Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:44, реферат
Обычно утолок живой природы является дополнением к кабинету биологии. Но его роль в преподавании школьного курса биологии трудно переоценить. Основная задача уголка живой природы — воспитание в учениках бережного отношения к окружающей среде, отработка умений работы с природными объектами и наблюдений за ними. Эти функции уголка живой природы становятся особенно актуальными в нашем современном обществе, в котором происходит своеобразное «индифферентное» отношение к природе.
Уголок живой природы
Обычно утолок живой природы является дополнением к кабинету биологии. Но его роль в преподавании школьного курса биологии трудно переоценить. Основная задача уголка живой природы — воспитание в учениках бережного отношения к окружающей среде, отработка умений работы с природными объектами и наблюдений за ними. Эти функции уголка живой природы становятся особенно актуальными в нашем современном обществе, в котором происходит своеобразное «индифферентное» отношение к природе.
В школе для уголка живой природы отводят специальное помещение площадью 15—18 м2 с окнами на юг или юго-восток. В нем подбирают объекты, необходимые для использования в учебном процессе. Здесь учащиеся могут ставить опыты с живыми объектами, наблюдать за ними. Длительные наблюдения способствуют развитию исследовательских умений.
Комнатные растения и животные уголка живой природы целесообразно использовать на уроках и во внеклассной работе в качестве демонстрационного и раздаточного материала, при проведении наблюдений и постановке простейших опытов. Живые объекты должны быть неприхотливыми в содержании и уходе. Их разведение сопряжено с соблюдением санитарно-гигиенических требований: норм освещенности (нельзя заставлять окна крупными растениями), содержания газового состава воздуха (изменяется за счет неправильного содержания животных), влажности (повышается при наличии большого количества крупных растений, аквариумов). Кроме того, при размещении птиц и зверьков следует учитывать, что они издают шум, а это отвлекает внимание учащихся.
Содержание живых объектов должно отвечать требованиям техники безопасности. Отбираются растения, не вызывающие аллергических реакций, животные — неядовитые. Учащиеся должны быть обучены обращению с ними. Часть живых растений выращивают на пришкольном учебно-опытном участке. Они в основном служат для иллюстрации особенностей строения различных групп цветковых растений, а также для изучения морфологии отдельных органов высших растений, в качестве примеров сортов культурных и декоративных растений. Они должны быть типичны для данной местности и малотребовательны к условиям выращивания.
При подборе растений прежде всего следует исходить из возможности их использования на уроках и во внеклассной работе, учитывая их роль в оформлении интерьера. Растения целесообразно размещать на стойках, которые крепятся в простенках у края окон или на подставках. Все растения, как и другие объекты, снабжаются этикетками с видовыми названиями, принадлежностью к тому или иному семейству, с указанием родины произрастания. Этикетки крепят к цветочному вазону.
Для размещения в учебном кабинете рекомендуются небольшие растения, на которых можно проиллюстрировать строение побега, листа, листорасположение, формы листьев, типы жилкования и т.д. Два-три крупных растения создадут неповторимый интерьер. Основную часть растений размещают в лаборантской комнате на препараторском столе и на стеллажах, а также коридорах и рекреациях. Комнатные растения подбирают по экологическим группам, что облегчает уход за ними. В группе растений влажных тропических лесов могут быть: бальзамин африканский, бегонии (вечноцветущая, пятнистая и другие виды), плющ восковой, драцена, колеус гибридный, монстера лакомая, традесканции (виргинская, гвианская, зебровидная, бело-пестрая), фикус, циперус, эпифиллюм. Растения субтропиков: аспарагус (Шпрен-гера, перистый), асипдистра, аукуба японская, камнеломка отпрысковая, кливия благородная, папоротник адиантум, нефролепис, пеларгония душистая и зональная, плющ обыкновенный, фиалка узамбарская, фуксия грациозная, хлорофитум пучковатый, цис-сус. Растения пустынь: кактусы (различные виды), алоэ древовидное, бриофиллюм, сансевьера цейлонская.
Земля в почвенных горшках должна быть умеренно влажной. Поливают растения водой, отстоявшейся в течение 1—2 суток (при этом из воды улетучивается хлор, используемый в водопроводах для обеззараживания). В весенне-летний период проводят регулярные подкормки с учетом биологических потребностей растений.
Под руководством учителя учащиеся ухаживают за живыми объектами, составляют карточки по уходу и содержанию объектов в живом уголке. Уход за растениями включает борьбу с вредителями. При этом необходимо соблюдать правила техники безопасности и работать только под строгим контролем учителя. Малогабаритные комнатные школьные теплицы «Флора» и холодильник для кормов животных размещают на стене, противоположной окнам. Используя теплицу «Флора», можно проводить опыты по фотосинтезу и по выявлению влияния условий внешней среды на рост и развитие растений, а также осуществлять селекционную работу и гибридизацию с некоторыми видами растений. В теплицах можно выращивать культурные растения; проращивать семена культурных и дикорастущих растений, семена редких деревьев и кустарников, доращивать растения открытого грунта; выращивать рассаду цветочных и овощных культур к весне; выращивать до двухлетнего возраста коллекционные кактусы, делать выгонку луковичных и корневищных растений, «лечить» «больные» и ослабленные комнатные растения, размножать их вегетативным путем и даже в зимнее время добиваться полного созревания ягод земляники.
При отборе животных для содержания в биологическом кабинете отдают предпочтение тем из них, которые неприхотливы в кормлении; легко переносят неволю (или специальным лабораторным животным); служат объектом изучения в курсе биологии; используются при постановке некоторых опытов. Кроме того, желательно, чтобы эти животные не нарушали размеренную жизнь других обитателей.
При наличии соответствующего помещения можно разводить аквариумных рыб, рыб местных стоячих водоемов, сухопутных черепах, аксолотлей, волнистых попугаев, канареек, врановых птиц и хомячков. Рекомендуется содержать простейших, гидр, дождевых червей, моллюсков (прудовики, слизни), мелких ракообразных (дафнии, циклопы), водных членистоногих (жуки-плавунцы, пауки-серебрянки), мушек дрозофил.
Животные, живущие в кабинете биологии, не должны нарушать санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к школьным помещениям. Поэтому содержать их лучше в аквариумах и террариумах.
На примере аквариума можно показать искусственный биоценоз и способы управления им. Обитателей аквариума и террариума часто используют для наблюдений, опытов, демонстраций и проведения лабораторных занятий. Для кабинета биологии наиболее приемлемы аквариумы следующих емкостей: 50 — 60 л, 20 — 30 л, 10 —15 л. В одном из них можно поместить обитателей, легко переносящих перепады температуры воды; во втором — теплолюбивых, а в третьем — мальков рыб или представителей других видов животных и растений. В аквариум можно высадить следующие водные растения: валлиснерию спиральную, стрелолист шиловидный, элодею канадскую, людвигию болотную, водяной папоротник, элодею канадскую, водяной мох, хару (топняк). Некоторые из растений, например элодея, в последующем могут быть использованы в физиологических опытах. В аквариуме можно поселить таких сравнительно неприхотливых рыб, как карась золотой, золотая рыбка, данио-рерио, трехжлая колюшка, гамбузия обыкновенная, гуппи и другие живородящие рыбы. Для учебных целей разводят инфузорию туфельку, эвглену зеленую, дафнию, плавунца окаймленного.
При изучении ряда тем используют муху дрозофилу, которую содержат в пробирках с питательной средой. Развитие мухи длится около 10 суток, продолжительность жизни 3 — 4 недели и зависит от количества особей, температуры, влажности, питательной среды. С условиями разведения дрозофил можно ознакомиться по специальной литературе.
Учителю, использующему творческий подход и имеющему практические навыки по содержанию животных, можно рекомендовать более расширенный набор животных. В этом случае для размещения животных используется четырехъярусная стойка. Рекомендуется установить шесть стоек по три секции. В шести секциях размещают животных различных систематических групп: беспозвоночных, рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
В последние годы все большим успехом используется содержание земноводных и рептилий в террариумах и насекомых в ин-сектариумах. В первом случае обычно используют местные виды, изредка тропических обитателей. Основное требование — отсутствие ядовитых животных.
Из насекомых подобным образом содержат палочников, некоторые виды тараканов (мадагаскарский, американский) и жуков. Обычно все они тропического происхождения.
Учебно-опытный участок
Учебно-опытный участок является базой для опытнической работы учащихся. Работая на нем они закрепляют свои знания по биологии на живых растениях и животных, получают ясные понятия о главнейших агрономических приемах возделывания сельскохозяйственных растений и уход за животными и умения работы с ними по определенной системе. Работа на участке должна воспитывать у учащихся организационные, коллективные навыки, культуру труда и эстетические чувства.
На учебно-опытном участке проводят уроки по ботанике и общей биологии осенью и весной и практические занятия в 5 — 7 классах по сельскохозяйственному труду, внеурочные работы по постановке опытов и наблюдений летом, осенью и весной, заготовку раздаточного и демонстрационного материала к урокам ботаники, зоологии и общей биологии. На участке работают кружки юных натуралистов и организуются общешкольные внеклассные мероприятия: «День урожая», «День птиц» и т.д.
На учебно-опытном участке должны быть растения, изучаемые в школе: полевые, овощные, плодово-ягодные, декоративные, дикорастущие. Участок должен иметь девять отделов.
Согласно положению о пришкольном участке его размеры могут быть от 0,5 до 2 га и более различной конфигурации. Однако в настоящее время формируется новый, эколого-ландшафтный, подход и к оформлению пришкольного участка. Н.В.Перелович (2006) предполагает оптимизацию территории и создание на ней относительно устойчивой экосистемы. Использование нового подхода в формировании пришкольного участка диктуется, во-первых, развитием новых технологий градостроительства и современными подходами к организации городского пространства. Во-вторых, пришкольные участки в условиях города не могут занимать значительные площади, на них сложно организовать должный уход за растениями в каникулярное время. В-третьих, сложные экологические условия города не допускают выращивание на этой территории плодовых, ягодных, овощных культур. Необходим иной ассортимент растений, пригодных для выращивания в городских условиях. И наконец, в школьных программах по биологии изменились подходы к использованию участка в процессе обучения. Поэтому ряд указанных выше отделов пришкольного участка можно не организовывать.
Процесс формирования и оформления пространства пришкольной территории может занять не один учебный год. При составлении годового планирования для школьников необходимо предусмотреть практические занятия на участке, разработать их тематику и инструкции. Выбор методов и форм организации работ зависит от степени подготовки учащихся, опыта проведения практических работ, материального оснащения школы. В процессе формирования пространства пришкольного участка можно выделить несколько этапов.
I. Обследование и анализ территории: 1) оценка состояния древесного яруса (определяются название дерева и его характеристики); 2) оценка состояния кустарникового яруса (определяется их название, количество экземпляров каждого вида на участке, средняя высота, жизненность в баллах); 3) характеристика травянистого покрова (определяются название растений, фенофазы, обилие и жизненность в баллах); 4) оценка состояния почвы (отбор почвенных образцов желательно проводить в весенний или осенний период; при этом на основе метода конвертирования рекомендуется составлять средние образцы почвы; механический состав почвы ориентировочно можно определить на ощупь; влажность почвы обнаруживается по наличию влаги; плодородие и насыщенность почвы кислородом определяются по численности и видовому составу ее обитателей); 5) создание ситуационного плана (графически точное отображение территории участка — ориентация по сторонам света, площадь участка и ее конфигурация, наличие построек, деревьев, цветников; к плану прилагается ассортиментная ведомость с перечнем произрастающих растений).