Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:24, реферат
Социокультурная ситуация в России кардинально изменила роль и значение образования, сместив акценты на качество и его доступность для всех обучающихся. Обостряет проблему качества и вхождение России в единое образовательное пространство, в связи с присоединением в сентябре 2003 года к Болонской декларации (Я.И. Кузьминов, В.М. Филиппов). Таким образом, нарастает внимание общества к проблемам обеспечения качества образования на всех его ступенях, включая высшее профессиональное.
Введение?
социокультурная ситуация в России кардинально изменила роль и значение образования, сместив акценты на качество и его доступность для всех обучающихся. Обостряет проблему качества и вхождение России в единое образовательное пространство, в связи с присоединением в сентябре 2003 года к Болонской декларации (Я.И. Кузьминов, В.М. Филиппов). Таким образом, нарастает внимание общества к проблемам обеспечения качества образования на всех его ступенях, включая высшее профессиональное.
Развивающаяся
экономика выдвигает новые
1. Образование
не отвечает запросам
ствие, общество не удовлетворено качеством образования.
2. Возросшая
самостоятельность
гов.
3. Нормативно-правовая неопределенность, в которой находятся образова-
тельные учреждения. Вторая и третья причины весьма схожи и определяют уве-
личение степени свободы, которой обладает образовательное учреждение при
большом количестве имеющихся вариантов действий, приводящих к неопреде-
ленности результата; весьма актуальным становится следование применяемым
стандартам, устоявшимся нормам.
4. Рост инновационности системы образования. Понятие «инновация» име-
ет в педагогике положительный смысл, цель ее состоит в повышении качества об-
разования. Поэтому в условиях широкого распространения инновационных про-
цессов в образовании естественным представляется повышение интереса к про-
блемам качества.
В мире разворачивается
движение по внедрению «систем качества»,
или «систем менеджмента
Образование связано с рынком труда, ресурсов, информации, интеллектуальной собственности, и, чтобы подготовить личность к жизни в условиях рыночных отношений, оно должно быть ориентировано на такие ценности, как самообразование, саморазвитие.
Отсюда и возникает вопрос: каковы пути достижения высоких результатов в
обучении и воспитании молодёжи, как система образования может обеспечить требуемое обществом и государством качество?
имеются разные трактовки понятия «качество образования», но смысл у всех сводится к одному: это конечный результат функционирования образовательной деятельности,
определяющий уровень знаний, опыт и способы деятельности учащихся, с
одной стороны, с другой - эффективность предпринимаемых вузом образовательных мер, выбранных педагогических решений и созданных для интеллектуального творчества учащихся условий.
качество в образовании
первый уровень – качество обучающегося, его знания, умения,
навыки (ЗУН) и личностные качества;
второй уровень – качество направления и специальности;
третий уровень – качество образовательной организации и ее
система менеджмента качества (СМК);
четвертый уровень – качество национальной образовательной
системы;
пятый уровень – международный (созда-
ние единой международной конвенции по оценке
качества).
Процесс повышения качества высшего образования до уровня современных требований нуждается в управлении, которое должно основываться на системном подходе, позволяющем рассмотреть проблему качества образования как целостную систему во
всем многообразии ее внутренних и внешних связей.
Что значит управлять качеством образования? В соответствии с теорией менеджмента управлять качеством означает правильно выбрать и применить механизм
эффективного
воздействия управляющей
есть на то, что обеспечивает прямо или косвенно результат образования.
Назначение
управляющей системы
1) Нормативно-правовая база;
2) Кадровый потенциал;
3) Научно-методическое и информационное обеспечение и т.д
Нормативно-правовая база, регулирующая и регламентирующая
деятельность образовательно-воспитательной системы, обеспечивает
высокоорганизованный педагогический процесс, что является базовой
основой качественного образования.
Качество образования в большей степени зависит от кадрового
потенциала вуза (профессорско-
образования, обслуживающего персонала).
Профессиональная компетентность, конкурентоспособность,
возможности к самореализации, к самосовершенствованию - вот
личностные качества педагогов, влияющие на качество образования.
Научно-методическое и информационное обеспечение
образовательного процесса также является одним из важных факторов,
влияющих на качество, в состав которого входят программа развития вуза
и учебно-методические комплексы, учебные и компьютерные программы,
интерактивные учебники и другие средства обучения.
Тенденция использования в процессе подготовки специалиста
технологий, обеспечивающих включение в учебный процесс не только
предметного,
но и социального контекста
деятельности, приводит к хорошим результатам.
Высшее образование в современных условиях должно приспособить свои
структуры и механизмы подготовки специалистов к новым потребностям в
области занятости с учётом неоднозначности контингента.
Качество преподавания подразумевает также постоянное внимание к
вопросам, имеющим отношение к качеству инфраструктуры и учебной
среды. Все эти вопросы, связанные с качеством, наряду с надлежащим
стремлением к хорошему руководству и управлению, играют важную роль
в определении характера функционирования учебного заведения, оценки
его деятельности в обществе в целом.
Актуальным для проблемы качества высшего образования является вопрос о критериях определения качества
Наиболее значимыми студенты считают следующие категории:
роль профессорско-
От правильного целеполагания зависит выбор и построение модели образовательной системы, продолжительность, виды, формы образования. Цели должны быть ясны и тем, кто учится, и тем, кто заинтересован результатом образования, – родителям, государственным и общественным заказчикам.
Студент с первых дней должен осознать постановку задачи, оценить свой личностный опыт и постоянно контролировать эффективность своих образовательных действий.
Подготовить компетентного специалиста ,- главная задача высшего образования, готового к решению профессиональных задач в соответствии с особенностями профессиональной деятельности. Каким образом достигать эту цель, вузы решают самостоятельно. В этих условиях существенно возрастает роль внутривузовского управления качеством образования.
принципы управления качеством подготовки специалистов:
Системообразующим является принцип творческой активности субъектов образовательного процесса в реализации политики качества в вузе.
заинтересованное участие в решении задач профессиональной подготовки, активная позиция преподавателей и студентов порождают у них чувство удовлетворенности и уверенность в том, что их мнение важно для решения стра-тегических задач вуза
2. принцип конструктивности диалогического взаимодей-
ствия субъектов образовательного процесса, который требует поиска взаимоприемлемых решений, инициативной позиции управляющей и управляемой подсистем. На первый план выходит свободный обмен мнениями и опытом в со-
обществе преподавателей и студентов, руководителей и подчиненных, что возможно при условии организации постоянного профессионально-личностного диалога в академическом сообществе вуза и прежде всего – в рамках коллективного субъекта образовательного процесса
3. принцип нацеленности на саморазвитие всех субъектов образовательного процесса, который заключается в активном созидательном процессе профессионально-личностного развития, осуществляемого будущими специа-
листами в сотрудничестве с профессорско-
Вывод по принципам
Реализация рассмотренных
Вывод?
Несмотря на существенные теоретические и практические предпосылки,
исследования проблемы обеспечения качества подготовки специалистов в вузе,
многие аспекты данной проблемы остаются недостаточно разработанными. Необ-
ходимо существенное уточнение современного понимания процесса обеспечения
качества образования в условиях вузовской образовательной модели, определение
сущности, содержания его составляющих, ведущих тенденций, принципов и педа-
гогических условий совершенствования системы управления.