Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:10, доклад
Коррекция - это исправление тех или иных расстройств, дефектов, нарушений.
Развитие - это глобальная идея современных психологических исследований. Развитие понимается как "закономерное изменение психической функции во времени, выражающееся в количественных, качественных и структурных преобразованиях". Применяя термин "Развитие", например, к мышлению конкретного ребёнка, имеют в виду изменения мышления в сторону использования более совершенных форм и способов, чем это свойственно предшествующему возрастному периоду.
Коррекция - это исправление тех или иных расстройств, дефектов, нарушений.
Развитие - это глобальная идея современных
психологических исследований. Развитие
понимается как "закономерное изменение
психической функции во времени,
выражающееся в количественных, качественных
и структурных преобразованиях"
На самоподготовке одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является коррекционно-развивающая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Коррекционно - развивающая игра развивает мыслительные действия, которые необходимы при работе с понятиями ( обобщение, абстрагирование, анализ, определение понятий), обучает важным мыслительным умениям, как понимание смысловой стороны языка, значений отдельных слов и текстов, развивает активную речь учащихся. Коррекционно - развивающие игры несут в себе две функции: они могут быть развивающего и коррекционного характера.
Для начальных классов игры выступают, как развивающие, так как используемые в них способы и приёмы мышления находятся в зоне ближайшего развития этих детей. Актуализируя и проводя в действие с помощью взрослого ряд внутренних процессов, функций и форм мышления, которые станут необходимыми в скором времени. В старших классах игры те же могут выступать, как коррекционные приёмы мышления ориентированные на актуальный уровень развития детей этого возраста. Я коррекционно - развивающие игры провожу в два этапа. В начальных классах главное внимание уделяла обучению таким важным мыслительным операциям, как обобщение и ограничение, анализ и сравнение, выделение существенных признаков и определение понятий. В старших классах внимание направлено на развитие мыслительно - речевой деятельности учащихся, а именно таких интеллектуальных умений, как понимание общего и переносного смысла текста, выделение главных мыслей, развитие активного и пассивного словаря. Коррекционно – развивающие игры ввожу в порядке возрастающей сложности и в ряде случаев логически связанных друг с другом, так как последующий мыслительный приём строится с опорой на предыдущий. Задание отбираю, которое ребёнок, объективно может выполнить хорошо. Это повысит его самооценку, улучшит настроение, поднимет готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к учению. Задания при этом не должны быть слишком лёгкими, не требующими от ребёнка определённых мыслей по преодолению трудностей, иначе они могут вызвать скуку. Игры должны иметь элементы новой информации. В то же время содержание объясняемого должно опираться на прошлые знания. Перед каждой новой игрой провожу вступительную беседу, объясняю, помогаю выполнять, контролирую выполнение, стимулирую активную умственную деятельность ребёнка, словом поощряю ребёнка, малейший его успех. При завершение игры провожу анализ, подчёркивая все положительные моменты и причины имеющихся недостатков. Коррекционно - развивающие игры провожу в разных формах: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, иногда сочетая друг с другом. Форма игры может меняться в зависимости от содержания того или иного задания.
Фронтальная форма. Задание читаю, дети выполняют устно или письменно на доске. Раздаю детям в виде карточек с одинаковым для всех или разным содержанием. Ответы возможны как в устной, так и в письменной форме. Есть и такие варианты, например, двое или трое учеников выполняют предложенные задания у доски (примеры на умножение - найти ошибку). Каждому из них назначается дублёр, который в случае затруднения напарника должен ему помочь. Коррекционно - развивающие игры провожу в форме дискуссии, задаю вопрос, вызываю ученика, желающего ответить и, выслушав ответ, спрашиваю у детей: "Кто согласен?", сопоставляю предложенные ответы, какие ответы являются правильными и почему. На каждой последующей подготовке игры повторяются, введённые ранее и предлагаю 2 - 3 новых упражнения, вовлекая в работу тех, кто ещё не проявил достаточной активности. В проведение занятия включаю элементы игры, соревнования.
Групповая форма. Игры провожу группами, учащиеся работают, обсуждая решение отдельных задач между собой и воспитателем, при этом организуется соревнование. Правильный ответ, быстрое решение каждого типа заданий вознаграждаются фишками; по этому показателю определяют победителей. Коррекция, осуществляемая в "микрогруппах" (по 2 - 5 человек) оказывается очень эффективной, т. к. позволяет организовать конструктивное общение между детьми и сохранить возможности диалога с каждым учеником. В группе из 5 человек избирается староста, выдаю ему задание и прошу взять на себя руководство их выполнения. Ученики знакомятся с заданием и каждый приступает к его решению. После выполнения задания каждый сообщает старосте группы свой ответ, если он совпадает с ответом остальных, то группа переходит к другому заданию, если нет - начинается обсуждение. За групповой работой может последовать фронтальная. Если 2 группы имеют разные ответы на одно и то же задание, пишу ответы на доске. Затем в беседе с детьми выясняю, какой из ответов является правильным и почему. Также разбираю и ошибочный вариант и выясняю по какой причине была ошибка. Нужно чтобы каждый раз в игре побывал новый ученик в роли старосты, поскольку эта роль способствует повышению интереса к работе даже у тех, у кого раньше не отмечался. Такая организация не даст кому то спрятаться за спины товарищей, не позволит не принимать участия в работе.
Даю детям индивидуальные коррекционно - развивающие игры, т. к. темп работы каждого учащегося может быть различным в зависимости от исходного уровня его мышления и других индивидуальных особенностей. В начале каждого нового занятия даю учащемуся возможность вспомнить какие упражнения он делал в прошлый раз и предлагаю ещё раз их выполнить. Если учащийся справился с этим заданием самостоятельно, легко и без ошибок, чётко понимая, какую операцию нужно осуществить, можно переходить к новому типу заданий. Если же возникают какие либо затруднения, следует ещё раз совместно разобрать способ выполнения данного типа заданий. С некоторыми учениками необходимо повторять пройденный материал несколько раз. В итоге стараюсь добиться, чтобы задание целиком выполнялось самостоятельно и без ошибок. В такой ситуации стараюсь оказать ребёнку психологическую поддержку: стараюсь выделять успешные действия, демонстрировать веру в него, в его силы и способности и всячески, словами или действиями, сообщать ему об этом.