ЭССЕ
Педагогическое
на тему: «УНИКАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
ПЕДАГОГА»
Минск
Введение
«К педагогическому делу надо призывать,
как к делу морскому, медицинскому или
тому подобным, не тех, которые стремятся
только обеспечить свою жизнь, а тех, которые
чувствуют к этому делу и к науке сознательное
призвание и предчувствуют в нем свое
удовлетворение…»
(Д. И. Менделеев)
Звание «педагог» ко многому обязывает.
Настоящий педагог – это умелый воспитатель
и яркая личность, интересный человек,
к которому дети должны испытывать тяготение,
желание быть рядом. К. Д. Ушинский сравнивал
личность педагога с плодотворным лучом
солнца. «В воспитании всё должно основываться
на личности воспитателя, – подчёркивал
он, – потому что воспитательная сила изливается
только из живого источника человеческой
личности. Только личность может действовать
на развитие и определение личности, только
характером можно образовать характер».
Для воспитания ребёнка
требуется более
проникновенное мышление,
более глубокая
мудрость, чем для управления
государства.
(Уильям Ченнинг)
Воспитание. Воспитатель. Воспитывать.
Всё это очень знакомо до боли. Каким же
должен быть воспитатель детского сада?
Я думаю, что воспитатель детского сада
– это особая категория педагогов. Ведь
именно воспитатель посредством сердечного
ума, такта, мудрости, жизненного и педагогического
опыта способен восстановить равновесие
в душе ребенка.
Воспитатель должен не просто «работать
с детьми», он должен жить с ними, делить
радости и печали, успехи и падения, не
допуская фальши в отношениях.
Мы зовёмся воспитателями только формально.
Дети обычно представляют своего воспитателя
как творца их радости, способного придумать
что-то новое, весёлое и неожиданное, и
как мудреца, всё знающего и всё умеющего,
и как защитника, готового оградить их
от бед и несправедливости, зла и обид,
и как арбитра, который всегда расудит
по совести. Дети связывают личность своего
воспитателя с эталоном нравственности
и требуют от него высокого профессионального
мастерства.
Словом, жестом, действием, молчанием педагог
непрерывно влияет на всех воспитанников
сразу и на каждого из них в отдельности.
Очень точно подметил эту особенность
А.С. Макаренко. «Не думайте, – говорил
он, – что вы воспитываете ребёнка только
тогда, когда с ним разговариваете, или
поучаете его, или приказываете ему. Вы
воспитываете его в каждый момент вашей
жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете
с другими людьми и о других людях, как
вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь
с друзьями и с врагами, как вы смеётесь,
читаете газету – всё это имеет для ребёнка
боль-
шое значение.
С первых дней педагогической деятельности,
я всегда старалась завоевать авторитет
и признание своих воспитанников, потому
что только в этом случае можно говорить
об успехах своего труда, который начинается
с общения с ними, с первой искорки дружбы
и взаимного доверия.
Работа воспитателя в детском саду предполагает
индивидуальную работу. Педагог должен
хорошо знать природу каждого ребёнка,
все нюансы его физиологического и психического
развития в любой период его жизни, чтобы
не причинять вреда своему воспитаннику.
Для воспитателя, на мой взгляд, важно
уметь чувствовать детей, понимать их
духовный мир, он всегда должен продумывать
каждый свой шаг и каждый свой поступок,
чтобы не причинить детям переживаний.
А это значит, что передо мной как воспитателем
стоит очень сложная и тонкая задача –
настроить с каждым воспитанником такие
отношения, которые создадут для ребёнка
мотивацию к преодолению пробелов в его
познаниях и умениях.
Моё педагогическое кредо: «Немало можно
добиться строгостью, но больше всего
знанием дела, любовью и справедливостью,
невзирая на лица».
Детей надо видеть, понимать, принимать
такими, какие они есть, чтобы помочь им
создать условия для саморазвивающейся
личности. Главное в моей профессии –
это любовь к детям. Если мы всегда будем
любить их, несмотря ни на что, то мы сможем
создать все возможные условия для раскрытия
потенциальных возможностей наших воспитанников.
Дети отражают любовь: если они получают
её, они её возвращают. Безоговорочная
любовь отражается безоговорочно, а условная
любовь и возвращается условно. Необходимо
учиться выражать и передавать воспитаннику
любовь вне зависимости от его состояния,
образа мыслей, поведения…
Я считаю, что можно предложить некую
«технологию отношений», которая, на мой
взгляд, заключается в следующем:
1. Прежде всего, необходимо
понять, что они – дети, и поэтому
ведут себя как дети.
2. Принимать ребенка нужно таким, каков
он есть на самом деле, со всеми его
«плюсами» и «минусами».
3.Необходимо более полно узнать
ребенка.
4. Нужно найти позитивное
в ребенке, дать ему почувствовать Ваше
уважение
к нему.
Управлять детьми через любовь намного
сложнее, чем просто построить их и вынудить
кнутом или пряником выполнить поставленные
перед ними на сегодня задачи. Любовь –
состояние постоянное и требующее ежеминутного
подтверждения. Любовь к детям детского
сада это не сюсюкание и не лобызание,
это обоюдный труд, помогающий детям получать
те навыки, которые помогут им в дальнейшей
жизни. Это создание «образа будущего»,
это умение прощать ошибки по сто раз в
день и каждый раз давать ребёнку шанс
начать сначала, подкорректировав
или изменив правила
сосуществования и сотрудничества.
Я стараюсь создать условия для самоутверждения
моих воспитанников, создать благоприятный
нравственно-психологический климат в
группе. А ещё я стараюсь быть образцом
для моих ребят. Ведь только такой воспитатель,
сможет пробудить соответствующие духовно-нравственные
процессы развития ребёнка, способствовать
этим процессам, сумеет их корректировать.
У такого педагога выше готовность постичь
внутренний мир своих воспитанников, их
интересы и потребности.
Меняются
дети, меняюсь и я вместе с ними. Вместе
с детьми я работаю над собой, стараюсь
изменить в себе то, что меня не устраивает.
Основой моей педагогической деятельности
стала необходимость в постоянном самосовершенствовании,
потому что без этого стремления невозможно
стать профессионалом.
Профессией педагога сложно
овладеть целиком, поскольку на протяжении
всей жизни приходится многому учиться,
и этот процесс не прекращается никогда.
Учимся, приобретая накопленные другими
поколениями знания, учимся жить среди
людей, учимся быть добрыми и сострадательными.
Учить других педагог начинает с себя.
И здесь я не могу не согласиться с высказыванием
К.Д. Ушинского: «Учитель живёт до тех пор,
пока он учится.
Как только он перестает учиться
– в нём умирает учитель».
Сегодня, спустя почти 4 года от начала
педагогического пути в детском саду,
я вижу, что на этом пути были радости и
огорчения, взлёты и падения, успехи и
неудачи. Но, не смотря ни что, я не могу
провести грань, когда заканчивается моя
работа и начинается личная жизнь,
я не просто работаю
воспитателем, я живу в своей
профессии.
Мне приятно прийти на работу после выходного
дня или отпуска, когда мои дети бегут
навстречу с улыбками и объятиями, одни
радуют своими успехами, другие огорчают,
но каждый из них уверен, что в любое время
он может обратиться ко мне за советом
или попросить помощи. В такие минуты я
понимаю, что мне доверяют, что я смогла
растопить лёд в их сердцах, многому научить
их и чему-то научиться у них.
Как говорили в древности, педагог - это
«детоводитель». Это определение актуально
и в современное время. Вести детей по
жизни, помочь ребёнку поверить в себя
и в свои возможности, посеять в душе ребенка
семена добра, терпимости, взаимопонимания,
и быть при этом партнёром и помощником
- вот главная задача воспитателя!
Заключение
На сегодняшний день профессия педагога
не всегда престижна, случайные люди здесь
редко задерживаются. Хочется верить,
что педагог в ближайшем будущем займет
достойное место в обществе, и педагогическая
профессия среди всех других профессий
будет самой престижной и востребованной
обществом.
Педагогическая
ответственность перед детьми – это ответственность
перед историей. Сегодняшние дети – это
завтрашнее будущее нашей страны.
В
заключении хочу сказать - лучше моей профессии
нет! Она заставляет забывать все огорчения
и обиды, даёт ощущение молодости и радости.
Считаю свою работу интересной, увлекательной,
ведь дети открывают для меня новые грани
мира и ощущений, дарят радость, смех, положительные
эмоции, заставляют меня быть в постоянном
поиске и не останавливаться на месте.
А людям, которые говорят о моей профессии
с непониманием, пренебрежением, а иногда
и с презрением: «Да что это за профессия
- воспитатель? Вечно вытирать носы и никакой
благодарности! », я отвечу замечательными
стихами:
Я буду работать в кузнице,
Но не там, где железо и молот,
Возьму я себе в союзницы
Нежную, светлую молодость.
Предметы моей романтики
На солнышке ласково
жмурятся,
Носят на маковке бантики,
Парами ходят по улице.
Их, беззащитных, маленьких,
Я в светлую жизнь поведу,
И будут завидовать многие
Воспитателю в детском саду!
Литература
1. Педагогика современной
школы: Основы педагогики. Дидактика. [Текст]
/ Под ред. И. И. Цыркуна. – Минск: БГПУ,
2013. – 516 с.