся наибольший интерес, нежели простая «зубрёжка книг». Да, безусловно, и изучение школьного материала является отличным источником знаний. Но, рассмотрев успеваемость коллектива каждого класса, можно придти к мнению, что не всем интересен и подвластен материал какого- либо предмета, так как к нему нет особого  подхода. Поэтому необходимо разнообразить школьный материал, соединив стандартную программу предмета с творческой деятельностью.    

       Задания  творческого типа открывают для  учеников новые стороны уже  имеющихся знаний, формируют интерес  к предмету и воспитывают положительное отношение к нему. Полученные знания ученики учатся применять в неожиданных нестандартных ситуациях. Задания требуют наивысший уровень самостоятельности. А самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается  и развивается.

Таким образом, задача педагога в наше время - организовать  педагогический процесс таким образом, чтобы у учащегося, повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе. Чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали установленной системой научных знаний, получали и отрабатывали учебные умения и навыки, но и развивали свои познавательные способности, накапливали опыт творческой деятельности, развивали творческое воображение.

Но как - же обучать творчеству? Как внедрить эту творческую нотку в общеобразовательный процесс, к примеру, в математику? Возможно ли это? Это мы и попытаемся доказать.

Я как учитель понимаю значимость заинтересованности в предмете. Это исследование бы помогло ученикам вникнуть в предмет, путём введения творческих заданий, а учителю выявить и создать педагогические условия для успешного внедрения творческих заданий. В этом и состоит актуальность моего исследования.

Цель исследовательской  работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления связи творческого и математического развития обучающихся 6 классов на уроках математики.

Объект исследования  -  процесс внедрения творческих заданий на уроке математики.

Предмет исследования – создание и решение творческих заданий для обучающихся 6 классов на уроке математики.

Гипотеза исследования состоит в том, что подобранный методический материал и нововведения через сеть Интернет (создание группы на сайте «В контакте») позволяет за короткий срок повысить интерес к предмету математика.

Были определены следующие задачи:

  1. изучить литературу ведущих педагогов, методистов, посвященную вопросам творческого развития учащихся при обучении математике.
  2. раскрыть условия, необходимые для формирования творческого  мышления учащихся в процессе обучения математике.
  3. осуществить опытно-экспериментальную проверку выявленных условий  обучения математике.

Для проверки гипотезы и  решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования (классификация приведена на основе В.А. Сластенина): изучение продуктов деятельности учащихся (письменных, графических, творческих и контрольных работ, тетрадей), эксперимент, теоретический анализ, математические методы исследования (регистрация) [6].

Организационная база. Экспериментальная  работа осуществлялась в период с сентября по ноябрь 2011 года. Основной опытно-экспериментальной базой исследования являлся 6а класс МБОУ СОШ №7 г. Туймазы. Всего исследованием было охвачено 27 обучающихся.

Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что мной изучены теоретические аспекты по проблеме творческого развития на уроках математики.

Практическая  значимость исследовательской работы заключается в том, что его материалы могут быть использованы учителями в своей педагогической деятельности, и учениками в учебной деятельности.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

1.1. Возможности обучения творчеству

О.Б. Епишева считает, что в последнее десятилетие в педагогическом сознании произошёл сдвиг в понимании всего комплекса вопросов, связанных с образованием. Мы наблюдали, как происходит смена рецептивно-отражательного подхода к мышлению и образованию на конструктивно-деятельный. Всё больше актуализируется лично-ориентированное образование, связанное с освобождением творческой энергии каждого человека, находящегося в системе педагогических отношений.

 Она же утверждала, что задача педагога - организовать педагогический процесс таким образом, чтобы у учащегося, повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе. Чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали установленной системой научных знаний, получали и отрабатывали учебные умения и навыки, но и развивали свои познавательные способности, накапливали опыт творческой деятельности, развивали творческое воображение[3].

Фатеева Т.П. в своей статье указывает, что развитие творческого потенциала ученика можно только при непосредственном включении его в творческую деятельность. Никакой рассказ о творческой деятельности других людей и даже показ её не может научить творчеству. Русский классик Л.Н. Толстый считал: “Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он будет только подражать, копировать”. Эти слова актуальны и сейчас[7].

По  мнению Кручевской, А.П., реальная творческая деятельность и творчество учащихся в учебном процессе – несколько разные вещи, поскольку последних творчеству всё-таки обучают. Поэтому в процессе творческой деятельности обучающемуся может оказываться определенная помощь, например, через предъявление ему определённых эвристических предписаний. Осуществление таких предписаний может быть реализовано через творческие задания на различных уроках, через совместную деятельность педагога и учащихся. С дидактической точки зрения творческие задания представляют собой логически взаимосвязанные с друг другом задания, которые предлагаются учащимся в определенной последовательности, от простого к сложному. Творческие задания должны включать обязательный элемент тренинга и элемент новизны.

По её же мнению, творческое задание – это вид учебной деятельности, в которой учащиеся при непосредственном участии педагога целенаправленно усваивают знания, приобретают умения и навыки, которые в свою очередь используются в создании нового, посредством комбинации прошлого опыта[4].

 

1.2. Формирование  творческого мышления при обучении  математике

Каким образом возможно обучение творчеству? В том числе и на уроках математики. На этот вопрос ответил Потоцкий, М.В следующим образом:

Определим задачи творческих заданий в курсе математики:

  • организация выполнения творческих заданий должна соответствовать основным целям и задачам обучения;
  • творческие задания должны сочетаться с другими видами учебной деятельности учащихся на уроке;
  • необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовки, их интересы и склонности, а также уровень самостоятельности;
  • отличительной и главной чертой творческих заданий на уроке должен являться уровень новизны, так же актуализация прошлого опыта
  • на первоначальном этапе применения творческих заданий учитывать желание учащихся, их мотивы;
  • оценка выполнения творческих заданий должна желательно носить позитивный характер.

Применение творческих заданий на уроках математики способствует формированию убеждённости учащихся в  том, что они не только успешно  усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое, несущее учебную нагрузку[5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе I

Изучив методическую литературу, я выяснила, что педагоги понимают и знают, что на любом уроке, в том числе и математике, нужна заинтересованность ученика к предмету. Именно в этом состоит главная задача педагога на сегодняшний день. Интерес помогает нам развивать творческие задания. А творческие задания, в свою очередь, основной источник духовных потребностей.

Русский классик Л.Н. Толстый считал: “Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он будет только подражать, копировать”. Эти слова актуальны и сейчас.

С использованием творческих заданий на уроках математики возрастает  интерес детей к учёбе, и развивается самостоятельность.

Таким образом, с целью проверить возможности осуществления связи творческого и математического развития обучающихся 6 классов на уроках математики, мной решено построить экспериментальную деятельность следующим образом:

1) входное анкетирование обучающихся;

       2) создание  группы «Творческие задания на уроке математики. 6 классы» в сети Интернет на сайте «В контакте»;

       3) введение  творческих заданий на уроках  математики через созданную группу;

       4) повторное  анкетирование обучающихся 6 классов;

       5) создание  брошюры.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССАХ

П.2.1. Педагогические условия реализации внедрения творческих заданий учащихся при обучении математике в 6 классах

В данном параграфе представлено описание организации и проведения опытно – экспериментальной работы.

Педагогический эксперимент осуществлялся на базе школы № 7 г. Туймазы и проходил в два этапа: начальный и заключительный. Эксперимент проводился в 6а классе.

В настоящее время ученикам различных возрастов интересны компьютерные технологии. А также по результатам анкетирования стало известно, что ученикам для повышения интереса к предмету требуется какое-то новшество в предмет. Поэтому, исходя из данных вопросов, я решила, что возможно совместить выполнение творческих заданий и сеть Интернет. Тем самым, повысив интерес школьников к предмету математика.

Для реализации данной идеи была создана группа «Творческие задания на уроках математики. 6 классы» в сети Интернет на сайте «В контакте». Данная группа даёт ученикам возможность выполнять творческие задания в отдельных для каждого класса темах. Оформление и оценивание заданий выполняются учителем (приложение 1,2,3).

Подобранные задания разделялись на следующие типы:

    • решение уже составленных творческих заданий;

     Например, следующая задача: объясните "Решето Эратосфена"

    • составление учащимися задач по изученным темам программы с определённой целевой установкой на их содержание - экологическое, нравственное, связанное с местными проблемами и пр. (тем более, это важно в связи с тем, что содержание имеющихся в учебниках задач не всегда соответствует жизненным реалиям);

        Например, рассмотрим такую задачу: Для очистки воздуха в городе Туймазы по улице Комарова посадили тополя, с учётом на каждые 4 метра по одному. От школы №7 до перекрёстка 240 метров. Сколько деревьев на этот отрезке? Сколько кг пыли и химических веществ поглощают из воздуха эти тополя в год, учитывая, что один тополь очищает воздух от 76 кг химических веществ и 50 кг пыли за год?

Информация о работе Творческое развитие на уроках математики в 6 классах