Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:39, реферат
Антон Семенович Макаренко (1888-1939) – один из отечественных педагогов и писателей. В данном реферате рассмотрим основные взгляды А.С. Макаренко, идеи, требования к личности учителя. А сохранили ли вообще идеи и принципы А.С. Макаренко свою актуальность до наших дней?
1. Введение
2. Основные факты биографии А.С. Макаренко
3. Основные и педагогические принципы А.С. Макаренко.
4. А. С. Макаренко о требованиях к личности учителя
5. Заключение
6. Литература
В педагогической
теории получила развитие идея А.С. Макаренко
о том, что логика отношений учителя
и учащихся в школе вытекает из
самой сути общественного строя.
При всем своеобразии содержания
и характера этих отношений в
зависимости от возраста учащихся,
их индивидуальных особенностей, уровня
воспитанности коллектива в целом,
личностных качеств учителей они
всегда должны оставаться отношениями
старших и младших товарищей,
отношениями ответственной
Педагогический опыт по Макаренко.
При анализе особенностей детей Макаренко исходил из понятия педагогического опыта как чрезвычайно сложного социального явления. Его главнейшими компонентами выступают личность ребёнка и личность педагога, ставящего определённые воспитательные цели; здесь действуют определённые воспитательные средства, условия; им соответствуют результаты. Закономерности же процесса воспитания есть не что иное, как существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между этими компонентами воспитания. Таким образом, ещё одно требование, предъявляемое к личности учителя Макаренко, - наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянные наблюдения и переработки педагога в его отношениях с детьми.
Успеху педагогического
опыта Макаренко в немалой
степени способствовало то, что он
в своей деятельности руководствовался
собственной «программой - минимум»,
то есть системой реальных, совершенно
необходимых и практически
Особенности педагогических приёмов по Макаренко.
Учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, считал Макаренко, педагог каждый раз находит свой воспитательный приём, который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика. То есть он должен найти лучший вариант, дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее. Именно вариативность каждого приёма делает возможным применить его и к тем ученикам, которые нарушают дисциплину постоянно, и к тем, кто делает это впервые, к мальчикам и девочкам, но в каждом конкретном случае с расчётом на конкретного ребёнка. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.
Развитие
педагогического мастерства
Вот некоторые из приемов, которые применял Макаренко:
а) Метод — «атака в лоб», варианты «атаки в лоб». Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам.
б) Метод «обходного движения», когда «против личности восстановлен весь коллектив. Тогда бить фронтально человека нельзя, он остается без защиты: коллектив против него, я против него, и человек может сломаться. . .»,
в) Важным средством воспитания Антон Семенович считал «воздействие словом». Он научился произносить самые простые слова и фразы («здравствуйте», «иди сюда», «можешь идти» и др.) с двадцатью нюансами. Макаренко обладал ораторским талантом, был мастером импровизированной речи.
г) Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике, одним из первых в педагогике выявил, обосновал и на практике использовал фактически все элементы педагогической техники.
д) А. С. Макаренко
считал, что нет и быть не может какого-то
уединенного и универсального педагогического
средства, что все методы и приемы воспитания
динамичны, диалектичны, и эффект каждого
из них во многом зависит от того, кем,
когда и в какой конкретной ситуации, по
отношению к каким воспитанникам они применимы.
Шаблоны, трафарет противопоказаны педагогической
деятельности, творческой по самой своей
природе.
Также решительно выступал А. С. Макаренко против попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании.
Нельзя сначала
вести трудовое воспитание, затем
эстетическое, потом нравственное,
идейно-политическое и так далее.
Также отделять учебу, труд, досуг. Все
должно идти в единстве.
е) Интересен
и «метод переключения
Свобода творчества учителя во взглядах Макаренко.
Особое внимание
в своей педагогической
Заключение
Мы рассмотрели главные принципы, мысли, идеи Макаренко и требованиях к личности учителя. Педагог должен быть гуманистом, считает Макаренко, - ему необходима вера в человека и его добрые, светлые силы.
Актуальны ли его идеи сейчас? Да и можно ли говорить в наше время о педагогической системе, основанной на марксистско-ленинских принципах? Применимы ли принципы Макаренко в отношении личности педагога к сегодняшнему дню?
Я думаю, что требования Макаренко к личности учителя актуальны во все времена, потому что содержат мысли, которые человечество пронесло через все время своего существования.
Прежде всего, это уже названные требования к учителю быть гуманным человеком, воспринимать ребенка с позитивной стороны. Думаю, особых комментариев эта идея Макаренко не требует.
Большое место в воспитании Макаренко отводит коллективу – как педагогическому, так и ученическому. Эта мысль в полной мере применима к сегодняшнему дню. Макаренко говорит, что педагог должен, прежде всего, воспитывать именно коллектив. А что представляет собой современное общество, хотя бы нашей страны? Его можно образно назвать «толпой одиночек». И насколько же важно для учителя воспитывать именно коллектив детей, всеми своими действиями и поступками приобщать их к мысли, что они – коллектив, крепко спаянный товариществом и дружбой. Если в наше время молодое поколение будет подрастать с мыслями о дружбе, верности, отзывчивости, взаимопомощи, то, может быть, и жизнь в нашей стране станет лучше? И само собой, коллектив учеников может воспитывать только коллектив учителей, поскольку учитель – всегда пример для своего ученика во всем.
Макаренко считал, что педагог должен воспитывать человека-деятеля, строителя нового общества. Во времена Макаренко это будущее общество считалось коммунистическим. Мы можем сделать поправку на то, что сейчас ситуация другая и коммунистическое будущее поставлено под большое сомнение, но ведь многое здесь применимо для наших дней: мы сейчас живем в каком-то промежуточном периоде, и необходимо создать новое, стабильное общество. Не подходит ли здесь идея Макаренко о воспитании учителем человека – строителя нового?
Ну и конечно
же, в полной мере могут быть рекомендованы
на сегодняшний день идеи Макаренко
о педагогической цели учителя, отношениях
педагогов и воспитанников, самостоятельной
работе педагога, его опыте, такому
принципу, как «программа-минимум»,
творчестве учителе и его свободе
а также о различных