Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:30, курсовая работа
Цель исследования: Выявление технологии работы социального педагога с семьей.
Задачи исследования:
Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.
Определить способы и средства работы социального педагога, воздействующие повышению педагогического потенциала семьи, познавательной и социальной активности ребенка.
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Технология работы социального педагога с семьей
1.1. Современная помощь семье…………………………………………… 5
1.2. Формы и методы работы социального педагога с семьей…………… 7
Глава 2. Работа социального педагога
2.1. Методика работы социального педагога с родителями……………. 12
2.2. Работа социального педагога с детьми……………………………... 17
Заключение………………………………………………………………… 31
Литература…………………………………………………………………. 34
Налаживание
с родителями доброжелательных
контактов происходит легче,
Большая социальная
значимость целенаправленного
Индивидуальная
работа с родителями и другими
взрослыми членами семьи
Преимуществом
индивидуальной работы
Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку.
Индивидуальное
общение не только дает
Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все необходимые условия. Особенно это относится к родителям первоклассников - ведь некоторые из них, если ребенок не ходил в детский сад, впервые расстаются с ним и очень волнуются. Чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы, можно при записи ребенка в школу предложить родителям анкету со следующим содержанием:
I. Ф.И.О родителей.
1. Возраст
2. Образование
3. Место работы, телефон
4. Общественная работа
5. Квартирные условия
6. Общий заработок семьи
7. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать
II.Ф.И.О ребенка.
Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?
2. Какие игры предпочитает?
3. Какие виды спортивных развлечений больше любит?
4. С кем чаще
играет(с мальчиками или
Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив.)
Какие обязанности имеет дома?
Какие с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка следует учесть.
III.Кто в семье
непосредственно занимается
Где чаще всего совместно с ребенком проводится досуг?
3. Знаете ли вы друзей своего ребенка и их родителей?
4. Приходят ли
к вам в гости приятели
5. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
Какие методы воспитания вы предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)
Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник должен уметь слушать. При знакомстве с родителями это правило особенно необходимо соблюдать.
В обязанности социального педагога входит посещение семей, с девиантным поведением. Первый визит в семью - ответственный момент часто решающий, будут ли родители доверять учителю, прислушиваться к его советам. Педагог заранее готовится к посещению той или иной семьи: узнает ее состав, материальное положение, выясняется, где работают родители,
продумывают возможные вопросы членов семьи и отвечает на них, намечает, какие сведения о ребенке ему нужно получить.
Посещение
семьи во второй и третий
раз учитель планирует,
Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления, обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт семейного воспитания в каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная организация досуга и т.д.
Особенно
большие трудности
пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог берет такие семьи под особый контроль. Он регулярно посещает эту семью, целенаправленно проводит с родителями отдельные, индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда, который может принести алкоголь растущему организму.
Задача социального педагога - раскрыть перед родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать детей против алкоголя.
Дети должны
ясно представлять себе все
аспекты проблемы: физиологический,
социальный, экологический. Практика
работы говорит об
Социальный педагог
может обратиться к руководителям
предприятий, на которых работают родители.
В крайних случаях, формы общественного
воздействия не действуют, используется
более строгая форма
когда поведение родителей, несовместимо с выполнением ими родительских обязанностей, становится лишением ими родительских прав.
Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику - ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка.
Основная
задача социального педагога - активизировать
педагогическую, воспитательную деятельность
семьи, придать ей
Основная
форма работы с коллективом
родителей - родительское собрание,
вместе с учителями начальных
классов, которое проводит
Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами, воспитания и обучения детей в семье и школе.
Привлечение
родителей к выполнению
Исходя из планов работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, итогов работы родительских собраний, социальный педагог может проводить коллективные консультации с родителями, по особо волнующим их проблемам.
В план
работы социального педагога
входит такие виды совместной
деятельности школы и семьи:
организация экскурсий на
Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то ,что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом.
Социальной помощи и более пристального к себе внимания требуют семьи, имеющие статус беженцев. Число таких семей за последние годы сильно возросло, семей, в которых родители имеют статус безработных.
Силами социальных
педагогов в школе
План работы социального педагога на первое полугодие.
I. Учебно-методическая работа.
1. Изучение литературы по социальной педагогике.
2. Знакомство с периодической печатью.
3. Участие в
семинарах и совещаниях
4. Продолжить изучение методик исследования личности семьи, учителей и детей.
II.Работа с семьей.
1. Провести диагностику
семейного воспитания с
2. Дифференциация семей по типам.
3. Организовать
взаимодействие социальных
разрешения возникающих конфликтов.
4. Привлекать учителей, детей, родителей в проведении совмест-ных вечеров.
5. Выступить
на классных собраниях с
6. Организовать социо - психологический тренинг общения между учителями младших школьников по обмену опытом в работе с родителями.
7. Проводить консультации для родителей по определенному графику.
III.Работа с детьми.
1. Изучить занятость детей во внеурочное время.
2. Продолжить изучение личности детей, работу проводить согласованно со школьным психологом.
3. Проводить
часы общения, помогать
4. Уделять особое
внимание детям находящимся
5. Вести индивидуальную работу с "трудными детьми".
IV. Взаимосвязь социальной службы школы с институтами воспитания.
1. Организовать встречу ребят с работниками правоохранительных органов.
2. Приглашать
родителей и учащихся (по необходимости)
на индивидуальные беседы с юристом,
педагогом, психологом.
Дополнительно необходимо проводить работу по профилактике отрицательных привычек: курение, токсикомания, наркомания. Такой вид работы особенно необходим в третьем классе начальной школы, так как этим детям предстоит преодолеть трудный период, связанный с переходом в среднее звено общеобразовательной школы.
Желательно
каждому социальному педагогу организовать
в школе те-лефон доверия и для детей и
для родителей.
2.2. Работа социального педагога с детьми
Практически в 90-х годах, специалистами, призванными заниматься вопросами профилактики правонарушений или их рецидивов среди подростков, стали психологи.
Но поскольку в вопросе профилактической работы с контингентом "трудных" детей позиции школьного психологии в массовой практике в течение всех 90-х годов проявлялись крайне противоречиво, то именно введение должности и ставки социального педагога в штаты образовательных учреждений воспринималось в большинстве случаев как долгожданная мера, в соответствии, с которой большинство детей группы риска были автоматически переданы в руки нового специалиста. В свою очередь, полная передача социальным педагогам профилактической работы с трудными подростками поставила вопрос о возможностях и ограничениях нового специалиста в решении сложнейших задач социально-педагогической практики и его эмоциональном "сгорании". По некоторым исследованиям (С.С. Гиль, М.С. Мартынов) в связи с физической и психологической невозможностью осуществлять в одиночку профилактическую деятельность среди детей "группы риска", привело к появлению профессиональных деформаций среди социальных педагогов.
Информация о работе Творчество социального педагога в профессиональной деятельности