Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:38, доклад
Современная образовательная политика предъявляет новые требования не только к содержанию и технологиям обучения, но и, в первую очередь, к личности педагога. От учителя требуется умение реализовывать и преобразовывать себя в процессе выполнения профессиональной деятельности, переосмысливать свои профессиональные ожидания, ощущать свою причастность к происходящему, уметь видеть и прогнозировать результаты своего труда. Только такой учитель в состоянии решать актуальные задачи, стоящие перед современным образованием, создавать эффективные педагогические условия для обеспечения духовно нравственного развития и воспитания школьников.
Двыденкова Наталья Петровна,
методист УМЦ по иностранным языкам «Развитие образования»
«Творческое развитие педагога в условиях инновационной деятельности»
«Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет».
Современная образовательная
Готовность к нововведениям
- это такое личностное проявление
творческого стиля
Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.
Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности - один из важнейших показателей личностного развития педагога, его педагогического творчества.
Педагогическое творчество - это более высокий уровень квалификации учителя. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.
Профессиональное мастерство учителя шлифуется, в основном, в практической деятельности. Однако при освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только совершенствование технических педагогических приемов, но и личностное саморазвитие педагога, самоактуализация его личности. Процесс самоактуализации включает в себя переход потенциальных особенностей человека в актуальные. Динамика превращения потенциальных особенностей в актуальные выступает как основной механизм саморазвития.
И.В. Никишина в работе «Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы» выделяет следующие основные психологические требования к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии:
- вариативность мышления;
- эмпатийность (способность с сопереживанию);
- синтонность (способность настроиться на «волну» другого человека);
- толерантность (терпимость к инакомыслию);
- коммуникативность (культуру диалога).
Развитие этих качеств, высокий
уровень общей культуры, психолого-педагогическая
и технологическая
Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.
Готовность педагога к
созданию авторской технологии, характеризующейся
согласованностью методических приемов,
оригинальностью их сочетания в
целостной системе, соответствующей
единому замыслу и личностному
опыту учителя, авторским стилем
его педагогической деятельности, -
один из важнейших показателей
Как никогда от учителя сейчас требуется не только умение реализовывать и преобразовывать себя в процессе выполнения профессиональной деятельности, переосмысливать свои профессиональные ожидания, ощущать свою причастность к происходящему, но и уметь видеть и прогнозировать результаты своего труда. Изменения общей парадигмы образования подразумевает способность педагога быть субъектом своего профессионального развития и бороться с профессиональным консерватизмом, который ведет к застою в педагогической деятельности. От современного педагога требуется умение транслировать и постоянно обогащать свой профессиональный опыт, пересматривать его в соответствии с изменяющимися условиями образовательной среды, осваивать и внедрять новые технологии в образовательную практику. Профессиональные стереотипы являются неотъемлемым отражением достигнутого профессионального мастерства. Однако, если слишком большая доля поведения строится на таких стереотипных действиях, то это неблагоприятно сказывается на его результатах в конечном счете.
Профессионализм как системное
образование не может долгое
время находиться в состоянии
застоя. Возраст и стаж не освобождают
педагога от необходимости
Одинцовский учебно-методический
центр «Развитие образования» (далее
– УМЦ), планируя работу с учителями
иностранного языка общеобразовательных
учреждений Одинцовского района, осуществляет
повышение профессионального
Для решения этой задачи
проводятся информационные и постоянно
действующие семинары, конференции,
проводятся мастер-классы, открытые уроки
учителями новаторами, обучающие
курсы повышения квалификации учителей
иностранного языка, круглые столы,
творческие мастерские, деловые игры,
тренинги, дискуссии, на которых делается
оценка и поддержка участников процесса
диссеминации, представляются педагогические
накопления, обобщения, проводится экспертиза.
Педагоги делятся продуктами своего
инновационного опыта. Таким образом,
методическая служба секции иностранных
языков УМЦ, активно распространяя
разнообразные формы
В этой связи хотелось бы особо отметить большую и эффективную совместную деятельность методической службы секции иностранных языков и филологического факультета Одинцовского Гуманитарного института, которая поднимает работу в этом направлении на более высокий уровень, придает ей гибкость, носит динамичный характер и, что самое главное, вырабатывает способность адекватного реагирования на актуальные и перспективные потребности образовательной практики.
Стало традицией проведение совместных педагогических форумов и мероприятий, в которых участвуют как преподаватели и студенты под руководством своих преподавателей, так и учителя района. Проводятся совместные мероприятия: круглые столы, заседания районного методического объединения учителей иностранного языка, научно-практические интернет-конференции. На этих совместных встречах обсуждаются проблемы инновационных форм и технологий организации образовательного процесса, обновленных методах и приемах организации работы с обучающимися, информационных и коммуникационных технологиях.
Интересно отметить, что на этих форумах с большим успехом и желанием, делятся своими инновациями делятся молодые специалисты.
Таким образом, районное
сообщество учителей иностранного
языка Одинцовского района под
руководством методической службы иностранного
языка учебно-методического
Библиографическая ссылка:
· Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы / И.В.Никишина. - Волгоград, 2007.
· Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М.: Логос, 1999
Информация о работе Творческое развитие педагога в условиях инновационной деятельности