Творчество А.С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:39, реферат

Описание работы

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) – один из отечественных педагогов и писателей. В данном реферате рассмотрим основные взгляды А.С. Макаренко, идеи, требования к личности учителя. А сохранили ли вообще идеи и принципы А.С. Макаренко свою актуальность до наших дней?

Содержание работы

1. Введение
2. Основные факты биографии А.С. Макаренко
3. Основные и педагогические принципы А.С. Макаренко.
4. А. С. Макаренко о требованиях к личности учителя
5. Заключение
6. Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 33.49 Кб (Скачать файл)

В педагогической теории получила развитие идея А.С. Макаренко  о том, что логика отношений учителя  и учащихся в школе вытекает из самой сути общественного строя. При всем своеобразии содержания и характера этих отношений в  зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных особенностей, уровня воспитанности коллектива в целом, личностных качеств учителей они  всегда должны оставаться отношениями  старших и младших товарищей, отношениями ответственной зависимости.

Педагогический  опыт по Макаренко.  

  При анализе особенностей детей Макаренко исходил из понятия педагогического опыта как чрезвычайно сложного социального явления. Его главнейшими компонентами выступают личность ребёнка и личность педагога, ставящего определённые воспитательные цели; здесь действуют определённые воспитательные средства, условия; им соответствуют результаты. Закономерности же процесса воспитания есть не что иное, как существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между этими компонентами воспитания. Таким образом, ещё одно требование, предъявляемое к личности учителя Макаренко, - наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянные наблюдения и переработки педагога в его отношениях с детьми.

Успеху педагогического  опыта Макаренко в немалой  степени способствовало то, что он в своей деятельности руководствовался собственной «программой - минимум», то есть системой реальных, совершенно необходимых и практически достижимых в данных условиях конкретных задач  воспитания. «Нужно принять геройские  меры, чтобы удовлетвориться этим минимумом…. Без достижения указанного минимума все разговоры о чём-либо ином смешны. И, напротив, достижение этого  минимума открывает широкие просторы по всем направлениям», - писал Макаренко.

Особенности педагогических приёмов по Макаренко.  

  Учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, считал Макаренко, педагог каждый раз находит свой воспитательный приём, который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика.  То есть он должен найти лучший вариант, дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее.  Именно вариативность каждого приёма делает возможным применить его и к тем ученикам, которые нарушают дисциплину постоянно, и к тем, кто делает это впервые, к мальчикам и девочкам, но в каждом конкретном случае с расчётом на конкретного ребёнка. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.     

 Развитие  педагогического мастерства учителя  идёт по логике: от подражательного  переноса приёмов в свой опыт  до творческого его преломления,   к вариативности и созданию новых собственных средств прикосновения к личности воспитанника.     

 Вот некоторые  из приемов,  которые применял Макаренко:  

а)    Метод — «атака    в лоб»,    варианты   «атаки    в лоб».  Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам. 

б) Метод «обходного движения», когда «против личности восстановлен  весь коллектив.  Тогда бить фронтально человека нельзя, он остается без защиты: коллектив против него, я    против    него,    и    человек    может    сломаться. . .»,  

в) Важным средством  воспитания Антон Семенович считал «воздействие словом». Он научился  произносить  самые простые слова и фразы   («здравствуйте», «иди сюда», «можешь идти» и др.) с двадцатью нюансами. Макаренко обладал ораторским талантом, был мастером импровизированной речи.

г)   Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике, одним из первых в педагогике выявил, обосновал     и   на   практике     использовал   фактически     все элементы педагогической техники.

д)   А. С. Макаренко   считал,    что нет и быть    не может какого-то    уединенного   и   универсального    педагогического средства, что все методы и приемы   воспитания динамичны, диалектичны,  и  эффект  каждого из них во многом зависит от того, кем, когда и в какой конкретной ситуации, по отношению к каким  воспитанникам  они  применимы. Шаблоны, трафарет противопоказаны  педагогической   деятельности,  творческой по самой своей природе.                                                                      

Также решительно    выступал    А. С. Макаренко   против                            попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании.  

Нельзя сначала  вести трудовое воспитание, затем  эстетическое, потом нравственное, идейно-политическое и так далее.  Также отделять учебу, труд, досуг. Все должно идти в единстве.                                                                                                 

 е) Интересен  и «метод переключения страстей»  или  перспектив.                                                                                          

Свобода творчества учителя во взглядах Макаренко.    

 Особое внимание  в своей педагогической практике  и попытках её теоретического  обобщения Макаренко уделял роли  учителя в образовательном процессе, считая, что лишённый  своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, учитель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику. Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия, но в рамках его определённых установок, что и является решающим.                                        

 Заключение

Мы рассмотрели  главные принципы, мысли, идеи Макаренко  и требованиях к личности учителя. Педагог должен быть гуманистом, считает  Макаренко, - ему необходима вера в  человека и его добрые, светлые  силы.  

Актуальны ли его  идеи сейчас?   Да и можно ли говорить в наше время о педагогической системе, основанной на марксистско-ленинских принципах? Применимы ли принципы Макаренко в отношении личности педагога к сегодняшнему дню?

Я думаю, что  требования Макаренко к личности учителя актуальны во все времена, потому что содержат мысли, которые  человечество пронесло через все  время своего существования.

Прежде всего, это уже названные требования к учителю быть гуманным человеком, воспринимать ребенка с позитивной стороны. Думаю, особых комментариев эта  идея Макаренко не требует.

Большое место  в воспитании Макаренко отводит  коллективу – как педагогическому, так и ученическому.  Эта мысль в полной мере применима к сегодняшнему дню. Макаренко говорит, что педагог должен, прежде всего, воспитывать именно коллектив. А что представляет собой современное общество, хотя бы нашей страны? Его можно образно назвать «толпой одиночек». И насколько же важно для учителя воспитывать именно коллектив детей, всеми своими действиями и поступками приобщать их к мысли, что они – коллектив,  крепко спаянный товариществом и дружбой. Если в наше время молодое поколение будет подрастать с мыслями о дружбе, верности, отзывчивости, взаимопомощи, то, может быть, и жизнь в нашей стране станет лучше? И само собой, коллектив учеников может воспитывать только коллектив учителей, поскольку учитель – всегда пример для своего ученика во всем.

Макаренко считал, что педагог должен воспитывать  человека-деятеля, строителя нового общества. Во времена Макаренко это  будущее общество считалось коммунистическим. Мы можем сделать поправку на то, что сейчас ситуация другая и коммунистическое будущее поставлено под большое  сомнение, но ведь многое здесь применимо  для наших дней: мы сейчас живем  в каком-то промежуточном периоде, и необходимо создать новое, стабильное общество. Не подходит ли здесь идея Макаренко о воспитании учителем человека – строителя нового?

Ну и конечно  же, в полной мере могут быть рекомендованы  на сегодняшний день идеи Макаренко  о педагогической цели учителя, отношениях педагогов и воспитанников, самостоятельной  работе педагога, его опыте, такому принципу, как «программа-минимум», творчестве учителе и его свободе  а также о различных педагогических приемах учителя. На мой взгляд, эти  мысли Макаренко актуальны в  наше время, как и в любое другое, так как пока существует общество, будет существовать и учитель.    


Информация о работе Творчество А.С. Макаренко