Уникальность жизненного пути человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:28, реферат

Описание работы

Тема моего реферата «Уникальность жизненного пути человека» интересна тем, что касается каждого. Данная работа состоит из двух частей. В первой части я хотела бы рассмотреть проблемы жизненного пути в психологической науке, отдельно затронув проблему самореализации. Вторая часть будет посвящена жизненным планам и жизненному сценарию.

Содержание работы

Введение
1. Проблема жизненного пути в психологической науке
1.1 Самореализация и самоактуализация
2. Жизненные планы и жизненный сценарий
2.1 Жизненные стратегии
3. Современное мнения о жизненном пути
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

уникальность жизненного пути1.docx

— 33.42 Кб (Скачать файл)

         

                     Факультет: 

                            Специальность:

 

                   Реферат

     по дисциплине: «Психология и педагогика»

     на тему:  «Уникальность жизненного пути человека»

 

 

 

 

 

     Выполнила: 

     Проверил:

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1. Проблема жизненного  пути в психологической науке

1.1 Самореализация и самоактуализация

2. Жизненные планы и  жизненный сценарий

2.1 Жизненные стратегии

3. Современное мнения о жизненном пути

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема моего реферата «Уникальность  жизненного пути человека» интересна  тем, что касается каждого. Данная работа состоит из двух частей. В первой части я хотела бы рассмотреть  проблемы жизненного пути в психологической науке, отдельно затронув проблему самореализации. Вторая часть будет посвящена жизненным планам и жизненному сценарию.

Проблема психологического времени человека практически всегда рассматривалась не абстрактно, а  с точки зрения "жизненного пути" - субъективной событийной концентрации тех или иных его этапов, переживания  определенных, нормативно заданных периодов развития, осознания преодоления  тех или иных социальных препятствий  и т.п. Акцент ставился на осознании  событий, объективно происходящих или  же оцениваемых как таковые. Это  было именно представление о "времени  своей жизни". Жизненный путь, соответственно, не сводится к его  биографии, поскольку история жизни  человека откладывается не только в  события или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие саму личность. В чем  же заключается уникальность жизненного пути? Почему разделяются мнения: кто-то верит в судьбу, кто-то прокладывает свой жизненный путь сам, не надеясь  ни на кого? На эти вопросы я постараюсь ответить в моём реферате.

1. Проблема жизненного пути в психологической науке

Проблема понимания значения выбора жизненного пути произрастает из проблемы самосознания личности и  является центральной как в психологии личности, так и в общей психологии. Изучение жизненного пути и жизненных  целей личности дает основание к  пониманию не только поведения человека, но его самосознания.

Проблема жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и  адекватного исследования психологических  особенностей личности. Она дополняла  работы, посвященные исследованию структуры  личности, выявлению движущих сил  развития личности, проверке гипотезы о влиянии личностных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее - в ряде работ отечественных и зарубежных психологов.

Осознание необходимости  обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути возникло вслед  за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться  двояко: и как объект, и как  субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию  условий, событий жизни, находится  под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует  свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление.

Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью  целого ряда понятий: жизненный путь, стратегия жизни, жизненная цель, жизненная перспектива, психологическая  перспектива, личностная перспектива, жизненные задачи, пространство и  время жизни, инициатива и ответственность, стиль жизни, жизненный план, сценарий жизни.

Рассмотрим определения  этих понятий. Жизненный путь - процесс  развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры  личности.

Стратегия жизни - способ организации  жизненного процесса.

Жизненная цель - представление  об основном результате (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующем  все частные события и оправдывающем  человеческое существование.

Жизненная перспектива - совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность  личностного роста.

Психологическая перспектива - когнитивная способность предвидеть будущее.

Личностная перспектива - готовность к будущему в настоящем.

Жизненные задачи - реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях.

Пространство и время  жизни - психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности  жизненного процесса, время - как свойство его регуляции.

Инициатива - своевременная  формулировка жизненных задач и  включенность личности в процесс  их выполнения.

Ответственность - умение принимать  жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.

Стиль жизни - уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных  стилей и способов приспособления к  реальности, характерная для поведения  индивидуума и обеспечивающая постоянство  его поведения.

Современные психологические  исследования показывают, что выбор  и планирование индивидуальной стратегии  жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью  благодаря наличию у нее права  на этот выбор.

1.1 Самореализация и самоактуализация

Уточним соотношение между  понятиями самоактуализация и самореализация. Реализация (realization), в истолковании Оксфордского словаря современного английского языка для студентов (1984) -- это, прежде всего, осознание, мыслительная (когнитивная) деятельность. Актуализация (actualization) -- имеет значение деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus -- поступок), имеющую вещественный результат.

Понятие «самореализация» означает мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую деятельность, работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется  в построении и корректировке, перестройке  «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции  прошлого).

Самоактуализация и самореализация оказываются двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность, избирающая свой жизненный путь самостоятельно.

Акт самоактуализации - это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) - в случае неудачи.

Самоактуализация, по Гольдштейну, это основной и по существу единственный мотив в человеческой жизни. Самоактуализация -- это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Потребность -- это состояние дефицита, мотивирующее человека на его пополнение, удовлетворение. Развивая идеи Гольдштейна, на первом этапе исследования Маслоу выделил три группы самоактуализирующихся людей. В первую группу «весьма определенных случаев» им были включены Т. Джефферсон, А. Линкольн, У. Джеймс, Д. Адамс, А. Эйнштейн и Элеонора Рузвельт. Вторая группа была составлена из «весьма вероятных случаев» -- это были современники, которым «чуть-чуть» не хватало до самоактуализации. Третья группа «потенциальных или возможных случаев» включала таких известных людей как Б. Франклин, У. Уитмен, О. Хаксли. Всех их объединяет:

· во-первых, то, что каждый из них добился большого успеха в  той или иной сфере реального  социума, мира действительности, а не в борьбе «против» общества и его  институтов;

· во-вторых, этот успех достигнут при жизни, экспертные оценки не противоречат самооценке и совпадают с публичной, положительной оценкой их научной, творческой, политической и общественной деятельности;

· в-третьих, этот успех не объясняется как результат мучительной  борьбы с неврозами и недостаточностью органов, иррациональным зовом и  т.п., как это принято в психоаналитических и трансперсональных теориях.

2. Жизненные планы и жизненный сценарий

Структурным воплощением  жизненного процесса и его позитивной части - жизненной перспективы - становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный  сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с  помощью его планирования и сценарного воплощения.

Согласно первому подходу, представленному работами отечественных  авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев  и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений  ребенка о целях и структуре  жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С. Л. Рубинштейна, человек  сам определяет свое отношение к  жизни, гармонично или дисгармонично  связывая между собой трагедию, драму и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни.

Второй подход (Альфред  Адлер (1870-1937), Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987), Эрик Берн (1902-1970) и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни - как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.

На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, которые  обсуждаются в рамках этого подхода. Такими факторами являются порядок  рождения ребенка в семье, влияние  родителей (их действий, оценок, эмоциональной  поддержки или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события  и др.

Жизненный план формируется  на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся  с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины. Сценарий запускается  в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком  для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.

Основными составляющими  сценария являются:

· герой, с которым идентифицирует себя ребенок;

· антигерой, который воплощает  отвергаемые ребенком черты;

· идеальный герой, черты  характера которого пока отсутствуют  у ребенка, именно он определяет направление  личностного роста;

· сюжет - модель событий;

· другие персонажи, участвующие  в жизненном процессе;

· свод нравственных правил.

Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут способствовать успеху, другие - приводить к неудаче, но все они позволяют ребенку  и взрослому структурировать  жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность  достижения жизненной цели.

В соответствии с теоретическими и эмпирическими исследованиями жизненных планов разрабатываются  психотерапевтические приемы, направленные на диагностику, а в случае необходимости - и на изменение "сценария неудачника".

2.1 Жизненные стратегии

Жизненный путь - проблема очень  многозначная. По мнению Л.И.Анцыферовой, уникальность человеческого существования заключается в том, что человек не просто живет, увлекаемый заключенными в нем силами, и прилагает усилия, чтобы выстроить свою жизнь. Он способен относиться, занять оценочную позицию к жизни вообще и к своей, в особенности. Он способен распоряжаться ею и даже - что уже совсем немыслимо в остальной природе - по своей воле уйти из жизни. Таким образом, Л.И.Анцыферова рассматривает жизнь человека как развернутую во времени систему выборов. В основе этой системы лежит базальный выбор - между жизнью и смертью. Каждому человеку на протяжении жизни приходится делать много экзистенциальных, то есть касающихся самой сущности своего существования выборов. Вся жизнь человека представляет собой цепь переходов из одного жизненного мира в другой. Он попадает в новые системы социально-психологических связей, в непривычные обстоятельства, из материала которых он должен создать свой новый уникальный жизненный мир и овладеть новыми способами жизни.

С другой стороны, вопрос часто  поднимается не столь радикально, и смерть не рассматривается как  лежащая в основе жизненного пути альтернатива. К.А.Абульханова-Славская рассматривает жизненный путь человека как его способность организовать свою судьбу по собственному замыслу, ею выделяются типы жизненных стратегий по двум основаниям: инициатива и ответственность.

Е.П.Варламова и С.Ю.Степанов выделяют типы жизненных стратегий по соотношению индивидуального своеобразия и творческой активности человека в событиях его жизни:

· творческая уникальность - отражает творческое отношение человека к собственной жизни, когда его  преобразующая инициатива приводит к высокой неповторимости и экстраординарности событий его жизни;

Информация о работе Уникальность жизненного пути человека