Творчество социального педагога в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Выявление технологии работы социального педагога с семьей.
Задачи исследования:
Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.
Определить способы и средства работы социального педагога, воздействующие повышению педагогического потенциала семьи, познавательной и социальной активности ребенка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Технология работы социального педагога с семьей
1.1. Современная помощь семье…………………………………………… 5
1.2. Формы и методы работы социального педагога с семьей…………… 7
Глава 2. Работа социального педагога
2.1. Методика работы социального педагога с родителями……………. 12
2.2. Работа социального педагога с детьми……………………………... 17
Заключение………………………………………………………………… 31
Литература…………………………………………………………………. 34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

 Налаживание  с родителями доброжелательных  контактов происходит легче, если  педагог строит общение целенаправленно,  учитывая ситуацию, заранее продумывает  не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.

 Большая социальная  значимость целенаправленного общения  с семьей заключается в том,  что направляя по нужному руслу  воздействие родителей на детей,  педагог влияет и на перестройку  внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

 Индивидуальная  работа с родителями и другими  взрослыми членами семьи учащегося  сложна и разнообразна.

 Преимуществом  индивидуальной работы является  то, что находясь наедине с  социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.

Очень внимательно  следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку.

 Индивидуальное  общение не только дает возможность  учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

Многое в отношении  школы и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с  родителями не следует говорить о  трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все необходимые условия. Особенно это относится к родителям первоклассников - ведь некоторые из них, если ребенок не ходил в детский сад, впервые расстаются с ним и очень волнуются. Чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы, можно при записи ребенка в школу предложить родителям анкету со следующим содержанием:

I. Ф.И.О родителей.

1. Возраст

2. Образование

3. Место работы, телефон

4. Общественная  работа

5. Квартирные  условия

6. Общий заработок  семьи

7. В каких  мероприятиях школы вы хотели бы участвовать

II.Ф.И.О ребенка.

Чем ваш ребенок  любит заниматься в свободное  время?

2. Какие игры  предпочитает?

3. Какие виды  спортивных развлечений больше  любит?

4. С кем чаще  играет(с мальчиками или девочками)?

Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив.)

Какие обязанности  имеет дома?

Какие с вашей  точки зрения, индивидуальные особенности  ребенка следует учесть.

III.Кто в семье  непосредственно занимается воспитанием   ребенка?

Где чаще всего  совместно с ребенком проводится досуг?

3. Знаете ли  вы друзей своего ребенка и  их родителей?

4. Приходят ли  к вам в гости приятели ребенка?

 5. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?

Какие методы воспитания вы предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)

Очень важна  форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник должен уметь слушать. При знакомстве с родителями это  правило особенно необходимо соблюдать.

 В обязанности  социального педагога входит посещение семей, с девиантным поведением. Первый визит в семью - ответственный момент часто решающий, будут ли родители доверять учителю, прислушиваться к его советам. Педагог заранее готовится к посещению той или иной семьи: узнает ее состав, материальное положение, выясняется, где работают родители,

продумывают возможные  вопросы членов семьи и отвечает на них, намечает, какие сведения о  ребенке ему нужно получить.

 Посещение  семьи во второй и третий  раз учитель планирует, учитывая  результаты предварительного знакомства; поведение ребенка в школе, отношение родителей к своим обязанностям, их участие в жизни школы.

Идя в семью, социальный педагог ставит перед  собой задачу выявления, обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт семейного воспитания в каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная организация досуга и т.д.

 Особенно  большие трудности представляют  семьи, в которых мать или отец

пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог берет такие семьи под особый контроль. Он регулярно посещает эту семью, целенаправленно проводит с родителями отдельные, индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда, который может принести алкоголь растущему организму.

Задача социального  педагога - раскрыть перед родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать детей против алкоголя.

 Дети должны  ясно представлять себе все  аспекты проблемы: физиологический,  социальный, экологический. Практика  работы говорит об эффективности  индивидуальной работы по антиалкогольной пропаганде с семьями учащихся.

Социальный педагог  может обратиться к руководителям  предприятий, на которых работают родители. В крайних случаях, формы общественного  воздействия не действуют, используется более строгая форма воздействия  общественное порицание, предупреждения, налагают штраф. Крайней мерой,

когда поведение  родителей, несовместимо с выполнением  ими родительских обязанностей, становится лишением ими родительских прав.

 Часто беседы  с родителями помогают найти  правильный подход к ученику - ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка.

 Основная  задача социального педагога - активизировать  педагогическую, воспитательную деятельность  семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

 Основная  форма работы с коллективом  родителей - родительское собрание, вместе с учителями начальных  классов, которое проводит ежемесячно, а если это необходимо еженедельно.

 Родительские  собрания сближают учителей и  родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами, воспитания и обучения детей в семье и школе.

 Привлечение  родителей к выполнению поручений  к ежедневной доброжелательной  помощи школе - важная, насущная  задача в работе учителя, социального  педагога с семьей.

 Исходя из  планов работы, индивидуальных бесед  с родителями, посещений семьи,  итогов работы родительских собраний, социальный педагог может проводить коллективные консультации с родителями, по особо волнующим их проблемам.

 В план  работы социального педагога  входит такие виды совместной  деятельности школы и семьи:  организация экскурсий на различные предприятия по месту работы родителей; организация экскурсий и прогулок по городу с целью знакомства детей с предприятиями и учреждениями города, продукцией, которую они выпускают; проведение бесед о профессиях и их пользе для людей.

 Формы и  методы работы с родителями разнообразны, но главное то ,что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом.

 Социальной  помощи и более пристального  к себе внимания требуют семьи, имеющие статус беженцев. Число таких семей за последние годы сильно возросло, семей, в которых родители имеют статус безработных.

 Силами социальных  педагогов в школе организуется  работа "Телефона доверия".

 План работы  социального педагога на первое полугодие.

I. Учебно-методическая  работа.

1. Изучение литературы  по социальной педагогике.

2. Знакомство  с периодической печатью.

3. Участие в  семинарах и совещаниях социальных  педагогов.

4. Продолжить  изучение методик исследования личности семьи, учителей и детей.

II.Работа с  семьей.

1. Провести диагностику  семейного воспитания с родителями  младших школьников.

2. Дифференциация  семей по типам.

3. Организовать  взаимодействие социальных служб  для 

разрешения возникающих  конфликтов.

4. Привлекать  учителей, детей, родителей в проведении  совмест-ных вечеров.

5. Выступить  на классных собраниях с циклом  лекций.

6. Организовать  социо - психологический тренинг  общения между учителями младших школьников по обмену опытом в работе с родителями.

7. Проводить  консультации для родителей по определенному графику.

III.Работа с  детьми.

1. Изучить занятость  детей во внеурочное время.

2. Продолжить  изучение личности детей, работу проводить согласованно со школьным психологом.

3. Проводить  часы общения, помогать разрешению  конфликтов с учителями.

4. Уделять особое  внимание детям находящимся под  опекой.

5. Вести индивидуальную  работу с "трудными детьми".

IV. Взаимосвязь  социальной службы школы с  институтами воспитания.

1. Организовать  встречу ребят с работниками  правоохранительных органов.

2. Приглашать  родителей и учащихся (по необходимости)  на индивидуальные беседы с юристом, педагогом, психологом. 

 Дополнительно  необходимо проводить работу  по профилактике отрицательных привычек: курение, токсикомания, наркомания. Такой вид работы особенно необходим в третьем классе начальной школы, так как этим детям предстоит преодолеть трудный период, связанный с переходом в среднее звено общеобразовательной школы.

 Желательно каждому социальному педагогу организовать в школе те-лефон доверия и для детей и для родителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Работа социального  педагога с детьми

Практически в 90-х  годах, специалистами, призванными  заниматься вопросами профилактики правонарушений или их рецидивов среди подростков, стали психологи.

Но поскольку  в вопросе профилактической работы с контингентом "трудных" детей  позиции школьного психологии в  массовой практике в течение всех 90-х годов проявлялись крайне противоречиво, то именно введение должности и ставки социального педагога в штаты образовательных учреждений воспринималось в большинстве случаев как долгожданная мера, в соответствии, с которой большинство детей группы риска были автоматически переданы в руки нового специалиста. В свою очередь, полная передача социальным педагогам профилактической работы с трудными подростками поставила вопрос о возможностях и ограничениях нового специалиста в решении сложнейших задач социально-педагогической практики и его эмоциональном "сгорании". По некоторым исследованиям (С.С. Гиль, М.С. Мартынов) в связи с физической и психологической невозможностью осуществлять в одиночку профилактическую деятельность среди детей "группы риска", привело к появлению профессиональных деформаций среди социальных педагогов.

Информация о работе Творчество социального педагога в профессиональной деятельности