Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:28, реферат
Тема моего реферата «Уникальность жизненного пути человека» интересна тем, что касается каждого. Данная работа состоит из двух частей. В первой части я хотела бы рассмотреть проблемы жизненного пути в психологической науке, отдельно затронув проблему самореализации. Вторая часть будет посвящена жизненным планам и жизненному сценарию.
Введение
1. Проблема жизненного пути в психологической науке
1.1 Самореализация и самоактуализация
2. Жизненные планы и жизненный сценарий
2.1 Жизненные стратегии
3. Современное мнения о жизненном пути
Заключение
Список используемой литературы
Факультет:
Специальность:
Реферат
по дисциплине: «Психология и педагогика»
на тему: «Уникальность жизненного пути человека»
Выполнила:
Проверил:
Содержание
Введение
1. Проблема жизненного пути в психологической науке
1.1 Самореализация и
2. Жизненные планы и жизненный сценарий
2.1 Жизненные стратегии
3. Современное мнения о жизненном пути
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Тема моего реферата «Уникальность жизненного пути человека» интересна тем, что касается каждого. Данная работа состоит из двух частей. В первой части я хотела бы рассмотреть проблемы жизненного пути в психологической науке, отдельно затронув проблему самореализации. Вторая часть будет посвящена жизненным планам и жизненному сценарию.
Проблема психологического времени человека практически всегда рассматривалась не абстрактно, а с точки зрения "жизненного пути" - субъективной событийной концентрации тех или иных его этапов, переживания определенных, нормативно заданных периодов развития, осознания преодоления тех или иных социальных препятствий и т.п. Акцент ставился на осознании событий, объективно происходящих или же оцениваемых как таковые. Это было именно представление о "времени своей жизни". Жизненный путь, соответственно, не сводится к его биографии, поскольку история жизни человека откладывается не только в события или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие саму личность. В чем же заключается уникальность жизненного пути? Почему разделяются мнения: кто-то верит в судьбу, кто-то прокладывает свой жизненный путь сам, не надеясь ни на кого? На эти вопросы я постараюсь ответить в моём реферате.
1. Проблема жизненного пути в психологической науке
Проблема понимания значения выбора жизненного пути произрастает из проблемы самосознания личности и является центральной как в психологии личности, так и в общей психологии. Изучение жизненного пути и жизненных целей личности дает основание к пониманию не только поведения человека, но его самосознания.
Проблема жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности. Она дополняла работы, посвященные исследованию структуры личности, выявлению движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личностных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее - в ряде работ отечественных и зарубежных психологов.
Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление.
Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью целого ряда понятий: жизненный путь, стратегия жизни, жизненная цель, жизненная перспектива, психологическая перспектива, личностная перспектива, жизненные задачи, пространство и время жизни, инициатива и ответственность, стиль жизни, жизненный план, сценарий жизни.
Рассмотрим определения этих понятий. Жизненный путь - процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.
Стратегия жизни - способ организации жизненного процесса.
Жизненная цель - представление
об основном результате (результатах)
или событии (событиях), которые должны
произойти в жизни, интегрирующем
все частные события и
Жизненная перспектива - совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста.
Психологическая перспектива
- когнитивная способность
Личностная перспектива - готовность к будущему в настоящем.
Жизненные задачи - реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях.
Пространство и время жизни - психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время - как свойство его регуляции.
Инициатива - своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения.
Ответственность - умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.
Стиль жизни - уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.
Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.
1.1 Самореализация и самоактуализация
Уточним соотношение между понятиями самоактуализация и самореализация. Реализация (realization), в истолковании Оксфордского словаря современного английского языка для студентов (1984) -- это, прежде всего, осознание, мыслительная (когнитивная) деятельность. Актуализация (actualization) -- имеет значение деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus -- поступок), имеющую вещественный результат.
Понятие «самореализация» означает
мыслительный, когнитивный аспект деятельности,
теоретическую деятельность, работу
на внутреннем плане. Самореализация проявляется
в построении и корректировке, перестройке
«концепции Я», включая «идеальное
Я», картины мира и жизненного плана,
осознании результатов
Самоактуализация и самореализация оказываются двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность, избирающая свой жизненный путь самостоятельно.
Акт самоактуализации - это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) - в случае неудачи.
Самоактуализация, по Гольдштейну, это основной и по существу единственный мотив в человеческой жизни. Самоактуализация -- это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Потребность -- это состояние дефицита, мотивирующее человека на его пополнение, удовлетворение. Развивая идеи Гольдштейна, на первом этапе исследования Маслоу выделил три группы самоактуализирующихся людей. В первую группу «весьма определенных случаев» им были включены Т. Джефферсон, А. Линкольн, У. Джеймс, Д. Адамс, А. Эйнштейн и Элеонора Рузвельт. Вторая группа была составлена из «весьма вероятных случаев» -- это были современники, которым «чуть-чуть» не хватало до самоактуализации. Третья группа «потенциальных или возможных случаев» включала таких известных людей как Б. Франклин, У. Уитмен, О. Хаксли. Всех их объединяет:
· во-первых, то, что каждый из них добился большого успеха в той или иной сфере реального социума, мира действительности, а не в борьбе «против» общества и его институтов;
· во-вторых, этот успех достигнут при жизни, экспертные оценки не противоречат самооценке и совпадают с публичной, положительной оценкой их научной, творческой, политической и общественной деятельности;
· в-третьих, этот успех не
объясняется как результат
2. Жизненные планы и жизненный сценарий
Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части - жизненной перспективы - становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения.
Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С. Л. Рубинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни.
Второй подход (Альфред Адлер (1870-1937), Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987), Эрик Берн (1902-1970) и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни - как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.
На выбор жизненного сценария
влияет целый ряд факторов, которые
обсуждаются в рамках этого подхода.
Такими факторами являются порядок
рождения ребенка в семье, влияние
родителей (их действий, оценок, эмоциональной
поддержки или депривации и др.),
влияние дедушек и бабушек, принятие
ребенком своего имени и фамилии,
случайные экстремальные
Жизненный план формируется
на основе ранних жизненных событий,
впечатлений, которые соотносятся
с каким-либо знакомым ребенку сценарием,
заимствованным из сказки, рассказа, истории,
мифа, легенды, картины. Сценарий запускается
в детском возрасте. В подростковый
период он проходит стадию доработки,
приобретает определенную структуру.
Позднее он используется взрослым человеком
для структурирования жизненного пространства,
оптимального взаимодействия с окружающим
миром и прогнозирования
Основными составляющими сценария являются:
· герой, с которым идентифицирует себя ребенок;
· антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;
· идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка, именно он определяет направление личностного роста;
· сюжет - модель событий;
· другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;
· свод нравственных правил.
Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут способствовать успеху, другие - приводить к неудаче, но все они позволяют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели.
В соответствии с теоретическими и эмпирическими исследованиями жизненных планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагностику, а в случае необходимости - и на изменение "сценария неудачника".
2.1 Жизненные стратегии
Жизненный путь - проблема очень многозначная. По мнению Л.И.Анцыферовой, уникальность человеческого существования заключается в том, что человек не просто живет, увлекаемый заключенными в нем силами, и прилагает усилия, чтобы выстроить свою жизнь. Он способен относиться, занять оценочную позицию к жизни вообще и к своей, в особенности. Он способен распоряжаться ею и даже - что уже совсем немыслимо в остальной природе - по своей воле уйти из жизни. Таким образом, Л.И.Анцыферова рассматривает жизнь человека как развернутую во времени систему выборов. В основе этой системы лежит базальный выбор - между жизнью и смертью. Каждому человеку на протяжении жизни приходится делать много экзистенциальных, то есть касающихся самой сущности своего существования выборов. Вся жизнь человека представляет собой цепь переходов из одного жизненного мира в другой. Он попадает в новые системы социально-психологических связей, в непривычные обстоятельства, из материала которых он должен создать свой новый уникальный жизненный мир и овладеть новыми способами жизни.
С другой стороны, вопрос часто поднимается не столь радикально, и смерть не рассматривается как лежащая в основе жизненного пути альтернатива. К.А.Абульханова-Славская рассматривает жизненный путь человека как его способность организовать свою судьбу по собственному замыслу, ею выделяются типы жизненных стратегий по двум основаниям: инициатива и ответственность.
Е.П.Варламова и С.Ю.Степанов выделяют типы жизненных стратегий по соотношению индивидуального своеобразия и творческой активности человека в событиях его жизни:
· творческая уникальность - отражает творческое отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к высокой неповторимости и экстраординарности событий его жизни;