Урок как форма организации обучения в школе. Типы и виды уроков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 14:10, реферат

Описание работы

Сфера образования – это в основном школа. В школе осуществляется обучение и воспитание детей. Учебно-воспитательный процесс включает в себя обучение и внеклассную воспитательную работу. Процесс обучение растянут во времени и пространстве, в нём большое количество участников, сложное, ёмкое и периодически меняющееся содержание, методы и средства обучения. Управлять этим процессом, без структуризации, практически невозможно. Поэтому весь процесс подразделяется на годы обучения детей, по количеству участников, по учебным предметам.

Файлы: 1 файл

Урок как форма организации обучения в школ2.doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)


ТЕМА: УРОК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.

             ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ.

Урок как форма организации обучения в школе.

Урок – это форма организации учебно-воспитательного процесса в школе. Самое распространённое его определение. Оно устраивает многих, потому что оно достаточно просто и понятно показывает место урока в системе образования.

Сфера образования – это в основном школа. В школе осуществляется обучение и воспитание детей. Учебно-воспитательный процесс включает в себя обучение и внеклассную воспитательную работу. Процесс обучение растянут во  времени и пространстве, в нём большое количество участников, сложное, ёмкое и периодически меняющееся содержание, методы и средства обучения. Управлять этим процессом, без структуризации, практически невозможно. Поэтому весь процесс подразделяется на годы обучения детей, по количеству участников, по учебным предметам. Так, мы делим детей по классам согласно возрасту и подготовке. Количество учащихся в каждом классе – 25-30 человек. Всё содержание образования делится на учебные дисциплины, которые, в свою очередь, разделяются по годам обучения на так называемые предметы, каждый такой предмет – на темы. Так же точно определяется время, отводимое для изучения учебных предметов и тем – это отрезки по 45 минут. В результате мы получаем определенный отрезок времени, на протяжении которого изучается один предмет по одной теме с одним и тем же составом учащихся – классом. Таким образом, урок даёт основание для деления всей массы обучающихся детей на классы, содержания образования на учебные предметы и темы внутри них, времени, отводимого для освоения предмета и темы.

В этом состоит главная организационная функция урока, его основное назначение. Поэтому он и относится к формам организации процесса обучения как составная часть всего учебно-воспитательного процесса школы. Из-за такого структурирования учебно-воспитательного процесса наше школьное образование определяется как предметно-классно-урочная система.

Урок есть форма организации педагогического процесса на самом уроке. Педагогический процесс имеет свою чёткую, выверенную временем структуру. В него входят такие компоненты, как педагогические цель, принципы, содержание, методы, средства и формы его организации. У урока есть свои специфические цели, опорные принципы, своё содержание, методы и средства работы с ним, отличающие его от других форм организации педагогического процесса.

Какими бы ни были цели, форма просто обязывает учителя подобрать такие принципы, содержание, методы и средства, чтобы их достичь. Учитель это отбирает, исходя из своих возможностей. Урок логически всё «расставляет» на свои места, «соотносит» между собой компоненты, «дозирует», «корректирует» их. Делается всё это с помощью методической структуры урока. Благодаря особой внутренней организации педагогического процесса урок отличается от других организационных  форм обучения.

Таким образом, урок является организующим средством для всего  учебно-воспитательного процесса, осуществляемой школой, в том числе и на уроке.

Урок как форма организации процесса познания учащимися действительности. Главное здесь – процесс познания действительности учащимися через освоение определенных учебных дисциплин. Этот процесс тоже структурирован. В него входят те действия, с помощью которых учащийся воспринимает материал урока, осознаёт его, запоминает, использует. В свою очередь, эти действия опираются на активную психическую деятельность – ощущения, восприятия, мышление, память, внимание, воображение – и одновременно направлены на их развитие. Без квалифицированной помощи учителя эти процессы у ученика по отношению к предмету познания протекали бы стихийно и были бы неполными, фрагментарными, неточными, случайными. Они не обеспечили бы действительно глубокого, объективного и полного усвоение темы, проблемы и вопроса. Учитель организует этот процесс посредством специального объяснения, показа, повторения, уточнения, использования и контроля. Логика протекания психических процессов, именуемых ещё и познавательными, определяется учителем с помощью специальных педагогических действий. Эта логика диктуется учителю временем урока, особенностями темы, уровнем развития учащихся, степенью владения самим учителем темы или иными приёмами и методами, наличием дидактических средств обучения.

Начальное и главное назначение урока – организовывать  познавательный процесс ребёнка, стимулировать его, направлять и развивать. И если на уроке дети не задают вопросов, учат материал ради отметок или похвалы, значит, у них познавательный процесс приглушён, не востребован или направлен совсем на другой предмет познания, а не на изучаемый в классе. Это также значит, что для такого ребёнка урок проходит впустую, а может и хуже того – воспитывает в нём человека, не способного адекватно и творчески жить в этом мире.

Урок есть форма организации познания действительности самим учителем. Это очень важный момент в обучении. Действительно, обращаясь, каждый раз к одному и тому же материалу, учитель его перестраивает, находит новое содержание, новую логику изложения, накапливает опыт более доходчивого и прямого способа его освоения учащимися. Так что у нормального учителя утомительных повторов просто не бывает. Учитель углубляет познания предмета, вскрывает новые связи и отношения, вырабатывает новые оценки. К тому же из года в год  учитель  начитывает новый материал по своему предмету, накапливает его, включает в процесс преподавания. Всё это делается на уроке и ради урока, поскольку функция учителя – найти адекватные учащимися способы обучения познанию.

К тому же учитель по отношению к своим воспитанникам всегда исследователь. Он непрерывно изучает учащихся, их характеры, интересы, учебные возможности и многое другое. Ученик для учителя – постоянно присутствующий и всегда новый объект познания.

Наконец, учитель рефлексирует, свою деятельность оценивания её успешность. Познание самого себя и своей деятельности – залог роста и развития мастерства и путь к успеху.

Урок есть процесс организации взаимодействия и взаимосвязи двух познавательных процессов – учителя и ученика. Взаимодействие, при котором один процесс переходит в другой при смене ведущего. Если учитель умеет организовать такое взаимодействие  на пути движения к истине, т. е. к полному познанию предмета изучения, это учитель высшего пилотажа. Вся  красота и правда урока кроется именно в этом. Внешне этот процесс взаимного перехода познавательных процессов от учителя к ученикам и обратно выглядит как движение от незнания к знанию, от малого и неточного знания к большему и более точному знанию.

Урок в школе выполняет массу организационных функций и потому является формой организации образовательной деятельности по многим направлениям. Во-первых, с помощью урока упорядочивается весь учебно-воспитательный процесс. Во-вторых, урок способствует особой организации педагогического процесса внутри него самого, помогая учителю целенаправленно сводить в целостное единство все его компоненты. В-третьих, урок организует познавательные процессы учителя и ученика и их взаимодействие.

 

Типы и виды уроков.

Тип урока отражает особенности его методического построения в зависимости от поставленных дидактических задач. Принято выделять следующие типы урока:

- урок актуализации ранее усвоенных знаний;

- урок формирования новых знаний и умений;

- комбинированный урок.

Урок актуализации ранее усвоенных знаний как самостоятельный тип урока очень распространен в школьной практике. Он называется проще – уроком проверки знаний или уроком контроля.

Функции:

- повторение материала предыдущего урока;

-восстановление любых ранее полученных знаний, необходимых для усвоения нового материала;

- актуализации учебного материала как основа новой темы;

- закрепление вновь полученных знаний;

- критический анализ ранее полученных знаний;

- углубление и расширение ранее полученных знаний;

-обобщение и систематизация ранее полученных знаний;

- контроль и оценивание уровня освоение ранее полученных знаний;

- применение ранее полученных знаний в новых условиях.

Урок актуализации ранее изученного материала располагает огромными возможностями  своего педагогического, методического и психологического построения. Именно на таком уроке  возможна разнообразная обработка знаний, в котором непосредственно участвуют и сами учащиеся. Использование таких уроков, как показывает опыт, значительно поднимает уровень осознанного обучения учащихся, повышает их мотивацию и интерес к материалу.

Урок формирования новых знаний. Суть урока состоит в организации первичного предъявления  материала учителем и восприятии его материала учащимися. К такому типу относятся уроки, выполняющими следующие дидактические функции:

- первичное введение учащихся в новую тему, проблему, вопрос;

- организация поисковой работы учащихся по выявлению источников информации о предмете познания;

- непосредственное проведение учебного исследования;

- прямая передача (изложение) новых знаний учащимся;

- определение контуров новой изучаемой темы, её обобщенное предъявление;

- объяснение источников и методов самостоятельной работы с ними;

- объяснение домашнего задания поискового характера.

Как видим,  на одном уроке этого типа могут решаться самые разные методические задачи – постановочного, инструктивного, разъяснительного, иллюстративного, проблемного, поискового характера. Главное в таком уроке – это создание учителем условий благоприятствующих развёртыванию и развитию познавательного процесса на новом материале, стимулирование его активного восприятия, организация поиска, приобретение, усвоения, освоения, овладения им.

Уроки формирование новых знаний и умений проводятся в школах довольно часто, но к сожалению, пока их не так много. Педагоги жалеют на это время, считая целесообразно делать это внутри урока и поэтому чаще всего прибегают к комбинированному уроку.

Комбинированный урок – это третий тип урока в школе. Особенность его состоит в том, что он совмещает два описанных выше типа и способен решать практически любые дидактические задачи.

Комбинированный урок проводится тогда, когда на освоение той или иной темы отводится мало времени и в самые сжатые сроки надо осуществить весь познавательный цикл – от первичного восприятия материала до проверки его усвоения. А поскольку таких тем много, то и получается, что учитель вынужден использовать именно этот тип урока.

Комбинированный урок располагает многими возможностями:

1.можно по разному располагать методические компоненты урока. Например, актуализацию знаний  проводить одновременно с предъявлением нового материала, домашнее задание тоже задавать в любом месте урока, где появляется такая возможность.

2.вариантов постановки целей и задач, построения содержания, выбора методов, приёмов и средств обучения такое множество, что иногда удивляешься, почему ими так мало пользуются некоторые учителя.

Виды уроков.

Виды уроков различаются по ведущему методу обучения, используемому на нём и выполняющему системообразующую функцию по отношению ко всему уроку. Видов урока, естественно, больше, чем типов. К ним относятся:

- арт-урок;

- урок –экскурсия;

- урок-лекция;

- киноурок;

- урок-игра;

- телеурок;

- компьютерный урок;

- урок-семинар;

- урок беседа;

- урок- дискуссия;

- урок-самостоятельная работа и др.

Охарактеризуем некоторые виды уроков.

Урок-беседа используется довольно часто. Беседа – это  особым образом организованное общение, когда его участники выступают на равных, как партнёры, как субъекты общения.

Урок-беседа строится на диалоговой основе с помощью вопросно-ответной системы. В идеале такой урок выстраивается как коллективный поиск решения поставленной проблемы. При этом к поиску подключаются не только научные источники и их знание, а личный опыт, обыденные знания детей и учителя. Эти знания взаимно дополняют и корректируют друг друга.

Уроки-беседы являются любимыми уроками учащихся почти всех возрастов. Эти уроки не предполагают выставления отметок и оценивания выступлений, на них не проводится анализ выступлений.

Урок-лекция проводится преимущественно по сложным и проблемным вопросам учебной дисциплины. Они строятся на обобщении большого материала, привлечении результатов последних исследований и источников, их описывающих. Благодаря этому виду урока учитель получает возможность систематизировать, обобщать, интегрировать, моделировать сложный или слишком объёмный материал.

Урок-дискуссия строится на обсуждении проблемных вопросов, не имеющих однозначного и тем более известного решения. На таком уроке заранее предполагается наличие нескольких мнений, оценок, отношений. Следовательно, далеко не все учебные темы могут быть дискуссионными.

Учебные дискуссии допускают спор, столкновение и борьбу мнений, использование доказательств, подсказок, наводящих вопросов. Все способы общения, кроме запрещенных, могут быть здесь использованы для убеждения противоположной стороны в своей правоте.

Для проведения таких уроков тщательно надо подбирать тему, быть готовым к тому, что все участники останутся при своих мнениях и даже перессорятся между собой, что мнение учителя может вообще быть не замеченным.  Идя на такой урок, надо быть во всеоружии доказательств своего мнения. Урок заранее планируется, и план доводится до учащихся.

Информация о работе Урок как форма организации обучения в школе. Типы и виды уроков