Управление качеством образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:24, реферат

Описание работы

Социокультурная ситуация в России кардинально изменила роль и значение образования, сместив акценты на качество и его доступность для всех обучающихся. Обостряет проблему качества и вхождение России в единое образовательное пространство, в связи с присоединением в сентябре 2003 года к Болонской декларации (Я.И. Кузьминов, В.М. Филиппов). Таким образом, нарастает внимание общества к проблемам обеспечения качества образования на всех его ступенях, включая высшее профессиональное.

Файлы: 1 файл

конференция.docx

— 21.36 Кб (Скачать файл)

Введение?

социокультурная ситуация в России кардинально изменила  роль и значение образования, сместив акценты на  качество и его доступность для всех обучающихся. Обостряет проблему качества и вхождение России в единое образовательное пространство, в связи с присоединением в сентябре 2003 года к Болонской декларации (Я.И. Кузьминов, В.М. Филиппов). Таким образом, нарастает внимание общества к проблемам обеспечения качества образования на всех его ступенях, включая высшее профессиональное. 

Развивающаяся экономика выдвигает новые требования к сфере образования, и сейчас мы наблюдаем, по словам исследователей, «обострение проблематики качества». Сформулируем основные причины этого процесса.

1. Образование  не отвечает запросам развивающейся  экономики. Как след-

ствие, общество не удовлетворено качеством образования.

2. Возросшая  самостоятельность образовательных  учреждений и педаго-

гов.

3. Нормативно-правовая  неопределенность, в которой находятся  образова-

тельные учреждения. Вторая и третья причины  весьма схожи и определяют уве-

личение степени свободы, которой обладает образовательное учреждение при

большом количестве имеющихся вариантов действий, приводящих к неопреде-

ленности результата; весьма актуальным становится следование применяемым

стандартам, устоявшимся нормам.

4. Рост  инновационности системы образования. Понятие «инновация» име-

ет в педагогике положительный смысл, цель ее состоит в повышении качества об-

разования. Поэтому в условиях широкого распространения инновационных про-

цессов в образовании естественным представляется повышение интереса к про-

блемам качества. 

В мире разворачивается  движение по внедрению «систем качества», или «систем менеджмента качества», в образовательные системы. На протяжении последних лет разработано множество моделей и подходов к ее созданию, основанных на требованиях международных стандартов ИСО серии 9000, показателях рейтинга вузов, критериях конкурсов различных  уровней в области контроля качества образования.

 

Образование связано с рынком   труда, ресурсов, информации, интеллектуальной собственности, и, чтобы подготовить личность к жизни в условиях рыночных отношений, оно должно быть ориентировано на такие ценности, как самообразование, саморазвитие.

Отсюда и возникает вопрос:  каковы пути достижения высоких результатов в

обучении и воспитании молодёжи,  как система образования может обеспечить требуемое обществом и государством качество?

имеются разные трактовки понятия «качество образования», но смысл у всех сводится к одному:  это конечный результат функционирования образовательной деятельности,

определяющий  уровень знаний, опыт и способы  деятельности учащихся, с

одной стороны,  с другой -  эффективность предпринимаемых вузом образовательных мер,  выбранных педагогических решений и созданных для интеллектуального творчества учащихся условий. 

 

качество в образовании требует  обеспечения на пяти уровнях:

первый уровень  – качество обучающегося, его знания, умения,

навыки (ЗУН) и личностные качества;

второй уровень  – качество направления и специальности;

третий уровень  – качество образовательной организации и ее

система менеджмента качества (СМК);

четвертый уровень  – качество национальной образовательной

системы;

пятый уровень  – международный (созда-

ние единой международной конвенции по оценке

качества).

Процесс повышения  качества высшего образования до уровня современных требований нуждается  в управлении, которое должно основываться на системном подходе, позволяющем рассмотреть проблему качества образования как целостную систему во

всем многообразии ее внутренних и внешних связей.

 

Что значит управлять качеством образования? В соответствии с теорией менеджмента управлять качеством означает правильно выбрать и применить механизм

эффективного  воздействия управляющей системы  на все её элементы, то

есть на то,  что обеспечивает прямо или косвенно результат образования.

Назначение  управляющей системы заключается  в том,  чтобы определить цель образования как образ будущих результатов. Основными факторами,  оказывающими влияние на качество процессов и результатов образовательной деятельности вуза являются:

1) Нормативно-правовая  база;

2) Кадровый  потенциал;   

3) Научно-методическое  и информационное обеспечение  и т.д

Нормативно-правовая база,  регулирующая и регламентирующая

деятельность  образовательно-воспитательной системы,  обеспечивает

высокоорганизованный  педагогический процесс,  что является базовой

основой качественного образования.

Качество  образования в большей степени  зависит от кадрового

потенциала вуза (профессорско-преподавательского состава, организаторов

образования, обслуживающего персонала).

Профессиональная  компетентность,  конкурентоспособность,

возможности к самореализации,  к самосовершенствованию -  вот

личностные  качества педагогов, влияющие на качество образования.

Научно-методическое и информационное обеспечение

образовательного  процесса также является одним из важных факторов,

влияющих на качество, в состав которого входят программа развития вуза

и учебно-методические комплексы, учебные и компьютерные программы,

интерактивные учебники и другие средства обучения.

Тенденция использования в процессе подготовки специалиста

технологий,  обеспечивающих включение в учебный  процесс не только

предметного,  но и социального контекста будущей  профессиональной

деятельности, приводит к хорошим результатам.

Высшее образование в современных условиях должно приспособить свои

структуры и механизмы подготовки специалистов к новым потребностям в

области занятости с учётом неоднозначности  контингента.

Качество  преподавания подразумевает также  постоянное внимание к

вопросам,  имеющим отношение к качеству инфраструктуры и учебной

среды.  Все эти вопросы,  связанные  с качеством,  наряду с надлежащим

стремлением к хорошему руководству и управлению, играют важную роль

в определении  характера функционирования учебного заведения,  оценки

его деятельности в обществе в целом.

 

Актуальным  для проблемы качества высшего образования является вопрос о критериях определения качества

Наиболее  значимыми студенты считают следующие категории:

роль профессорско-преподавательского состава, трудоустройство выпускников и студенческий потенциал как элемент системы управления качеством высшего образования.

 

 От правильного целеполагания зависит выбор и построение модели образовательной системы,  продолжительность,  виды,  формы образования.  Цели должны быть ясны и тем,  кто учится,  и тем,  кто заинтересован результатом образования, – родителям, государственным и общественным заказчикам.

Студент с первых дней должен осознать постановку задачи, оценить свой личностный опыт и постоянно контролировать эффективность своих образовательных действий.

Подготовить компетентного специалиста ,- главная задача высшего образования, готового к решению профессиональных задач в соответствии с особенностями профессиональной деятельности. Каким образом достигать эту цель, вузы решают самостоятельно. В этих условиях существенно возрастает роль внутривузовского управления качеством образования.

 

принципы  управления качеством подготовки специалистов:

Системообразующим является принцип творческой активности субъектов образовательного процесса в реализации политики качества в вузе.

заинтересованное участие в решении задач профессиональной подготовки, активная позиция преподавателей и студентов порождают у них чувство удовлетворенности и уверенность в том, что их мнение важно для решения стра-тегических задач вуза

2.  принцип конструктивности диалогического взаимодей-

ствия субъектов образовательного процесса, который требует поиска взаимоприемлемых решений, инициативной позиции управляющей и управляемой подсистем. На первый план выходит свободный обмен мнениями и опытом в со-

обществе преподавателей и студентов, руководителей и подчиненных, что возможно при условии организации постоянного профессионально-личностного диалога в академическом сообществе вуза и прежде всего – в рамках коллективного субъекта образовательного процесса

3. принцип нацеленности на саморазвитие всех субъектов образовательного процесса, который заключается в активном созидательном процессе профессионально-личностного развития, осуществляемого будущими специа-

листами в сотрудничестве с профессорско-преподавательским составом.

Вывод по принципам

Реализация рассмотренных принципов  управления качеством обеспечивает эффективность функционирования и развития системы высшего профессионально-педагогического образования с учетом современных тенденций ориентации на интересы человека, создания необходимых условий для раскрытия его природы, организации ценностно-смыслового взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Вывод?

Несмотря  на существенные теоретические и  практические предпосылки,

исследования  проблемы обеспечения качества подготовки специалистов в вузе,

многие  аспекты данной проблемы остаются недостаточно разработанными. Необ-

ходимо существенное уточнение современного понимания процесса обеспечения

качества  образования в условиях вузовской  образовательной модели, определение 

сущности, содержания его составляющих, ведущих  тенденций, принципов и педа-

гогических условий совершенствования системы управления.

 


Информация о работе Управление качеством образования